Центральноазиатское чудо: интеллект, технологии, творчество

креативная индустрия
Фото: Pixabay, Pixels

В современном мире все больше стран уделяют внимание развитию экономики, основанной на интеллектуальном труде, инновациях и творчестве. Креативная индустрия сегодня является одним из самых развивающихся секторов мировой экономики. Что называется «креативной индустрией», тенденции ее развития в мире и Центральной Азии, а также о перспективах мирового тренда, читайте в материале собственного корреспондента агентства Kazinform. 

Что называется «креативной индустрией»

В современную эпоху глобализации многие признают, что креативные индустрии движут новой экономикой. Пока общепризнанного определения креативных индустрий нет, до сих пор много споров о том, что попадает под это определение. В мире впервые заговорили о креативных индустриях в начале 2000-х годов, но развиваться этот сектор экономики в мире начал задолго до этой даты.

Считается, что понятие «креативная индустрия» впервые сформулировано в Великобритании, где в 1998 году Департамент культуры, СМИ и спорта страны обозначил ее как «деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, несущие в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности».

Позднее, в 2004 году, конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) назвало «креативной индустрией» - сектор экономики, находящийся на стыке искусства, культуры, бизнеса и технологий, где доход получают за счет торговли товарами и услугами, основными ресурсами для которых используют творческий или интеллектуальный потенциал.

Более широкий термин «креативная экономика» был введен членом консультационного совета по креативной экономике ООН и автором бестселлера «Креативная экономика» Джоном Хокинсом в 2001 году. По его концепции «креативная экономика» — это сектор экономики, связанный с интеллектуальной деятельностью, требующей только знания и талант, а валюта креативной экономики – идея. По сравнению с креативными индустриями, которые ограничены конкретными секторами, этот термин используется для описания креативности в масштабах всей экономики.

Креативная экономика уникальна тем, что связана с самым неограниченным глобальным ресурсом – человеческим творчеством. «Ядром» креативной экономики становятся креаторы - те, кто производят уникальные идеи. Вокруг них развивается поддерживающая инфраструктура, воплощающая идеи, продвигающая на рынок и в конечном итоге позволяющая монетизировать идею. Весь остальной мир является потенциальным потребителем креативного продукта.

Какие страны преуспели

Развитые страны уже несколько десятилетий делают акцент на формирование креативных индустрий. На сегодняшний день креативная индустрия зарабатывает почти $2,3 трлн в год. Глобальный экспорт креативной индустрии составил $250 млрд. Число занятых в индустрии постоянно увеличивается и на сегодняшний день составляет 29,5 млн человек. По прогнозам, этот сектор в ближайшие годы составит 10% глобального ВВП.

Согласно глобального инновационного индекса (GII) в 2023 году из 132 стран в пятерку лидеров креативной экономики вошли Швейцария, Швеция, США, Великобритания и Сингапур. При этом, Швейцария уже 13-й раз подряд стала самой инновационной экономикой. В этом году Швеция обогнала США и поднялась на вторую позицию. Сингапур вошел в пятерку лидеров и занял ведущую позицию среди экономик стран Юго-Восточной Азии и Океании.

Современные исследователи выделяют три группы моделей: американскую, скандинавскую и восточноазиатскую модель креативных индустрий.

США выступает нетто-экспортером продукции креативных индустрий, начиная с 2006 года, экспортируя в основном дизайнерскую продукцию, печатную и аудиовизуальную продукцию. Стратегия креативного экспорта США является стратегией «глокализации», т.к. состоит из продукции и услуг, адаптированных к зарубежным потребителям. Единая федеральная политика развития креативных и культурных индустрий в США отсутствует. Несмотря на это в США в рамках креативных индустрий в 2019 году было создано свыше 30 млн рабочих мест.

