Синергия партнерства

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - МИА «Казинформ» публикует конкурсную работу на тему «Моя история о траектории взаимовыгодного роста и процветания». Подробности о конкурсе можно узнать по этой ссылке.      

Сегодня все большее внимание мирового сообщества обращено к геостратегическому проекту Китая по возрождению Великого Шелкового пути, известного под названием «Один пояс - один путь». Глобальный проект, направленный на создание Нового Шелкового пути, крупномасштабный замысел создания трансконтинентального транспортного коридора для более эффективного торгово-экономического взаимодействия между Востоком и Западом. В этом году инициативе «Один пояс - один путь», провозглашенной Председателем КНР Си Цзиньпином, исполняется пять лет. За это время проект обрел действительно глобальные очертания и мощь.

 

Начало пути

Глубоко символично, что впервые глобальная инициатива «Один пояс - один путь» была озвучена Председателем КНР Си Цзиньпином в сентябре 2013 года в столице Казахстана городе Астана в «Nazarbayev University». И это не случайно, двусторонние отношения наших стран отличаются высоким уровнем политического доверия, основанного на добрососедстве и взаимовыгодном сотрудничестве.

Более 60 государств поддержали инициативу и активно в ней участвуют. На сегодня инфраструктурный проект соединяет Азию, Европу и Африку, занимает более 38% сухопутной территории, где сосредоточены богатые запасы ресурсов, проживает около 63% населения планеты, а предположительный экономический масштаб составляет более 21 трлн долл. США. Созданы институты финансовой поддержки проекта - Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) и Фонд Шелкового пути по продвижению крупных инфраструктурных проектов стран-учредителей банка и содействию экономическому развитию стран-участниц инициативы. «Один пояс - один путь» становится объединяющей осью для международных интеграционных структур, в первую очередь, для стран АСЕАН и Центральной Азии.

Концепция «Один пояс - один путь» включает две составляющие - «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП) и «Морской Шелковый путь ХХІ века». В проекте ЭПШП определены три основных направления, по которым уже формируются сухопутные транспортные коридоры: в Европу через центральноазиатские страны и Россию; в Западную Азию через ЦА и южно-азиатские страны; в Юго-Восточную и Южную Азию с выходом на побережье Индийского океана.

Транспортные коридоры Морского Шелкового пути включают два главных направления: в государства южной части Тихого океана и Европу через Индийский океан.

Рост спроса на грузовые перевозки во всем мире способствует дальнейшему укреплению позиции Нового Шелкового Пути как глобального транспортно-логистического проекта и развитию ключевых транзитных узлов. Роль инициативы «Один пояс - один путь», как части глобальной торговли, будет только возрастать, а вместе с ней и возможности Казахстана, прежде всего транзитные.

Как отметил Президент РК Н.А. Назарбаев сильным аспектом инициативы является провозглашенный подход «стабильность через совместное развитие». Это на сегодня привлекательная форма международного сотрудничества, отражающая экономические интересы многих стран.

Мощная синергия

Казахстан является крупнейшей страной в мире, не имеющей выхода к морю. Возрождение Шелкового пути способствует укреплению позиций страны в качестве ключевого транзитного узла ЭПШП.

Расположение Казахстана в центре Евразийского континента определяет его важную роль в сети транспортных коридоров между Европой и Азией. При этом страна участвует в двух основных звеньях Нового Шелкового Пути (северного и центрального).

Казахстан является важным стратегическим партнером Китая в реализации программы «Один пояс - один путь» и крупнейшим торговым партнером в Центральной Азии. На его долю приходится около 80% товарооборота между КНР с центральноазиатскими странами.

Политическая стабильность, благоприятные макроэкономический климат и условия для инвесторов и бизнеса, мощный транзитный потенциал, растущий рынок - открывают широкие возможности для стратегического партнерства Казахстана и Китая. Этому способствует и реализация казахстанской национальной стратегии развития «Нұрлы жол» («Путь в будущее») и ее сопряжение с инициативой «Один пояс - один путь».

Взаимодополняемость программ динамично отражается на показателях торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. Так, в 2017 году товарооборот между двумя странами вырос на 33% и составил 10,5 млрд. долларов США. В ближайшие годы планируется реализовать 51 проект на общую сумму более 27 млрд. долларов США - в нефтехимии, энергетике, аграрном секторе, инфраструктурном строительстве, горнорудной и обрабатывающей промышленности. В течение 2018 года планируется ввести в эксплуатацию 6 казахстанско-китайских проектов на сумму 363 млн. долларов.

Реализация программы «Один пояс - один путь» стимулирует интеграционные процессы. В мае текущего года государства-члены ЕАЭС и КНР подписали соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве. В начале июля в Казахстане был дан старт работе Международного финансового центра «Астана» (МФЦА). Китайская сторона активно принимает участие в создании единого биржевого пространства и привлечении капитала на биржу МФЦА (AIX). Шанхайская фондовая биржа стала стратегическим партнёром и акционером биржи МФЦА с долей в 25%. Представительство Государственного банка развития Китая уже зарегистрировалось в МФЦА наряду с другими международными компаниями.

