Виктор Минин: Моя история о траектории взаимовыгодного роста и процветания

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - МИА «Казинформ» публикует конкурсную работу на тему: «Моя история о траектории взаимовыгодного роста и процветания». Подробности о конкурсе можно узнать по этой ссылке.

На дворе - ХХI век. Век стремительного развития всего и вся. Но какое место в новейшей истории занимает Казахстан - молодое суверенное государство с мощнейшим экономическим потенциалом, крупным  авторитетом на мировой политической арене? Какова траектория взаимовыгодного роста и дальнейшего развития? Общеизвестно же, что  движение - это жизнь...

Французский аналитик Клод Леблан в своей статье «Казахстан хочет играть в высшей лиге», опубликованной в газете I'Opinion,  подчеркнул, что Казахстан «стремится сегодня изменить свой имидж и продемонстрировать новый потенциал, чтобы стать участником перемен, происходящих в этой части мира... Власти осознали преимущества своего стратегического положения на стыке между Дальним Востоком и Европой...».

Казахстан с его огромной территорией - 9-й по площади в мире - является важнейшим геополитическим игроком. И не случайно председатель КНР Си Цзиньпин во время своего первого официального визита в Казахстан в сентябре 2013 года впервые озвучил, что символично, именно в Астане свою идею строительства экономического пояса Шелкового пути.

Безусловно, инициатива великого восточного соседа, чья экономика являлась на тот момент одной из крупнейших в мире, а с 2014 года стала уже и первой экономикой мира по ВВП (ППС) (Казахстан - на 42 месте из более 190 государств по подсчету  МВФ и списку Всемирного банка) - это огромный потенциал для нашей страны, сделавшей ставку на открытость для достижения заветной цели - вхождение в число 30 ведущих экономик мира.

Как подчеркнул в июне этого года в эксклюзивном интервью китайскому агентству «Синьхуа» Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев, «мы высоко оцениваем результаты совместных масштабных усилий по возрождению древнего Шелкового пути. Важнейшим в этом грандиозном деле является сопряжение «Экономического пояса Шелквого пути, который является частью китайской глобальной инициативы «Один пояс - один путь» и нашей Новой экономической программы «Нурлы жол». За эти пять  лет мы достигли на данном пути значительного прогресса.

Наше взаимодействие носит интенсивный характер, охватывая многие сферы экономики - транспортную инфраструктуру, торговлю, обрабатывающую промышленность, энергетический потенциал, сельское хозяйство и другие перспективные области.

Сегодня уже созданы и функционируют транспортно-логические маршруты по направлениям Китай-Европа-Китай и Китай - Центральная Азия-Китай, которые позволяют раскрыть транзитный и экспортно-импортный потенциал Казахстана.

Опорными точками сотрудничества являются построенный в 2014 году терминал в морском порту Ляньюньган и введенный недавно в строй в Казахстане «сухой порт» на базе свободной экономической зоны «Хоргос-Восточные ворота». Реализация этих масштабных проектов позволила значительно увеличить объем регулярных контейнерных перевозок в направлении Китай-Европа-Китай.

Также в конце прошлого года завершено строительство казахстанского участка международного транзитного коридора Западная Европа - Западный Китай, который станет кратчайшим автодорожным маршрутом до Европы».

Как отметил в журнале Forbes американский политолог, специализирующийся на Евразии, Восточной Европе и Ближнем Востоке Ариэль Коэн, Казахстан превратил свои углеводородные ресурсы и сушу протяженностью 3000 километров, растянувшуюся от границ Китая до Европы, в «застежку» китайской инициативы «Один пояс - один путь».

И за примерами далеко ходить не надо. Так, в 2017 году китайская железная дорога перевезла через территорию Казахстана 8 млн тонн груза. В ближайшей перспективе эта цифра должна достигнуть 30 млн тонн после полного завершения создания «Хоргосских ворот» - двустороннего проекта Китая и Казахстана, обещающего стать самым большим в мире сухим портом.

Выступая на церемонии открытия ежегодного совещания Боаоского азиатского форума-2015, председатель КНР Си Цзиньпин в своей программной речи «Шаг к сообществу общей судьбы» подчеркнул, что «Один пояс - один путь» не будет соло Китая, а настоящий хор всех стран вдоль маршрутов проекта. Открытие нового будущего Азии и становление сообщества с общей судьбой является процессом взаимодействия и взаимовыигрыша, создание взаимосвязанного узла экономических интересов.