Политика креативных индустрий в скандинавских странах (Швеция, Дания, Финляндия) формировалась на базе шведской модели социального государства. Модель акцентирует систему профессионального образования, формирующего навыки практического использования креативных навыков в предпринимательстве; развитие грантовой поддержки сферы культуры и искусства, стимулирование инноваций и инвестиций в творчество.

Азиатские модели развития креативных индустрий Южной Кореи, Японии и Китая, начинавшиеся как политики городского развития, делают значительный акцент не столько на создание инфраструктуры творческих индустрий, сколько на инновационной составляющей новых, постиндустриальных технологических решений.

Креативная экономика нуждается в господдержке

Темпы развития креативных индустрий значительно выше, чем, к примеру, традиционной промышленности или других отраслей: даже во время экономического спада объем мирового креативного сектора вырос на 14%. Среди причин усиленного роста мирового креативного сектора эксперты отрасли отмечают высокую долю добавленной стоимости во всех отраслях креативной экономики и отсутствие естественных барьеров. То есть создание продукта не требует больших материальных затрат, в то время как потреблять его можно повсеместно и без каких-либо ограничений.

Опыт преуспевающих в креативной экономике стран показывает, что на начальном этапе путь от идеи до монетизации ее на рынке нуждается в государственной поддержке. То есть для масштабирования удачной идеи или стартапа нужна помощь государства, которая будет когда финансисты почувствуют экономический эффект.

Например, Южная Корея прошла период осознания пользы и эффекта креативной индустрии. Там с 2009 по 2017 год работало специально созданное правительственное агентство креативного контента KOCCA. Во многом именно его деятельность позволила наладить работу с креативными индустриями и вывести корейский контент на международный рынок. А началось все с K-pop или «корейской волны», изначально жанра корейской поп-музыки, переросшего в глобальную субкультуру, движимую интересом к современной южнокорейской моде, сериалам, компьютерным играм и прочим мультимедийным продуктам. Теперь же экспансия «корейской волны» на мировые рынки не только улучшает имидж Южной Кореи, но и приносит колоссальные дивиденды в корейский бюджет. Ежегодный экспорт товаров корейской креативной индустрии составляет порядка $6 млрд.

Среди мер государственной поддержки в указанных странах выделяют: законодательную поддержку, в т.ч. налоговые преференции, снижение таможенных пошлин на высокотехнологичной технику, помощь в защите интеллектуальной собственности и регистрации товарных знаков за рубежом, маркетинговая поддержка, организация деловых миссий, привлечение в страну крупных международных выставок, фестивалей и конференций.

Как развивается эта сфера в Центральной Азии

Креативный хаб в Алматы

В Послании народу Казахстана «Экономический курс Справедливого Казахстана» сказано, что креативная индустрия – еще одна точка роста экономики и занятости, охватывающая медиа, кино, музыку, дизайн, образование и сферу информационных технологий.

В настоящее время вопросы «Креативной индустрии» регулируются Законом РК «О культуре» и Концепцией развития креативных индустрий на 2021-2025 годы. Совместно с представителями креативной индустрии активно обсуждаются основные подходы по созданию институциональной инфраструктуры, специального Фонда поддержки креативной индустрии, механизмы по использованию государственного имущества в работе с креативной индустрией. В рамках законодательной поддержки планируется внести изменения дополнении в законы «О культуре», «Об образовании», «Об авторском праве и смежных правах», «О государственном имуществе, «О государственной молодежной политике».

Казахстанский опыт показателен на примере арт-пространства «Дом 36». «Дом 36» – это креативный хаб в Алматы, объединяющий креативщиков из разных сфер. На их территории «Дома 36» проходят лекции, выставки, фестивали, питчинги и благотворительные мероприятия. Дом на Барибаева открылся перед началом пандемии коронавируса, пройдя тяжелый период, проект смог продолжить развитие, в том числе при поддержке акимата Алматы и МИД РК.

