Сауат Мынбаев: Парк пассажирских локомотивов выделят в отдельное юридическое лицо

None
None
НУР-СУЛТАН. КАЗИНФОРМ - Председатель правления АО «НК «Қазақстан темір жолы» Сауат Мынбаев в интервью газете «Время» рассказал о конкуренции с частными пассажирскими перевозками, передает МИА «Казинформ».

«На сегодня в этом сегменте работают 9 частных пассажирских компаний. На их долю приходится 20% от общего объема пассажиропотока. Казалось бы, рынок достаточно представлен частными компаниями, но тем не менее это наиболее проблемная сфера. И связано это, прежде всего, с изъятиями регуляторной среды», - заметил он.

Сауат Мынбаев также подчеркнул, что, в целом, деятельность по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом является убыточной.

«Впрочем, это так в большинстве стран мира. И в подавляющем большинстве стран мира эта сфера получает субсидии из государственного бюджета. Мы не исключение. Национальный перевозчик в лице АО «Пассажирские перевозки» и частные перевозчики получают субсидии из республиканского и местных бюджетов. Но не только оттуда. Существует еще крайне запутанная непрозрачная система кроссубсидирования пассажирских перевозок за счет низких ставок платы за МЖС и локомотивную тягу в грузовом движении», - сказал он.

По словам главы КТЖ, локомотивная тяга для пассажирских перевозок регулируется уполномоченным органом, и размер его не покрывает реальных затрат. Убытки компенсируются за счет доходов в грузовой тяге, так как расходы пассажирских локомотивов «смешаны» с расходами грузовых, поскольку и те, и другие сосредоточены в одной компании – АО «КТЖ-Грузовые перевозки».

«Как видите, система субсидирования крайне непрозрачная и запутанная. Это, кстати, один из факторов многолетнего недофинансирования субсидий на пассажирские перевозки, и надо с этим разобраться, а это очень сложный процесс.

Добавим к этому также то, что система распределения субсидий из бюджета между перевозчиками также вызывает вопросы. Например, ҚТЖ обеспечивает 80% от общего пассажирооборота, но субсидий получает 68% от всего объема», - заметил С. Мынбаев.

В этой связи компанией предложены кардинальные изменения в регуляторную среду для пассажирских перевозок, включая систему субсидирования и изменение действующего законодательства.

«Ключевым элементом этих изменений будет выделение всего парка пассажирских локомотивов в отдельное юридическое лицо, которое будет получателем всех видов субсидий для пассажирских перевозок. Взамен ранее получаемых субсидий пассажирским перевозчикам будет предоставлен «нулевой» тариф на услуги магистрали, а услуги локомотивной тяги – по низкой, приближенной к нулю, стоимости», - поделился С. Мынбаев.



Сейчас читают