Безусловно, стратегия экономического развития «Один пояс - один путь» не имеет аналогов в мировой истории. Судите сами. В стратегию входят несколько крупномасштабных проектов. Прежде всего, то экономический пояс Шелкового пути с его основными маршрутами: Северный (Китай - Центральная Азия - Европа (до Балтийского моря), Центральный (Китай - Центральная и Западная Азия - Персидский залив и Средиземное море), Южный (Китай - Юго-Восточная Азия - Южная Азия - Индийский океан).

Весьма заманчивым видится и Морской шелковый путь ХХI века: из морских портов Китая через Южно-Китайское море в южную акваторию Тихого океана; из морских портов Китая через Южно-Китайское море до Индийского океана и далее до Европы, что сокращает морской путь на 1200 километров.         

При этом в данных направлениях планируется создание ряда международных коридоров экономического сотрудничества: «Китай - Монголия - Россия», «Китай - Центральная Азия - Западная Азия», «Китай - Индокитай», «Китай - Пакистан», «Бангладеш - Индия - Мьянма - Китай».

Безусловно, заслуживает пристального внимания и проект строительства высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали из Пекина в Москву через Казахстан (ВСМ «Евразия»). Даже трудно представить, что в случае его реализации из Пекина в Москву можно будет доехать поездом всего лишь за двое суток, из Алматы до Москвы - за сутки.

Сегодня можно смело утверждать, что глобальный проект не просто успешно стартовал, но он уверенно претворяется в жизнь. На сегодняшний Китай для обеспечения финансовой основы проекта учредил Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и фонд Экономического пояса Шелкового пути, в который вложил порядка 40 млрд долларов США.

Поражают цифры. Так, на территориях стран, где пройдут заявленные пути, проживают 63% населения планеты, к реализации проекта присоединились более 100 государств мира и международных организаций, более 40 из которых уже подписали соглашения о сотрудничестве с Китаем. На сегодняшний день Китайской Народной Республикой с 2013 года уже инвестировано в экономику стран в рамках «Одного пояса - одного пути» более 50 млрд долларов, в том числе в экономику Казахстана свыше 14 млрд долларов США, в 20 странах китайской стороной создано 56 зон торгово-экономического сотрудничества и 180 тысяч рабочих мест. И ведь это только начало.

В своем интервью китайским СМИ в сентябре 2016 года в преддверии саммита «Большой двадцатки» лидер Казахстана Нурсултан Назарбаев на вопрос «С Председателем КНР Си Цзиньпином Вы уже достигли консенсуса по сопряжению инициативы «Экономический пояс Шелкового пути» с программой «Нурлы жол» Казахстан также участвует в управлении Азиатским банком инфраструктурных инвестиций. Какой опыт сотрудничества Китай и Казахстан могут продемонстрировать другим странам?» ответил следующее: «Китайской стороной выделяются три основных маршрута, два из которых дополняют казахстанскую инфраструктурную программу «Нурлы жол»: из Китая через Центральную Азию, Россию в Европу, (до Балтийского моря) и из Китая через Центральную Азию, Западную Азию к Персидскому заливу, Средиземному морю.         

В рамках программы «Нурлы жол» мы работаем над развитием своей инфраструктуры, выращивая мощный транспортно-логистический хаб Центральной Азии. Сейчас в нашей стране реализуются 16 проектов, которые позволят увеличить эффективность транзитных перевозок по Казахстану...».

Более того, на сегодняшний день перечень инвестиционных проектов Китая в Казахстане охватывает 51 предприятие на сумму около 27 млрд долларов. А это, в том числе, и создание новых постоянных и доходных рабочих мест, которых у нас в стране пока еще не хватает, имеет огромное значение. По мнению партнера «GRATA International» и руководителя практики «Банки и партнеры» Шаймердена Чиканаева, благодаря участию Казахстана в проекте «Один пояс - один путь» у Казахстана есть шанс стать лучшей страной в рамках этой инициативы и дверью для Китая в Евразийский экономический союз, единый мировой рынок.

 

Виктор Минин, журналист

Караганда

Сейчас читают