Уголовная ответственность и спецпрограммы: как детей за рубежом защищают от буллинга

насилие
Фото: midjourney

 Тема психологического давления и физического насилия, а также унижения детей в школах с каждым годом становится серьезной проблемой во многих странах мира. О причинах возникновения школьного буллинга, последствиях и опыте зарубежных стран в борьбе с этим злом, читайте в материале собственного корреспондента агентства Kazinform

Что такое школьный буллинг?

Буллинг долгое время оставался за пределами внимания психологов, однако в конце XX века стало появляться все больше публикаций, посвященных признакам травли, ее формам, присущей ей структуре отношений, предпосылкам.

По статистике ЮНЕСКО, каждый год в мире буллингу подвергаются 246 млн детей и подростков. Буллинг – это травля, проявление агрессии и издевательства, направленные на одного и того же ученика со стороны другого ребенка, а в отдельных случаях группой детей. Различают разные виды агрессивного преследования: психологическое, физическое, экономическое и кибербуллинг, проявляемое во всех возрастных и социальных группах.

Буллинг в отличие от простого конфликта или ссоры длится долго на систематичной основе. Он проявляется не только в школах, но и в армии, рабочих коллективах и других комьюнити. Однако именно школьный буллинг несет наиболее тяжелые последствия. С точки зрения психологии он негативно влияет и на жертву, и на тех, кто ее травит, и даже на безмолвных свидетелей.

Причины его возникновения в школьной среде

Причины возникновения школьного буллингапрежде всего кроются в любых отличиях жертвы от других школьников. Среди наиболее распространенных вариантов причин начала травли являются индивидуальные особенности жертвы, такие как выраженные отставания в уровне развития, физиологические особенности: низкий или наоборот высокий рост, слаборазвитое телосложение, яркий цвет волос, форма носа и т.п., отсутствие у жертвы стойкости духа и сильного характера.

Очень часто под определение школьного буллинга попадает отношение к новичкам в классе, когда сложившийся школьный коллектив единым мнением выражает новому ученику без особых оснований свое негативное отношение. Наиболее страшной и опасной для несформированной и чувствительной психики ребенка форм буллинга, кроме непосредственного физического воздействия, является бойкот, когда ребенка намеренно игнорирует его социальная группа. Именно такая социальная изоляция приводит к суицидальным попыткам, самоповреждению, а также нарушению психики. Помимо перечисленных причин также основаниями для буллинга могут послужить этнический признак жертвы, школьные неудачи или победы.

Очень часто буллинг выражается в виде физического насилия, как вариант крайней формы проявления, когда стадии психологического давления не нашли отпора со стороны жертвы.

Нельзя не отметить также в качестве причин возникновения и присутствия буллинга в школах это позиции отдельных педагогов, которые имея высокий уровень осведомленности о том, какие проявления могут принимать факты травли для ученика и к каким последствиям это может привести, в то же время не демонстрируют высокой заинтересованности в предупреждении, пресечении фактов его проявления в коллективе ученического класса, а порой явно игнорируя такие случаи, ограничиваясь лишь своей профессиональной деятельностью в рамках учебного процесса.

Последствия травли

Детскими психологами выделяются два вида последствий буллинга: краткосрочные – которые наступают в момент травли и проходят в течении непродолжительного времени, не оставляя тяжких последствий для психики ребенка, и долгосрочные, которые длятся продолжительное время, а некоторые могут проявиться уже во взрослом возрасте.

Как отмечается в научном журнале cyberleninka.ru, последствиями травли у жертв является нарушение социальной адаптации, высокий уровень тревоги, депрессии и суицидального мышления, низкая самооценка, чувство одиночества и изоляции. Трудности с концентрацией внимания и отказ от посещения школы влекут за собой снижение успеваемости.

Виктимизация (превращение в жертву – прим. ред.) ребенка в школьные годы часто сопровождается повышенной застенчивостью и пониженным доверием к людям во взрослом возрасте, что влечет за собой нарушение процесса социально-психологической адаптации. Дети, оказавшиеся жертвами травли, испытывают сложности со здоровьем и успеваемостью, в три раза чаще по сравнению со сверстниками имеют симптомы тревожно-депрессивных расстройств, апатию, головные боли, энурез и совершают попытки суицида.

У каждого ребенка вырабатывается своя реакция на буллинг. Так, согласно данным опубликованным на psychodemia.com, при агрессивной реакции жертвы на буллинг, назовем ее «бей», дальнейшие долгосрочные последствия могут привести к тому, что жертва во взрослом возрасте будет склонна к ассоциативному поведению и жестокости по отношению к окружающим, огромное напряжение связанное со стрессом в большинстве случаев может привести к алкоголизму или наркомании.

Если реакция ребенка на буллинг выразилась в форме «беги» или «замри», то в дальнейшем ребенок может вырасти безынициативным, у ребенка развивается фобия социальной тревожности и постоянной опасности, снижается самооценка, ухудшается концентрация внимания, возникает боязнь заведомо негативной сторонней оценки при публичных выступлений или новом знакомстве, формируются гипотетические страхи и сомнения.

Зарубежный опыт

Для решения сложившейся проблемы многие страны внедрили целый ряд программ и инициатив, направленных на сокращение масштабов травли и насилия в школах. Впервые программа по борьбе с травлей «Olweus Bullying Prevention Programme» (OBPP) в школах была разработана норвежским психологом Даном Ольвеусом в 1982-1984 годах. Особенность данной программы заключается в постоянном информировании в рамках общешкольной конференции по проблемам травли. Программа осуществляется в Норвегии, Швеции, США, Канаде, Великобритании, Германии, Мексике и других странах. Реализация программы направлена на повышение уровня информированности школьников и их учителей о таком феномене как травля, и что под ней подразумевается. Целью программы является создание благоприятного психологического климата в школе, для чего используются следующие интервенции: создание школьного совета, который следит за следованием школьной антибуллинговой политики; собрания класса и изучение материалов, в том числе с помощью ролевых игр и с вовлечением родителей; включение антибуллинговых посланий в предметное обучение; обучение учителей и других школьных сотрудников; наблюдение на игровых площадках и в местах, где буллинг происходит чаще всего; вовлечение более широкого сообщества, существующего вокруг школы.

