Вековой ожау для разливания кумыса сохранился в музее Акмолинской области

None
None
КОКШЕТАУ. КАЗИНФОРМ - Уникальный костяной ожау для разливания кумыса хранится в фондах акмолинского областного историко-краеведческого музея. Об истории экспоната и его использовании во время празднования Наурыза корреспонденту МИА «Казинформ» рассказала младший научный сотрудник музея Кумис Касымбаева.

Судя по надписи, сохранившейся на ручке экспоната, ожау, изготовленному из рога архара, - 95 лет. Арабскими буквами выгравировано «Габдулла ибн Халиулла ибн Абдирахим ходжа 1340 г.», что по нынешнему летоисчислению означает 1924 год.

«К нам в фонды музея этот костяной ожау для разливания кумыса поступил в 60-е годы. Он, как свидетельствует надпись, был сделан для человека, совершившего хадж в Мекку. Этот уникальный экспонат - редкостный по красоте и сложности работы. Здесь мастер уделил внимание выразительности формы. Ручка изделия резная, удлиненная, со сложными ответвлениями, и заканчивается объемной головкой из двух полусфер, разделенных тонкой резной перемычкой. Когда ожау с изогнутой ручкой ложили в тегене с кумысом, то казалось что в чаше плывет лебедь», - рассказала Казинформу К. Касымбаева.

По словам собеседницы, кумыс при длительном взбалтывании насыщался кислородом и разливаемый таким ожау стекал ровной аккуратной струйкой. На его стенках не оставалось слизистого налета, который портит вкус пищи.

«Ожау не роняют, его подвешивают на крючок, а если кладут, то не в поворотном положении, а обращенной вверх емкостью. Раньше кожаную и деревянную посуду окуривали дымом с благопожеланиями, чтобы приплод был хорошим, молочной продукции было вдоволь и год был удачным», - добавляет К. Касымбаева.

Как отмечает собеседница, во время празднования Наурыза особенным сакральным смыслом наделялась именно посуда для молочных продуктов, кумыса. В кумысные наборы, кроме тегене, тостаганов и ожау, входили мутовки для взбалтывания кумыса - піспек с күміс бас. Все эти предметы покрывались накладными пластинами из серебра или кости.

«Сакральным был и сам ожау. Когда им перемешавали кумыс, считалось, что наступала гармония, вселенная приходила в порядок. Ну и, конечно, женщины аула в больших котлах готовили главное ритуальное блюдо праздника - наурыз коже. В составе обязательно присутствовали 7 компонентов: мясо (остаток от зимнего забоя - согыма - копченое, вяленое, свежее), злаки (пшеница, просо, рис, пшено и другие) и молочная продукция. В наурыз коже соединяются продукты уходящего года и молочные продукты нового года. Все должны досыта поесть наурыз коже с пожеланиями удачи и достатка в новом году. Как говорят: «Ұлыс күні қазан толса, ол жылы ақ мол болар» (Если будет казан полон в день Наурыза, будет вдоволь всего в новом году). А для тех, кто был в пути или далеко, обязательно оставляли сыбага - угощение с праздника», - добавляет К. Касымбаева.

Сейчас читают