Особый акцент в проекте программы «Один пояс - один путь» делается на развитии транзитно-транспортного коридора. Развитие логистической инфраструктуры в порту Ляньюньган провинции Цзянсу и свободной экономической зоне «Хоргос - Восточные ворота» является практическим примером сопряжения программ развития Казахстана и КНР.

Казахстан назван «Чемпионом по транзиту» трансконтинентальных перевозок во время Форума международного сотрудничества «Один пояс-один путь», прошедшего в мае 2017 года в Пекине. Это высокая оценка со стороны руководства КНР свидетельствует о высокой динамике взаимного сотрудничества сторон.

К 2020 году через территорию Казахстана будут проходить около 3 тысяч контейнерных поездов по направлению Китай-Европа, этому способствует эффективное сопряжение программы «Нұрлы жол» и «ЭПШП».

Узловой порт

В реализации стратегии Пекина «Один пояс - один путь» задействованы все провинции Китая. При этом из них выделяются 13 ключевых, которые призваны сыграть важную роль в продвижении ЭПШП и Морского Шелкового пути. Особое место занимает провинция Цзянсу, где пересекаются трансконтинентальный сухопутный и морской Шелковой путь. Здесь размещен казахстанско-китайский логистический терминал Ляньюньган. Через этот порт сегодня проходит почти 50% транзитных перевозок по всему Китаю и 60% транзита в Центральную Азию, что делает Ляньюньган узловым мостом на «Экономическом поясе Шелкового пути» и морской базой ШОС.

В перспективе путь от китайского порта Ляньюньган до стран Европейского Союза будет составлять порядка 10 суток. По данным экспертных оценок, это позволит оптимизировать к 2020 году грузоперевозки в 2,5 раза, а среднегодовой суммарный экономический эффект составит более 100 млн долларов США.

Увеличение грузопотока через порт Ляньюньган может потенциально направлено на казахстанский логистический терминал, что также будет способствовать увеличению транзитного потенциала Казахстана и всего евразийского региона.

Новый транспортный коридор «Казахстан - Ляньюньган - Вьетнам» открывает в перспективе возможность доставки казахстанских товаров в Юго-Восточную Азию. В 2017 году первые контейнерные поезда отправились из Нидерландов и Польши через территорию Казахстана в КНР. Из всей протяженности пути следования этих составов почти одна треть пролегает по территории Казахстана.

В этой связи целесообразно дальнейшее наращивание транзитно-логистического потенциала Ляньюньгана, а также комплексное раскрытие всего потенциала взаимодействия Казахстана с провинцией Цзянсу.

Хоргос - Восточные ворота

Специальная экономическая зона «Хоргос - Восточные ворота» рассматривается как стратегический объект для создания логистического хаба, соединяющего между собой Китай, Центральную Азию и Средний Восток. Казахстанская станция «Алтынколь» в свою очередь обеспечивает грузоперевозки по маршрутам «Тильбург» (Германия), «Ченду» (КНР) и «Ташкент-Ченду».

По словам Президента РК Нурсултана Назарбаева «данный проект призван не только принести прибыль Казахстану и Китаю, но и создать благоприятные условия для транспортно-логистического сотрудничества».

Свободная экономическая зона (СЭЗ) «Хоргос - Восточные ворота» имеет прямой доступ к трассе «Западная Европа - Западный Китай». Здесь расположен мониторинговый центр, где разрабатываются и внедряются современные IT-технологии, которые позволят СЭЗ интегрироваться с крупнейшими логистическими хабами Азии и Европы.

Инициатива «Один пояс - один путь» открывает большие возможности для развития бизнеса и реализации инвестиционных проектов. В этой связи особо актуально установление прямых контактов между представителями бизнес-кругов двух стран и углубление сотрудничества в создании совместных предприятий и реализации инвестиционных проектов. Для этого необходимо активизировать информационное сопровождение реализации программы «Один пояс - один путь». Большую работу в этом направлении проводят Посольство Китая в Казахстане и Генеральное Консульство КНР в городе Алматы.

Выставочные площадки также служат эффективной платформой для налаживания тесного сотрудничества в реализации проекта «Один пояс-один путь». Так, например, в рамках ЭКСПО-2017 в Астане Китай представил самый большой павильон, также в рамках мероприятия был проведен казахстанско-китайский бизнес-форум с участием деловых кругов Казахстана и провинции Цзянсу КНР.

Между Казахстаном и Китаем достигнут высокий уровень политического доверия и экономического сотрудничества, что, безусловно, будет способствовать дальнейшему нарастанию масштабов сотрудничества, в том числе в рамках проекта «Один пояс - один путь».

 

 

Даурен Дюсебаев,

Директор Международного

Исследовательского Центра

«Один пояс - один путь»

КазНУ им. аль-Фараби

Сейчас читают