Президент определил цифровое будущее Казахстана - ученый

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - В связи с поставленной Главой государства задачей по разработке Программы «Цифровой Казахстан» известный казахстанский ученый, кандидат технических наук, директор Академии инновационных интеллектуальных технологий Нуралы Кудайбергенулы поделился с корреспондентом МИА «Казинформ» своими идеями по созданию цифровой платформы для указанной программы. 

Отметим, что ученый выступал на 6-м заседании совместной комиссии правительств и частного сектора Казахстана и Японии по экономическому сотрудничеству, где доказал, что его разработки дают возможность для создания языка роботов.
null 

Как отмечает Нуралы Кудайбергенулы, в современном информационном пространстве и времени реальные вещи становятся "Интернет вещами", создавая в облачной технологии "цифровой интеллект". Благодаря развитию высокоскоростного Интернета люди и машины получают доступ к нему в реальном времени. Если раньше по Интернету люди передавали друг другу только информацию, то сегодня они могут передавать по Интернету ценности - деньги, собственность - безопасно и надежно. В этих условиях Казахстану необходимо на комплексной основе в кратчайшие сроки перевести всю экономику, власть, общество и политику на цифровую платформу, создавая свой "цифровой интеллект" на единой интеллектуальной платформе.

В Послании Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 31 января 2017 года поставлена задача о Третьей модернизации Казахстана, которая должна идти в ногу с Четвертой промышленной революцией. Обозначены пять приоритетов с целью устойчивого вхождения в число 30 передовых стран мира к 2050 году и создания новой модели экономического роста на базе программы «Нурлы жол» и Плана нации «100 конкретных шагов».

Как отметил в своем Послании Глава государства, развитие цифровой индустрии обеспечит импульс всем другим отраслям, подчеркнув, что вопрос развития IT-сферы правительство должно держать на особом контроле. Важным условием становления новых индустрий является поддержка инноваций и быстрое внедрение их в производство.

«Мы должны культивировать новые индустрии, которые создаются с применением цифровых технологий. Это важная комплексная задача. Необходимо развивать в стране такие перспективные отрасли, как 3D-принтинг, онлайн-торговля, мобильный банкинг, цифровые сервисы, в том числе в здравоохранении и образовании, и другие. Эти индустрии уже поменяли структуру экономик развитых стран и придали новое качество традиционным отраслям», - особо подчеркнул Президент Казахстана, поручив правительству разработать и принять отдельную программу «Цифровой Казахстан».

«Как гражданин Республики Казахстан и патриот своей страны я хочу внести свое предложение о комплексном подходе при разработке целевой программы «Цифровой Казахстан», - подчеркивает директор Академии инновационных интеллектуальных технологий.

Цифровизация в настоящее время предполагает информатизацию, автоматизацию, роботизацию и искусственный интеллект, которые непрерывно модифицируются, подвержены динамическим изменениям, подвержены интеграции.

Иначе говоря, системы жизнеобеспечения государства уже невозможно представить как нечто незыблемое, неизменное, созданное единожды и навсегда. Поэтому цифровизация системы управления подвержена последующей непрерывной модернизации сообразно целям развития государства.

Во-первых, для разработки целевой программы «Цифровой Казахстан» необходимо использовать комплексный подход гениального казахстанского ученого Б.А. Койшибаева, так называемую «клетку Койшибаева», состоящую из 9 клеток: посередине расположен объект изучения, 4 клетки - непосредственно связанные элементы (техника) и 4 клетки - компоненты, имеющие опосредованное отношение (технология) к объекту изучения.

Во-вторых, старые методы, основанные на типовых решениях, системные, функциональные, структурные, алгоритмические подходы, объектно-ориентированное программирование не в состоянии справиться с задачей, поставленной Президентом в Послании. Решением является новый функционально-структурный подход, основанный на эффективном субъектно-ориентированном проектировании и имитационном моделировании сложных систем «Цифрового Казахстана».

В-третьих, имитационное моделирование как универсальный подход для принятия решений в условиях риска и неопределенности с учетом трудно формализуемых факторов позволяет осуществить постановку задачи, разработку модели, оценку точности моделирования, планирование экспериментов и прогнозирование вариантов реализации.

В-четвертых, за основу создания целевой программы «Цифровой Казахстан» необходимо использовать в качестве единого фундамента универсальный язык имитационного моделирования сложных систем: субъектно-ориентированный язык проектирования «Стратум» (не имеет аналогов в мире), созданный профессором О.И. Мухиным (Россия).

