Suretwi: Художница создает иллюстрации с казахским мотивом и делится легендами из тюркской мифологии

None
None
НУР-СУЛТАН. КАЗИНФОРМ – Мифические крылатые кони, вечное древо жизни, старейшина звезд Уркер. Что мы знаем об образах из тюркской мифологии? Какой посыл несет история каждого персонажа? В своих авторских иллюстрациях обо всем этом рассказывает художница Жанар Ерланкызы, которая известна в cоциальной сети Instagram под псевдонимом Erke.

Она создает иллюстрации с казахским мотивом и делится историями из тюркской мифологии. В беседе с корреспондентом МИА «Казинформ» она поведала о том, как зарождается идея и как создаются иллюстрации различного характера.

Жанар Ерланкызы уже с детства начала увлекаться рисованием. С 6 класса она посещала художественную школу в городе Иссык (Есик). А в 9 классе была уверена, что станет художником. Следуя за мечтой, она поступила в колледж в Казахскую Национальную Академию искусств имени Т. Жургенова. Позже продолжила обучение в университете, а затем училась в магистратуре по выбранному направлению. «Рисование - это моя любимая работа», - отметила Жанар.

«Я всегда увлекалась мифологией, мифическими персонажами. С детства смотрела много фильмов, читала книги, связанные с мифическими существами. Когда переехала в Швецию, у меня появилась идея рисовать и писать про тюркскую мифологию, потому что на самом деле история очень богатая и интересная», - рассказала она.

По словам нашей героини, она ссылается на труды Серикбола Кондыбая, который посвятил свою жизнь изучению тюркской мифологии, в честь него даже открыли музей в Мангыстауской области. Информацию о персонажах девушка берет из его трудов.

«Бывает, что сначала появится образ, а только потом ищу соответствующую информацию. А бывает, что после прочтения о каком-нибудь персонаже, зарождается идея, и мне хочется его нарисовать. В своих иллюстрациях делаю акцент на казахский мотив, потому что это мне близко по душе. Это я и мое прошлое. Меня окружали казахские традиции и обычаи, я выросла в этой среде. Конечно, во мне это осталось», - поделилась художница.

На создание иллюстрации у девушки уходят часы, а иногда недели. Все зависит от наличия времени, желания и творческого вдохновения, пояснила Жанар.

К примеру, в иллюстрации Иггдрасиль она изображает вечное древо жизни в образе девушки, сидящей под деревом.

«Иггдрасиль – вечное древо жизни, объединяющее три мира: верхний – Аман, средний – Абак, нижний – Тана. Является порталом в другие миры. Потомки Иггдрасиля - древние деревья с невероятно кривыми ветвями. Люди верят, что, если загадать желание и завязать на ветку лоскуток ткани, то желание сбудется», - поведала Жанар.

Еще одна легенда гласит о мифическом коне с крыльями Тулпар. Согласно легенде, Тенгри дарует таких коней избранным. Обычно Тенгри дарует белых тулпаров, но Кунке получила черного тулпара Арлан. Если он чувствует конец жизни хозяина, превращается в лебедя и улетает в верхний мир к Тенгри. Отметим, Тулпары не оставляют следов, а если даже и оставят, то земля, на которой остался след, начинает обладать магической силой. Такой след люди называют следом Ангела (Периште).

«Уркер – скопление звезд в созвездии Тельца. Казахи считают Уркер (Плеяды) старейшиной звезд. Согласно казахским преданиям Уркер – это семь девушек, одну из которых похитили семь разбойников (Жеті қарақшы, семь разбойников – Большая медведица), и они гонятся за ними. В другом варианте мифа Уркеры – это шесть братьев, у которых единственную сестру похитили семь разбойников, а в третьем варианте Уркер выступает как единый образ, как некий хан, у которого также похитили дочь», - рассказала Жанар.

Еще одна интересная иллюстрация «Акку и Пери» повествует о лебеде – один из главных национальных символов казахского народа, считающего себя потомком белого лебедя. По некоторым данным, согласно народной этимологии «казак» означает «ак каз» - «белый лебедь».

«Когда родоначальник казахов Калша Кадыр остался на поле сражения раненым, ему помогает лебедь, оказавшийся затем красивой девушкой-пери. Калша Кадыр женится на ней, она дарит ему сына, нареченного сакральным именем «Казак». О лебеде, как о помощнике героя сообщается и в древнетюркском письменном памятнике «Ырк битиг» ( Книга судеб»): отправился мужчина воевать, и конь в походе выбился из сил, но вскоре лебедь встретился ему, и на спину мужчину посадив, взлетел, пустился с ним в обратный путь, к родителям доставлен был их сын», - поведала художница.

А в иллюстрации «Голубая волчица и маленькая Кунке» девушка рассказывает о волке (кок бори), который считается «хранителем» и «защитником» у тюркских племен.

«Названия көк бөрі, көкжал бөрі не связаны с темно-серым окрасом животного, а выражали его принадлежность к синему небу, к высшим небесным силам, присваивая свойства храброго, священного, сильного персонажа. Раньше изображение волка на флагах тюркских племен было обязательным атрибутом. Историко-эпическое произведение древности «Огузнама», произведения казахского акына Суюнбая и другие героические предания прошлого содержат описания тотема волка. В казахском языке можно встретить образные выражения, нашедшие отражение в языке, в результате мифологического восприятия и древних поверий казахского народа. Так выражение тәңірдің серісі, пословица «Иттің иесі бар, тәңірдің серісі бар означало принадлежность тотема к высшим силам, а выражения ұлыма, Серек құлақ, көкжал, Ит-құм являются признаками табуирования названия животного», - пояснила она.

В своих работах девушка также поднимает социальные темы, в частности тему бытового насилия, защиты и прав детей. В ее творчестве отдельное место отведено памяти снайпера Алии Молдагуловой, а также затронута тема налаживания семейных отношений, дружбы и любви.

«Я отношу себя к феминистам, которые борются за права человека в целом. И для меня неприемлемо ущемление прав человека, в особенности женщин, так как они ущемлены в законах. Когда я узнала о том, что домашнее насилие перенесли из уголовного в административный, меня это поразило. В своих работах я старалась это показать, донести свою мысль. Всегда мечтала быть свободным художником, который рассказывает о высоком, понятном и через рисунки старается раскрыть проблему», - подчеркнула Жанар Ерланкызы.

В завершение беседы она поведала о том, кто дарит ей вдохновение, и что значит для нее искусство.

«Всегда вдохновляюсь известными художниками, фильмами и людьми. Например, Ван Гога люблю за его преданность и жертвенность искусству. За то, что он никого не слушал и делал искренне то, что он любил. Его картины далеки от идеального рисунка, но там есть жизнь, его мировоззрение, его окружение. Фриду люблю за смелость и дерзость. Она была инвалидом и не переставала делиться с тем, что у нее внутри, какие ужасы она испытывает. Люблю ее за то, что она не стыдилась себя и своих чувств. Люблю золотой мир Климта и странный мир Дали. Люблю Николая Фешина за его мастерство, которому надо посвящать как минимум полжизни, чтобы приблизиться к его уровню. Для меня искусство - неотъемлемая часть жизни, без которой я буду уже не я», - заключила художница Жанар Ерланкызы.



Сейчас читают