Председательство Казахстана в ОБСЕ пойдет на пользу всей Центральной Азии

None
None
АНА.  18 августа. КАЗИНФОРМ /Муратбек Байгарин/ - В следующем году наша страна будет председательствовать в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Председательство в такой крупной и авторитетной организации, как неоднократно подчеркивал наш Президент Н.А.Назарбаев в своих выступлениях, - знак высокого

 доверия к Казахстану со стороны, прежде всего, Запада, и признание достижений нашей страны в социально-экономическом и политическом развитии за годы независимости. Казахстан вступил в ОБСЕ в 1992 году - сразу после обретения независимости, и все эти годы активно сотрудничал с Организацией во всех сферах ее деятельности.

Предстоящее председательство, с другой стороны, станет испытанием для Казахстана, поскольку, как отмечал Глава государства на совещании по вопросам подготовки к председательству в ОБСЕ 8 августа текущего года, оно будет проходить на специфическом фоне.

«Это - продолжающийся мировой экономический кризис, усиление напряжения в международной обстановке, угроза энергетического и продовольственного кризиса, проблемы нераспространения оружия массового уничтожения и неопределенности по многим вопросам будущей архитектуры взаимоотношений в мировом сообществе. В том числе, в зоне ответственности ОБСЕ», - сказал тогда Президент.

Следует отметить, что сегодня ОБСЕ занимает особое положение по сравнению с другими структурами в Европе. Организация занимается широким кругом вопросов, связанных с упрочением безопасности, включая контроль над вооружениями, превентивную дипломатию, меры укрепления доверия и безопасности, постконфликтное урегулирование, экономическую и экологическую безопасность, права человека, наблюдение за выборами.

Ценность ОБСЕ состоит также в том, что она способна привносить «добавленную стоимость» в работу других многосторонних форумов, действующих в евроатлантическом и евразийском регионах, так как это практически единственная европейская организация в сфере безопасности, непосредственно занимающаяся превентивной дипломатией в Европе.

Позиция Казахстана в вопросе о приоритетах председательства в ОБСЕ в 2010 году, неоднократно озвученная нашими представителями, заключается в том, что  экономическая составляющая в деятельности ОБСЕ должна быть расширена. Это, прежде всего, возможность направить в центрально-азиатский регион ресурсы самих стран региона, через дипломатические механизмы расширить инструменты экономического воздействия в Центральной Азии.

Еще один приоритет обозначил сам   Н.А.Назарбаев на Совещании ОБСЕ по межкультурной, межрелигиозной, межэтнической терпимости в Алматы в июне 2006 года.

«Традиционно считается, что ОБСЕ сильна в области, относящейся к так называемому человеческому измерению. Однако ни для кого не секрет, что этот гуманитарный блок вопросов больше связывается с деятельностью ОБСЕ в обеспечении демократизации, прав человека. Вместе с тем межконфессиональное и межнациональное согласие является краеугольным камнем всеобъемлющей безопасности, стабильности, поступательного экономического и политического развития стран.

Опыт Казахстана как нельзя лучше свидетельствует об этом. Именно поэтому наша страна как активный участник ОБСЕ считает своим долгом внести свой вклад в дело укрепления опыта и практических знаний, которые могут быть использованы в формате сотрудничества всех участников Организации в целях укрепления безопасности в условиях этнического и культурного многообразия и поликонфессиональности», - заявил Н.А.Назарбаев.

И действительно, как показывает весь наш опыт сотрудничества с ОБСЕ, ее представители, особенно из стран Западной Европы, обращают свое внимание, прежде всего, на соблюдение процедур выборов, соблюдение европейских стандартов в сфере прав человека, свободы средств массовой информации. При этом они зачастую не учитывают специфики местных условий на постсоветском пространстве, в том числе, в странах Центральной Азии и в Казахстане. Тем не менее, за последние годы эти страны, в первую очередь, Казахстан, добились значительного прогресса именно в этой сфере - и это не остается незамеченным со стороны ОБСЕ. И все же, гуманитарное измерение, когда речь идет о нашей стране, продолжает превалировать в выступлениях представителей Организации.