В-пятых, для управления всей программой «Цифровой Казахстан» необходимо использовать систему управления сложными информационными целевыми системами - разработку генерального конструктора системы жизнеобеспечения космическими системами «СПУТНИК» и «СКАЛАР» Побиска Кузнецова.

В-шестых, назначить одного генерального конструктора программы «Цифровой Казахстан», аналогично тому, как Сергей Королёв в свое время был генеральным конструктором советской ракетно-космической техники.

В-седьмых, в качестве единого понимания термина «искусственный интеллект» необходимо принять термин, введенный в 1956 году Джоном Маккарти. Изобретенный им в 1958 году язык программирования Lisp для Искусственного Интеллекта был верным шагом в создании компьютеров или компьютер-контролируемых роботов, или компьютерную программу, способную также разумно мыслить как человек.


2
Итак, программа «Цифровой Казахстан» (разработать и принять отдельную программу «Цифровой Казахстан») с учетом пяти приоритетов Послания непосредственно связана с Цифровой экономикой (первый приоритет - это ускоренная технологическая модернизация экономики), Цифровой властью (второй приоритет - кардинальное улучшение и расширение бизнес-среды), Цифровым обществом (третий приоритет - макроэкономическая стабильность) и Цифровой политикой (четвертый приоритет - улучшение качества человеческого капитала) и пятый приоритет - институциональные преобразования, безопасность и борьба с коррупцией) и опосредованно с точки зрения элементов Четвертой промышленной революции имеет отношение к Информатизации (Компьютеры, ноутбуки, планшеты и мобильные устройства уже поддерживают финансовую систему, транспортную инфраструктуру, системы электро- и водоснабжения, компьютеры помогают в школах, больницах, автомобилях, бытовых приборах, однако технология программирования сегодня находится на уровне технологии автомобилестроения начала 20 века), Автоматизации (мобильно реконструируемый прототип, аналог, модель производственного объекта, позволяющая решать на ней самые неожиданные и заранее непредусмотренные задачи, при этом не только прямые, типа прогноза, но и обратные, типа управления), Роботизации (роботы-манипуляторы, роботы-сварщики, промышленные роботы. В Северной Америке на сегодняшний день установлены и функционируют примерно 262 000 роботов, что делает этот рынок третьим в мире после Японии и Китая. В этом году эта цифра вырастет еще на несколько тысяч единиц) и Искусственному Интеллекту (экспертные системы, «виртуальные работники», комплексные системы семантического анализа информации, автономные роботы, способные принимать самостоятельные решения, интеллектуальные системы распознавания образов на основе комплексного подхода Б.А. Койшибаева «Признаки-Элементы-Связи» и «Свойства-Компоненты-Отношения»).

Информатизация (первый виток спирали развития) государства является началом цифровизации общества (повысить производительность труда, разработать комплекс мер технологического перевооружения базовых отраслей до 2025 года) и показателем соответствия Четвертой промышленной революции, Автоматизация (второй виток спирали развития), Роботизация (третий виток спирали развития) и Искусственный Интеллект (четвертый виток спирали развития) всей экономики, власти, общества и политики.

Рассмотрим Цифровую экономику более детально: Цифровое производство (3D-принтинг), Цифровое распределение (кардинально повысить эффективность бюджетных расходов), Цифровое потребление (внедрить единую систему госзакупок, кардинально пересмотреть подходы по проведению закупок), Цифровой обмен (онлайн-торговля, мобильный банкинг, цифровые сервисы); Технология цифрового производства (3D-печать, 3D-сканер, прототипирование, программное обеспечение, позволяющее реализовать новые бизнес-процессы, цифровые сервисы, цифровая индустрия, международный технопарк IT-стартапов), Технология управления бюджетом (обмен «большими данными»), Технология онлайн-торговли (Онлайн маркетплейсы), Технология создания фондовой биржи (Отечественная фондовая биржа), Публичная книга реестра технологии Блокчейн (безопасная передача ценностей, право собственности на цифровые объекты в Интернете от лица к лицу без посредников).
3

В качестве основы цифрового обмена считаю целесообразным использование прорывной цифровой технологии блокчейн - публичной книги реестра. Блокчейн (Blockchain)- это распределенная база данных, общедоступная и неизменяемая учетная интернет-книга не только валюты, но и других ценностей, которая одновременно прозрачна и защищена на 100%, в которой записано что кому принадлежит, и подделать такую книгу нельзя. Каждая сделка или транзакция между участниками осуществляется без посредников, от лица к лицу, записывается и добавляет в цепочку распределенной базы данных новый фрагмент. Этот фрагмент хранит данные о времени, дате, участниках, сумме сделок и, что важно, информацию о всей сети. Сложные математические алгоритмы и специальные программы (майнеры) следят за целостностью и общедоступностью системы. Нет излишней бюрократизации и коррупции. К примеру, блокчейн позволит отследить всю цепь поставки того или иного товара от производителя до потребителя.