Наряду с OBPP также широко распространенной является финская антибуллинговая программа KiVa («Kiusaamista Vastaan»). Ее суть заключается не в примирении агрессора и жертвы, а в воздействии на сторонних зрителей конфликта. Она состоит из 2-х основных блоков: блока универсальных действий, служащих профилактике буллинга, и блока направленных действий, созданных для работы с выявленными случаями буллинга. В блок универсальных действий входят уроки и поддерживающие их компьютерные игры, гид для родителей, веб-ресурсы и печатные материалы, доступные сотрудникам школы. В блок направленных действий входят работа команды учителей, которая проводит групповые и индивидуальные встречи с учениками, вовлеченными в буллинг, а также встречи учителей со своими учениками для того, чтобы побудить их поддержать своих одноклассников.

В Великобритании работает United Against Bullying (UAB) бесплатная общешкольная программа по борьбе с издевательствами Антибуллингового альянса, финансируемая министерством образования Англии. Программа оказывает поддержку школам в сокращении уровня буллинга и улучшении благосостояния всех детей, уделяя особое внимание тем, кто подвергается наибольшему риску, включая детей с особыми образовательными потребностями. В стране используют метод очной ставки между буллером и его жертвой. Главная цель очной ставки - не восстановить справедливость, не покарать и пристыдить, не добиться возмездия, а наладить диалог между нападающим и потерпевшим, который оказывает сильное впечатление на буллера, тем самым дает положительный результат.

Испанская программа SAVE предполагает профилактику случаев буллинга, индивидуальную работу со школьниками, выступавшими агрессорами, школьниками-свидетелями, а также психологическую помощь жертве. Отличительной особенностью программы является усвоение школьниками социальных и культурных ценностей путем ролевых игр, рассказам-лекциям и различным разработанным учителями методикам.

Ирландскую программу Donegal and ABC, Итальянскую Bullí & Pupe (Bullies and Dolls), которые являются схожими по своей практике с выше представленными программами. Внедрение данных программ в практику позволило проецировать и сформировать в сознании школьников верные социальные и культурные ценности, а также модели экологичных взаимоотношений внутри школьного коллектива.

Для создания национальной стратегии по снижению буллинга в Канаде основали специальную организацию Promoting Relationships and Eliminating Violence Network, которая объединяет 62 ученых из 27 канадских университетов и 52 национальные группы. Уникальность канадского опыта в том, что здесь меры по работе с буллингом направлены на родителей. Считается, что родители и сотрудники школы должны научиться распознавать агрессоров и уметь взаимодействовать в первую очередь с ними.

Нидерланды добились успеха в снижении уровня издевательств в школах с помощью своей программы «Pestweb». Она представляет собой онлайн-платформу, где учащиеся могут анонимно сообщать о случаях травли и издевательств. Платформа предоставляет психологическую поддержку как жертвам буллинга, так и их преследователям.

Япония и США борются с этим злом на законодательном уровне

В 2011 году Японию потрясла новость о детском самоубийстве в городе Оцу. Ученик одной из городских школ неоднократно подвергался буллингу со стороны сверстников на глазах у бездействующих взрослых. После широкого общественного резонанса в 2013 году Япония приняла закон о развитии мер предотвращения издевательств. Согласно которому каждая школа обязана разработать политику по предотвращению издевательств, создать структуру, которая будет выявлять, предотвращать и разрешать конфликты.

В США с буллингом также работают на законодательном уровне. В штате Невада ввели уголовную ответственность за устные или письменные угрозы школьникам. Специальная общественная организация Bully Police USA оценивает качество законов в области буллинга и занимается поддержкой жертв преследований. Если школьная травля связана с любым видом дискриминации, то учебные заведения по закону обязаны рассмотреть вопрос как нарушение гражданских прав и свобод.

Кроме того, в школах широко используется система «Команда связей» (Link crew). Создается «Команда связей» из числа самых позитивных, улыбчивых, активных с лидерскими чертами учеников школ, каждый из которых на протяжении года берет шефство над 3–5 учениками младших классов. В задачи куратора-старшеклассника входит ежедневное общение во время перемены с подшефными ребятами, интересоваться их делами, возможным наличием проблем. В школах, где есть шефство, затяжной травли практически не бывает. Курирует «Команду связей» школьный психолог или любой другой педагог, который проводит для учеников специальные занятия по теме межличностных отношений. В США и Канаде участие в «Команде связей» рассматривается как полноценный школьный предмет, за который ученики, попавшие в нее, получают оценку.

В целом важно принять во внимание, что буллинг как социально-психологическое явление создает угрозу безопасности участников образовательного процесса. Эта проблема по прошествии определенного времени сама по себе не исчезнет, о ней необходимо открыто говорить. Как показывает анализ основных известных программ, наибольшей эффективностью в сфере профилактики буллинга обладают программы, ориентированные на просвещение и трансляцию позитивного материала, формирование системы морально-нравственных ценностей всего детского и подросткового коллектива. Необходимо учить детей дружбе, уважению, заботе, взаимопомощи, прививать им ответственное отношение к своей жизни и жизни других людей, ценность коллективного образа жизни.

Сейчас читают