В 2019 году казахстанские банки были оштрафованы на 18 млн тенге
По данным Агентства, в 2019 году в отношении банков в рамках защиты прав потребителей финансовых услуг применено 294 меры воздействия, в том числе: 32 административных штрафа, 259 рекомендательных мер надзорного реагирования; 3 письменных предписания.
Результаты проведенного анализа показали, что банками в большинстве случаев не соблюдаются следующие порядки, которые связаны с осуществлением: обслуживания банковских займов; платежей и переводов денег; обслуживания банкоматов и банковских счетов.
За последний период наблюдается ежегодная тенденция по увеличению количества принятых мер воздействия в отношении банков, отметили в регуляторе.
Количество мер воздействия и санкций (штрафов), принятых в отношении банков в 2019 году, в разрезе банков приведено в таблице:
Наименование банка | В % от общего количества | Количество мер |
АО «Народный банк Казахстана» | 23,81% | 70 |
АО «ForteBank» | 11,22% | 33 |
ДБ АО «Сбербанк России» | 8,84% | 26 |
ДБ АО «Банк Хоум Кредит» | 8,16% | 24 |
АО «Kaspi Bank» | 7,82% | 23 |
АО «Евразийский банк» | 6,12% | 18 |
ДБ АО «Альфа-Банк» | 5,78% | 17 |
АО «АТФ Банк» | 5,78% | 17 |
АО «Банк Центр Кредит» | 5,78% | 17 |
АО «Казпочта» | 3,74% | 11 |
АО «Нурбанк» | 3,06% | 9 |
АО «Asia Credit Bank» | 2,72% | 8 |
АО «First Heartland Jysan Bank» | 2,04% | 6 |
АО «Банк Kassa Nova» | 1,02% | 3 |
АО «АТФ Банк» | 1,02% | 3 |
АО «Altyn Bank» | 1,02% | 3 |
АО «Жилищный сберегательный банк Казахстана» | 0,68% | 2 |
АО ДБ «Альфа-Банк» | 0,34% | 1 |
АО «Bank RBK» | 0,34% | 1 |
АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» | 0,34% | 1 |
АО «Tengri Bank» | 0,34% | 1 |
Всего | 100,00% | 294 |
В 2019 году общая сумма вынесенных административных штрафов в отношении банков составила 18 251 237,05 тенге.
Основные нарушения, допущенные банками, по которым предусмотрена административная ответственность: предоставление сведений о субъекте кредитной истории в кредитное бюро без его согласия;
С 1 января 2020 года функции по обеспечению надлежащего уровня защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг от Национального банка и его территориальных филиалов переданы в Агентство, в регионах Казахстана – в управления региональных представителей Агентства.
В этой связи потребители финансовых услуг в случае нарушения своих прав вправе обратиться в Агентство, Общественную приемную при Агентстве, в регионах – по территориальной принадлежности в Управления региональных представителей Агентства, а также можно обратиться к банковскому омбудсмену.