4
ЦИФРОВАЯ ВЛАСТЬ состоит из: Цифровой законодательной власти (е-парламент), Цифровой исполнительной власти (е-государство), Цифровой судебной власти (е-правосудие), Цифровых средств массовой информации (е-СМИ); Цифровых технологий разработки законов и нормативно-правовых актов, Цифровых технологий разработки эффективных и качественных управленческих систем, Цифровых технологий разработки систем правосудия, Цифровых технологий разработки систем, обеспечивающих достоверной информацией (достоверные социальные сети и достоверные цифровые медиа ресурсы). В Казахстане есть предложение профессора А.Каменева о необходимости конвертации, гармонизации и приведения законодательной базы РК в соответствие с современными научными знаниями и цифровыми технологиями, призванной информировать о получении фундаментальных инновационных решений, позволяющих стране первой в мире создать кибернетическую модель информационного государства как «живого пространственного организма». Модель имеет фундаментальное методологическое, научное и практическое значение на мировом уровне, т.к. основана на многомерном и интегрированном решении глобальной задачи цифровизации общественных наук и синтеза их с естественными науками. Данная модель аналогов в современной государственно-правовой науке и практике не имеет.

5

ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО состоит из: Цифровой личности (В настоящее время для каждой личности желательно иметь мобильную интернет связь, мобильное «рабочее место», «Интернет вещей», мобильный цифровой банк, доступный в любом месте и в любое время), Цифровой группы (мобильные приложения аудио-, видео-, конференцсвязи, интерактивное онлайн-взаимодействие, групповые средства создания проектов, управления проектами и систем принятия групповых решений), Цифрового коллектива (виртуальные средства онлайн взаимодействия в Интернете, системы управления и администрирования коллективом в Интернете), Цифрового сообщества (защищенные мобильные социальные сети для сообществ); Мобильной интернет технологии (смартфоны, планшеты, мобильные устройства с 3G WiFi, 4G WiFi, 5G WiFi), Облачной цифровой технологии (Платформа как услуга (PaaS, англ. Platform-as-a-Service), программное обеспечение как услуга (SaaS, англ. Software-as-a-Service), инфраструктура как услуга (IaaS, англ. Infrastructure-as-a-Service)), «Интернет вещей» (Internet of Things, IoT; Это сенсоры и приводы, встроенные в машины, инфраструктура и материальные активы, огромное поле для создания ценностей), Мобильного цифрового блокчейн банка.

6

ЦИФРОВАЯ ПОЛИТИКА состоит из: Цифровой политики в социально-экономической сфере (Цифровая школа, Цифровой колледж профессионального обучения, Цифровой ВУЗ, Цифровая система повышения квалификации, Цифровая единая онлайн-платформа труда), Информатизация здравоохранения, Цифровая медицина, Цифровые политики в сфере культуры и цивилизации, Цифровые политики в области внутренней и внешней деятельности (Система «Киберщит Казахстана» в области обороны и киберзащиты), Цифровые политики в военной сфере (беспилотные системы обороны, цифровые военные игры-учения, роботы-солдаты).

7
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ включает в себя: поставки компьютерной техники, создание программного обеспечения, использование информационных технологий, развитие информационных систем; компьютерную грамотность граждан, подготовленность специалистов к субъектно-ориентированному проектированию, IT компетентность населения, Цифровую культуру общества.

8
АВТОМАТИЗАЦИЯ состоит из: Рабочих мест с АСУ; Бизнес-процессов АСУ ТП; Предприятия ГАП; Производства АСП, АСНИ, САПР. Команда на машинно-ориентированном языке как операнд; Алгоритм на алгоритмическо-программном языке как программа; Инструкция на документационно-информационном языке как проект; Приказ на естественно-профессиональном языке как конструкт.

