Там, где живет дух свободы – музей «Алаш арыстары – Мухтар Ауэзов» в Семее

None
None
СЕМЕЙ. КАЗИНФОРМ – На одной из старинных тихих улочек центральной части Семея, в Татарском крае находится двухэтажный дом XIX столетия. Он хранит память о временах, когда здесь собирались представители казахской интеллигенции, представители партии «Алаш». Об этом передает корреспондент МИА «Казинформ».

Глядя на него будто переносишься в другую эпоху, когда великие представители казахского народа пытались создать независимое государство – национальную автономию. Левобережная часть города – Заречная Слободка, была переименована в город Алаш, временную столицу нового государства.

А этот дом, где жил на первом этаже Алихан Букейханов с семьей, являлся домом Анияра Молдабаева, который работал в Государственном банке. Как сообщалось , дом Анияр Молдабаев купил в1898 году благодаря Абаю. Конечно, Абай часто останавливался в этом доме.


В доме Анияра Молдабаева жили семьи деятелей Алаш-Орды Алихана Бокейханова и Миржакыпа Дулатова. Об этом в мемуарах «Алаштың сөнбес жұлдыздары» написала дочь Миржакыпа Гульнар: «В 1921-22 годы отец работал в губернском суде, мы жили на улице Комиссарской в частном двухэтажном доме Анияра Молдабаева (позже он стал музеем Абая). На верхнем этаже жили мы – Дулатовы, на первом этаже – Алихан ата (Букейханов)».

Писатель Сапаргали Бегалин в своей книге «Заманы белестері» рассказывает о том, что в доме Анияра Молдабаева жили его хорошие знакомые, супруги Нургали и Назипа Кульжановы, у которых он брал уроки.

Напомним, в 1914 году Назипа Кульжанова организовала первый вечер памяти, посвященный 10-летней годовщине со дня смерти Абая Кунанбаева, который проходил в клубе приказчиков (старое здание драматического театра). По поводу мероприятия в журнале «Айкап» вышла статья. В ней говорилось, что «25 числа в Семипалатинске был устроен вечер, посвященный нашему поэту Абаю Кунанбаеву, с творчеством которого, к сожалению, не все знакомы. Жена преподавателя Нургали Кульжанова - Назипа сделала доклад о поэте, после которого у многих навернулись слезы на глазах. За прекрасный вечер, который был у нас впервые, мы должны поблагодарить Назипу Кульжанову».

16 октября 1940 года музей Абая был открыт в доме Анияра Молдабаева. Это был первый в Казахстане литературно-мемориальный музей. Двухэтажный особняк на улице Богенбай батыра, 132 был построен в последней четверти XIX века. Он имел все основания стать мемориальным музеем Абая. Первым его директором стал молодой литератор Каюм Мухамедханов.

С 1967 года здесь находилась городская детская библиотека. А в 1990 году здание снова было передано музею Абая.

В сентябре 1997 года, к 100-летию со дня рождения Мухтара Ауэзова, в этом мемориальном доме Анияра Молдабаева открылся музей «Алаш арыстары - Мухтар Ауэзов» как отдел Государственного историко-культурного и литературно-мемориального заповедника-музея Абая «Жидебай-Борили».

Имя Мухтара Ауэзова стала известный благодаря его роману «Путь Абая». В годы учебы в Семее Мухтар Ауэзов также был членом Алаш Орды, как и Анияр Молдабаев.

Как рассказала сотрудник музея имени Абая Нурсулу Омирбекова, при создании обновленной экспозиции этого отдела – музея «Алаш арыстары. Мухтар Ауэзов» к 100-летию движения Алаш основное внимание уделялось именно представителям Алаш Орды.

Этот музей был создан с помощью алашеведов - проректора Евразийского национального университета, академика Дихана Камзабекулы и доктора PhD Султан Хана Аккулулы, так как у них было собрано много информации по этой теме.


В музее находятся фотографии и предметы Мухтара Аэзова, относящиеся к его семипалатинскому периоду. В 1909 году Мухтар Ауэзов окончил в Семее 5-классное училище. После Мухтар Ауэзов учился в педагогическом училище, где познакомился с Нургали и Назипой Кульжановыми, которые были там преподавателями.

В этом здании располагается педагогический колледж города Семея имени Мухтара Омархановича Ауэзова


Можно увидеть фото одной из первых футбольных команд «Ярыш», в которой играл Мухтар Ауэзов,


Алихан Бокейханов был очень образованным, изучил лесное хозяйство, знал несколько языков, собирал устное народное творчество во время поездок в аулы – записывал стихи, песни. Его прозвали «Қыр баласы» - сын степи. Алихан Букейханов был членом Русского географического общества, участвовал в экспедициях.


В экпозиции представлены номера газеты «Казах», которая издавалась в Оренбурге. Мухтар Ауэзов, Жусипбек Аймаутов, первый сборник Абая. Издавая газеты, казахские интеллигенты пробуждали национальное сознание, дух народа.


Также в музее находятся экспонаты, рассказывающие о деятельности Шакарима, Ермухана Бекмаханова, зятя Алихана Букейханова Смагула Садвакакасова, он сделал многое для Алаша, помогал финансово.

Фотография милиции – армии Алаша, гимн, документы правительства Алаш.


«По специальному заказу музея столичный скульптор Толеугазы Байгалиев сделал фигуры алашевцев из воска - Алихана Букейханова, Ахмета Байтурсынова, Миржакыпа Дулатова, Мухтара Ауэзова и Шакарима Кудайбердиева. Ему мы передали разные фотографии деятелей движения «Алаш». Однако прически были не похожи – пришлось вызвать в музей парикмахера, которая очень удивилась. В итоге подстригла и уложили им волосы в стиле того времени», - рассказала, смеясь Нурсулу Омирбекова.

Костюмы у них тоже были непохожими, сделаны из простой материи. Один наш земляк, увидев это, сказал, что будет спонсором, и сделали заказ на пошив хороших костюмов.


Кроме того, сейчас открыли первый этаж здания, здесь пытаются воссоздать домашний быт того времени. Когда-то этот этаж занимала семья Букейхановых. Экспозиция еще пополняется.



В находящейся неподалеку Каменной мечети – Тас мешіт Алихан Букейханов провел обряд бракосочетания – неке кию со своей женой Еленой. Мечеть была построена во второй половине XIX века по заказу и на деньги татарского купца Фатиха Мусина архитектором из Стамбула Габдуллой эфенди. Перед отправкой в Кашгарию Шокан Валиханов карандашом нарисовал эту мечеть. В ней, говорят, был подземный ход, как и в доме Анияра Молдабаева.


Семей в то время был центром казахской культуры, просвещения, многие деятели интеллигенции родились или жили и творили на благо общества в Семее.



Сейчас читают