По словам одного из основателей проекта Даурена Тюлеева, «Дом на Барибаева 36» – это частная низовая инициатива, собравшая единомышленников, чтобы действовать, предпринимать, вдохновлять других своим примером. По его словам, сначала они выявили три наиважнейших направления на рынке: нехватка знаний и навыков у представителей креативной сферы, отсутствие помещений для развития творческого предпринимательства и доступ к источникам финансирования.

«Дом 36» постепенно предоставляет возможности решения этих проблем. В этом году запустили бизнес-акселерацию при поддержке «QazInnovations». Простыми словами, это бесплатная обучающая программа для представителей креативных индустрий. Те, кто смог успешно окончить интенсив получил возможность представить свой проект инвесторам. Также территория «Дома 36» открыта к сотрудничеству с разными людьми, командами, в том числе предоставляя офисы, дворы, помещения, комнаты и залы.

– За то небольшое время существования нашего «Дома 36» мы оплатили в доход, в пользу государства 127 миллионов тенге, – привел результаты Даурен Тюлеев.

«Дом 36» опирается на опыт развития подобных проектов центральноазиатских стран.

– Мы опираемся на опыт соседних стран. В Кыргызстане есть наши единомышленники – ololo. Они работают 7 лет, развивая 10 пространств. Оlolo инициировали создание парка креативных индустрий, резиденты парка освобождаются на стартовый период от налоговых платежей. Наличие такого введения поможет представителям креативной индустрии встать на ноги, официализироваться, получать пенсионное и медицинское страхование. Окрепнув, они смогут стать полноправными участниками экономической системы жизни страны, – отметил Даурен Тюлеев.

В Казахстане утверждены 43 основных вида экономической деятельности,

относящиеся к креативным индустриям, среди которых ювелирное дело, IT

и разработка игр, культурное наследие, телевизионные программы, фотография и дизайн, архитектура и мода, музыка, кино и анимация, а также некоторые культурно-досуговые учреждения.

В каждом регионе Узбекистана создадут креативный парк

В последние годы поддержка стартапов и бизнес-проектов легла в основу реформ в Узбекистане. В своем послании глава Узбекистана Шавкат Мирзиёев отметил, что современные реалии, тенденции всеобщего развития требуют творческого подхода и развития отраслей с новыми идеями. Задача дальнейшего развития человеческого капитала путем развития креативных способностей, инновационного предпринимательства и рационализаторства является одним из важнейших направлений.

Креативная индустрия создает большое количество рабочих мест для возрастной категории 16-29 лет. То есть для молодежи это самая перспективная отрасль экономики, что актуально для Узбекистана, где население до 30 лет составляет 60%. В этом направлении в стране предпринимаются конкретные государственные меры и практические шаги. Так, стратегия «Узбекистан – 2030» в рамках реформы молодежной политики предусматривает создание в каждом регионе по одному «креативному парку». Первый из них в столице республики Ташкенте планируют открыть в ближайшее время. Об этом собственному корреспонденту агентства Kazinform рассказал один из активных участников создания креативного парка Улугбек Исматов. Наш собеседник не новичок в сфере стартапов, медиа и IT. Он основатель Центра управления проектами, занимающегося созданием качественного медиаконтента.

- Еще будучи студентом я создал сайт infotech.uz на узбекском языке про IT-технологии, так как в те времена вся информация была или на русском, или на английском языке. Я наполнял его интересными сведениями, например, про киллер-флешки. Но через четыре месяца я понял, что этого мало. Потом при помощи проректора университета, который выделил специальное помещение, я масштабировал деятельность по медиапроектам и набрал порядка 50 человек в команду. Все они после окончания учебы нашли себя и работают в этой сфере, — сказал Улугбек Исматов.

Молодого талантливого человека заметили и пригласили на работу в Союз молодежи Узбекистана, где он занял должность заместителя молодежного медиацентра, а уже через несколько месяцев возглавил его. Сейчас он руководитель самостоятельного Центра управления проектами.