9
РОБОТИЗАЦИЯ состоит из: Робота-экономиста, Робота-юриста, Робот-финансиста, Робота-специалиста;
Машинно-ориентированного языка, Объектно-ориентированного языка, Субъектно-ориентированного языка, Агентно-ориентированного языка.

null
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ состоит из: Искусственного нейрона, Искусственной нейронной цепи, Искусственной нейронной сети, Искусственного нейронного мозга; Суждения ключевыми словами, Рассуждения опорными терминами, Размышления базовыми понятиями, Мышления фундаментальными категориями.

Одна из задач Послания - сделать образование центральным звеном новой модели экономического роста. И это исторически оправдано. Казахстан начал информатизацию с принятием президентской Программы информатизации образования в 1997 году с бюджетом 154 млн. долларов США.

«Я был одним из трех разработчиков данной программы. В настоящее время Казахстан достаточно компьютеризирован, внедрены в систему образования мультимедийные и интерактивные технологии, пользуется огромным количеством образовательных программных продуктов, имеет развитую ИКТ инфраструктуру и развивает в разных отраслях экономики образовательные информационные системы», - отметил Нуралы Кудайбергенулы.

В 2010 году в Талдыкоргане при открытии Назарбаев Интеллектуальной Школы Нуралы Кудайбергенулы и О.И. Мухин продемонстрировали Президенту прототип будущей системы «Цифровая школа». В настоящее время «Цифровая школа» (комплексная система) состоит из трех частей: первая - интеллектуальные цифровые учебники (подлежащие постоянному совершенствованию, редактированию, дополнению, развитию, имеющие встроенного репетитора, генератора задач, систему контроля выполнения заданий, решения задач, имитационные модели, конструкторы); вторая - цифровые карты знаний, умений, навыков и мета-компетентностей, где точно можно определить «местоположение» и индивидуальную траекторию его интеллектуального развития; третья - система мониторинга, который позволяет сопровождать ребенка к цели и в каждый момент отслеживать результаты его достижений. «Цифровая школа» базируется на едином фундаменте субъектно-ориентированного проектирования «Стратум», поэтому любые изменения являются только дополнением к существующим модулям, частям системы.

В 2015 году был разработан «Цифровой ВУЗ» с элементами Искусственного Интеллекта. «Цифровой ВУЗ» - это цифровые карты знаний, умений и навыков в виде искусственного интеллекта, разработанные на единой платформе, на субъектно-ориентированном языке проектирования. Каждая тема виртуального редактируемого курса лекций, имитационного моделирования сборника задач, интерактивных онлайн тренажеров есть трансформация посредством цифровых технологий знаний, умений и навыков профессорско-преподавательского состава вуза в цифровой учебник.

Система «Цифровой ВУЗ» обеспечивает удовлетворение потребностей граждан и общества в качественном высшем, послевузовском и дополнительном профессиональном образовании в любое время и в любом месте; выполнение научных исследований в режиме онлайн в виртуальных лабораториях; формирование цифровой экономики; совершенствование своей деятельности на основе единства образовательного, научного и инновационного процессов и опережающего развития содержания обучения по отношению к практике профессиональной деятельности, активное участие в формировании цифровой индустрии и создании IT-стартапов, способствовать успехам своих выпускников в четвертой промышленной революции: информатизации, автоматизации, роботизации, искусственного интеллекта.

Для создания современных сложных информационных систем научно-исследовательского и социально-экономического характера необходимо решить целый ряд трудоемких задач, связанных с финансовым и ресурсным обеспечением. Но подобные условия в несколько раз облегчаются, если перейти с объектно-ориентированного языка программирования на субъектно-ориентированный язык проектирования, т.е. на новую ступень абстракции.

Иными словами, современные сложные информационные системы нужно создавать не при помощи разнообразных языков программирования, а при помощи языков проектирования, которые на более высоком слое абстракций легко справляются с проблемами отраслевого и государственного маштабов.

***
В настоящее время Президент страны ставит перед Правительством задачу об обеспечении информатизации здравоохранения. Это означает, что здравоохранение находится на выгодном начальном этапе цифровизации. Необходимость комплексного целостного подхода при разработке программы развития Цифровой медицины является существенным и своевременным.
Также имеются все возможности для внедрения в школах и колледжах Казахстана разработанной нами электронной интеллектуальной технологии обучения «Цифровая школа», которая не имеет аналогов в мире и переводит процесс обучения на совершенно новый системный уровень.

