В ҚТЖ подвели итоги и определили точки дальнейшего роста

None
None
НУР-СУЛТАН. КАЗИНФОРМ - В Нур-Султане прошло заседание Общественного совета АО «Самрук-Қазына» под председательством Болата Жамишева, где заслушан отчет национальной компании «Қазақстан темір жолы».

«Сегодня мы заслушиваем отчет ҚТЖ. Это национальная компания, деятельность которой интересна не только грузоотправителям, логистическим компаниям и тем, кто взаимодействует с ними, но и всем гражданам. Деятельность ҚТЖ очень важна в социальном, экономическом и политическом плане для страны», - сказал Болат Жамишев перед началом заседания.

В ходе публичного обсуждения заместитель председателя правления «Қазақстан темір жолы» по стратегии и цифровизации Ануар Ахметжанов обратил внимание участников на то, что ҚТЖ – это не только системообразующая транспортно-логистическая компания, но и крупнейший работодатель в стране.

Он отметил, что 2021 год компания завершила с хорошими показателями.

«Тарифный грузооборот достиг 233 млрд ткм. Это наивысший показатель за годы независимости. Впервые объем контейнерных перевозок превысил 1 млн ДФЭ. Получен положительный финансовый результат в размере 120 млрд тенге. Долгосрочный рейтинг АО «НК «ҚТЖ» повышен до уровня «ВВ», - рассказал Ануар Ахметжанов.

Чистая прибыль компании в прошлом году превысила 119 млрд тенге. Важной проблемой остается большой размер внешнего долга холдинга. Долю обязательств ҚТЖ в «твердой» валюте за последние три года удалось снизить с 57% до 36%. По состоянию на 1 мая текущего года консолидированный долг нацкомпании составил 1,9 трлн тенге (по номиналу), из них 36% в «твердой» валюте.

«У нас в этом году погашение долгов почти на 300 млрд тенге. Мы из года в год последние 7-8 лет вынуждены не гасить долги, а постоянно рефинансировать. Наш долг в принципе не меняется за последнее время», - уточнил управляющий директор по финансам АО «НК «ҚТЖ» Даир Кушеров.

При этом финансовое положение нацкомпании, вопросы содержания и обновления активов железной дороги напрямую зависят от тарифов. Действующие тарифы недостаточны для поддержания инфраструктуры, своевременного обновления локомотивного парка и подвижного состава, а также модернизации информационных систем.

«Рост тарифов на услуги ҚТЖ постоянно отстает от роста цен на промышленные товары, тем самым вынуждая компанию сокращать расходы на развитие и уменьшать объем закупки необходимых товаров и услуг. Тариф ҚТЖ остается одним из самых низких в СНГ», - подчеркнул заместитель председателя правления АО «НК «ҚТЖ» по стратегии и цифровизации Ануар Ахметжанов.

По его словам, тарифная политика сформирована в условиях отсутствия на рынке грузовых перевозок частных перевозчиков.

«Нельзя забывать, что помимо доходных перевозок есть и нерентабельные, которые зачастую неинтересны частным перевозчикам, но имеют социально-экономическое значение. Национальный перевозчик без права выбора осуществляет такие виды перевозок, при этом теряя свою конкурентоспособность в рентабельных секторах», - добавил он.

Не все расходы ҚТЖ покрываются тарифом. Как крупнейший работодатель в стране компания уделяет большое внимание социальному положению своих сотрудников и развитию кадрового потенциала.

В 2021 года заработная плата производственного персонала выросла на 20%, а с января текущего года еще на 30%. Каждый сотрудник имеет социальный пакет, включающий различные льготы.

Нацкомпания уделяет большое внимание безопасности и охране труда работников.

«В 2021 году на охрану труда выделено 14 млрд тенге. В компании действует право работника на остановку или отказ от работы, в случае если существует потенциальная опасность на рабочем месте. В 2021 году такой возможностью воспользовалось около 600 работников», - пояснил Ануар Ахметжанов.

В результате недофинансирования нет возможности заняться ремонтом действующей инфраструктуры. 60% парка локомотивов старше 30 лет, с износом свыше 90%, а износ вагонного парка составляет 54%.

Компания строит большие планы на будущее. Членам Общественного совета рассказали о новых инфраструктурных проектах.

Это модернизация железнодорожного коридора «Достык-Мойынты». Проект позволит увеличить пропускную способность участка до 60 пар поездов и повысить скорость движения контейнерных поездов до 1 500 км/сутки. При его реализации 2880 человек получат рабочее место.

Компания планирует строительство обводной железнодорожной линии станции Алматы, что обеспечит разгрузку Алматинского узла за счет переориентации грузопотока.

Есть планы и по цифровизации. В марте текущего года совет директоров уже утвердил IT-стратегию компании до 2026 года.

«Уйдем от «зоопарка» IT-систем, зависимости от иностранных вендоров, перейдем к формату работы по принципу «Data driven company». Поэтапно заменим старые системы на современные, используя платформенный и микросервисный подходы», - заключил Ануар Ахметжанов.

Общественный совет АО «Самрук-Қазына» сформирован в декабре 2021 года путем открытого конкурсного отбора кандидатов. На сегодняшний день Совет состоит из 10 членов.


Сейчас читают