- Центр координирует деятельность 14 медиапроектов. Среди них Modul5, где профессионалы креативной индустрии из пяти различных областей проводят мастер-классы по своему направлению. Участие в проекте абсолютно бесплатное. Основная цель Modul5 - донести до молодежи Узбекистана полезную информацию на чистом узбекском языке и стать основной платформой для их развития в будущем. На сегодняшний день в проекте приняли участие более 100 спикеров. В автономном формате удалось собрать более 10 000 молодых людей. В 2020 году проект Modul5 был признан «лучшей образовательной программой года» в рамках молодежного форума Узбекистана, - отметил спикер.

Также функционирует проект Marketing Club — это ежемесячные мастер-классы с участием известных экспертов отрасли в Узбекистане. Основной целью проекта является привлечение молодежи к работе в отрасли, предоставление полезной маркетинговой информации для владельцев бизнеса, а также консолидация заинтересованных в сфере маркетинга. Еще один проект Design Club Uzbekistan - крупнейшее дизайнерское общество, объединяющее дизайнеров. Здесь профессионалы в области дизайна передают свой опыт молодым дизайнерам. В проекте YouTube Узбекистан молодежь имеет возможность получить ответы на вопросы как создавать качественный узбекский контент на YouTube.

В настоящее время 14 медиапроектов охватывают аудиторию более 18 млн человек. Для демонстрации эффективности проектов имеются их KPI, чтобы любой желающий мог прийти и вживую проверить как работает тот или иной проект. По всему центру висят портреты знаменитых узбекских джадидов (просветители - прим. ред.) - основатели театров, писатели, поэты, деятели искусства, и их цитаты и изречения, которые мотивируют молодежь.

- Сейчас, когда повсеместно есть интернет, нужны компьютер и идеи. Мы видим много кейсов когда 5-10 ребят создают какое-то программное обеспечение или медиа, которые стоят больше 1 млрд долларов. Например, был израильский стартап, где 4 парня создали систему автопилота и продали за $19 млрд. У нас много молодежи, которая генерирует идеи, и мы помогаем проверить жизнеспособная она или нет. Говорят, что 9 из 10 стартапов потерпят неудачу. Так обстоит дело во всем мире, поэтому не стоит говорить «нет» стартапам, это сложный процесс, - пояснил Улугбек Исматов.

Инфраструктура креативной экономики должна включать в себя некие системы, соединяющие создателей креатива и заказчиков. Они нужны для того, чтобы креаторы могли продать свои идеи, а потребители креатива – его купить. Один из вариантов такой системы – креативный хаб.

- Сейчас идея создания Центра управления проектами масштабируется до уровня Креативного парка, работой которого будет управлять Агентство по делам молодежи. Это пилотный пример креативных хабов, которые будут создаваться в каждом регионе страны. Еще не состоялось официальное открытие, а в новом парке работают ребята, которые уже созидают, - подчеркнул руководитель Центра.

В следующем году Узбекистан выступит страной-организатором IV Всемирной конференции по креативной экономике. Участники мероприятия обсудят важность повышения осведомленности широких масс о творческой сфере в экономике, а также взаимодействия по обмену идеями для развития глобального сотрудничества в области креативной экономики.

Для поддержки и стимулирования инициативной молодёжи на полях саммита ОТГ в Астане президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев предложил открыть Центр креативной молодёжи тюркского мира.

- Это нужно, чтобы креативщики из разных стран коммуницировали, создавали коллаборацию. Проведение таких глобальных мероприятий — это большая помощь государства. Так как все новое это всегда риск, и государство должно показать, что этим заниматься выгодно, можно на этом делать бизнес. Потом подключится частный сектор, - резюмировал Улугбек Исматов.

Очевидно, что с каждым годом креативные индустрии оказывают все большее влияние на различные сферы жизни современного общества. Со стороны государства креативные индустрии рассматриваются как потенциально новый фактор роста национальной экономики, бизнес заинтересован в создании прибыльных товаров и услуг, а люди являются потенциальными потребителями креативного продукта.

Сейчас читают