Дело в том, что до того, как приступать к обучению, мы должны нарисовать чёткую картину изучаемого ребёнком мира: из чего он состоит и как эти элементы связаны между собой. Только тогда учебный материал превратится в систему и представит объективную модель мира. Наше «ноу-хау» заключается именно в том, как это сделать системно.
Ведь сейчас школа в целом преподносит учащимся факты, не обобщая их в достаточной степени. Например, постоянное повторение просто губит образование, дети элементарно выключаются из процесса, они не в состоянии запомнить столько фактов, им скучно и непонятно. Надо перейти от данных к моделям. Данные - это то, что обрабатывается моделями. Не надо каждый раз запоминать множество фактов, достаточно знать общий закон.

Основа разработанной компьютерной образовательной среды - это модель. Любой объект, изучаемый в любой дисциплине, становится какой-то деятельностью ребёнка на компьютере. Например, построить ДНК из молекул, организовать климат в Казахстане, изменить исторический ход романа «Кочевники» Ильяса Есенберлина. Так, ребёнок, играя с моделями учебных объектов, строит из них новые системы, познаёт мир.

Одним из главных моментов является мониторинг. Когда дети начинают выполнять задачу, каждое действие ребёнка фиксируется и изучается компьютером. Компьютер замеряет действия ученика ежесекундно в течение всего процесса обучения, определяя по завершении обучения способности, таланты и склонность ребёнка к конкретным видам профессий. В итоге получается интегрированный рейтинг ученика, класса, школы, района, города, области, всей страны. Этот рейтинг учащегося постоянно обновляется (как, к примеру, рейтинг шахматиста) и впоследствии в недалеком будущем может стать единым интеллектуальным рейтингом гражданина Казахстана, который можно будет использовать как при приеме на обучение в колледж, вуз, так и при приеме на работу как наиболее объективный из известных нам критериев уровня образованности и интеллектуальности человека.

В целом, предлагаемая электронной интеллектуальной технологией обучения «Цифровая школа» система менеджмента образовательного процесса (сбор статистической информации об успеваемости по школам, городам, районам, областям) позволяет в любой момент времени оценить, насколько выполняется стандарт по дисциплине каждым учеником и классом, автоматически выставляет оценки, заполняет дневник и журнал. Подчеркну, что все компоненты системы работают в комплексе, связанно и охватывают весь образовательный процесс, полностью освобождая учителя от рутинной работы и предлагая ему быть современным Сократом-наставником-ментором для своих Платонов и Аристотелей.

И это только небольшой кусочек того, что в корне отличают предлагаемую «Цифровую школу» от всего другого, имеющегося сегодня на мировом образовательном рынке. Такого нигде нет. В Японии, Сингапуре, Южной Корее, США, Великобритании и других странах Европы используется лишь интерактивная модель, которая состоит из разрозненных элементов, т.н. «мозаики» различных программ, весьма усложняющих работу с ними. А у нас полная автоматизация, единый системный подход к процессу получения знаний, педагогическая целостность и тесная интегрированность с исповедуемой Казахстаном философией светского государства - вот уникальные преимущества предлагаемой нами казахстанской технологии «Цифровая школа» от всех других иностранных образовательных технологий.

Все это работает на платформе проектирования «Стратум», т.е. это не язык программирования, а именно платформа, конструктор самих языков. Причем, данная методология создания языков искусственного интеллекта (языка роботов) создает уникальные возможности для точной автоматизации процессов интеллектуального менеджмента не только в системе образования государства. Так, использование этой прорывной методологии позволяет проектировать и автоматизировать процессы практически в любой сфере человеческой деятельности.

«Считаю, что на данном этапе нам, казахстанцам, необходима активная общественная консолидация вокруг президентской инициативы «Цифрового Казахстана», - говорит ученый, отмечая, что на данный момент это наш судьбоносный геополитический и геокультурный государственный шанс, карт-бланш, который мы, как современные потомки древней номадической цивилизации, можем использовать на благо стране и всему миру.

«Твердо знаю и верю, что «Цифровой Казахстан» с использованием вышеперечисленных мною предложений выведет технологический, а прежде всего концептуальный и политико-системный фундамент казахстанской государственности - на ведущий мировой уровень. Бережное и максимальное использование предложенных отечественных идей и ноу-хау сделает этот исторический вызов Лидера нации Н.Назарбаева - создать «Цифровой Казахстан» - прорывом для страны не только в достижении цели вхождения в число 30 развитых государств мира к 2050 году, но и в завоевании мирового методологического лидерства в деле построения интегрированной цифровой цивилизации и евразийской культуры», - резюмирует директор Академии инновационных интеллектуальных технологий Нуралы Кудайбергенулы.

Сейчас читают