В июне-июле этого года группа журналистов из Казахстана, Узбекистана и Таджикистана, по приглашению Министерства иностранных дел ФРГ, совершила поездку в Германию и Австрию. Основными темами поездки были свобода СМИ и деятельность ОБСЕ в странах Центральной Азии. Журналисты смогли убедиться в том, что, говоря о проблемах в сфере прав человека в государствах региона, функционеры Организации, как правило, объективно оценивают дистанцию между уровнями развития демократии в центрально-азиатских странах и странах Запада. Однако можно было заметить, что реалии постсоветского периода - развал Союза, экономический спад, обусловленный разрывом прежних хозяйственных связей, дезориентация общества в политическом плане, - многие из которых, как факторы, противодействующие экономическому и социально-политическому развитию, продолжают действовать и по сей день, не всегда воспринимаются этими деятелями в качестве объективных обстоятельств.

И об этом в свое время говорилось - о кризисе в самой Организации, связанном с тем, что, изначально ориентированная на Европу, она ко всему подходит с западными мерками. Поэтому председательство Казахстана в ОБСЕ, как отмечал в своих выступлениях Н.А.Назарбаев, может внести новизну в деятельность Организации.

Еще в 2005 году, в ходе одной из своих пресс-конференций, Президент подчеркивал, что стремление к председательству в ОБСЕ - не политические амбиции Казахстана, а его желание сблизиться с развитым миром. В то же время, и Европейский Союз, и страны ОБСЕ заинтересованы, чтобы Казахстан развивал свое сотрудничество с ними, поскольку он стал важным поставщиком энергоносителей в Европу, а это уже вопрос энергетической безопасности.

Президент также отметил, что в таких сферах, как борьба с терроризмом, с наркотрафиком, решение экологических проблем и некоторых других, -  влияние ОБСЕ в нашем регионе меньше, чем могло быть.

«Если мы будем председательствовать, именно на это я обращу внимание этой Организации», - сказал Н.А.Назарбаев.

Что касается возможностей ОБСЕ в военно-политическом измерении, которое не менее важно для Центральной Азии, где имеются постоянные очаги напряженности, оказывающие более или менее сильное влияние на весь регион,  - то они очевидно велики. Последние два десятилетия, богатые конфликтами во вновь образованных государствах в Восточной Европе и на постсоветском пространстве, показывают, что потенциал Организации достаточен для эффективного решения многих проблем.

Благодаря усилиям ОБСЕ, удалось достичь мирного разрешения в 1992 году вопроса присутствия российских воинских подразделений на территории Балтийских государств. ОБСЕ положила начало переговорам, в результате которых были заключены двусторонние соглашения между Россией и каждым из государств Балтии о выводе войск, причем ОБСЕ стало гарантом их выполнения. Необходимо отметить также завершение, при содействии ООН, СНГ и ОБСЕ,  - внутритаджикского конфликта.

В качестве примера успешной деятельности ОБСЕ по предотвращению и урегулированию кризисной ситуации можно упомянуть и бывшую Югославскую Республику Македония, население которой избежало жертв и несчастий в результате вооруженного конфликта в начале своей независимости - во многом благодаря деятельности миссии ОБСЕ в Скопье. Позже, в 2001 году, внутренний кризис на межэтнической почве удалось урегулировать также благодаря помощи ОБСЕ.

ОБСЕ сыграла и продолжает играть большую роль в соблюдении Общего рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцеговине («Дейтонские соглашения»).

В 2006 г. ОБСЕ сыграла жизненно важную роль в мирном появлении на свет Республики Черногория - 56-го по счету государства-участника Организации и самого молодого члена семьи европейских государств.

Можно отметить также присутствие в грузинских районах, прилегающих к Южной Осетии, 20 военных наблюдателей ОБСЕ, среди них есть и представитель Казахстана,  которые играют важную роль в процессе стабилизации ситуации в Грузии.

Традиционно в поле зрения ОБСЕ находится ряд региональных проблем.

Так, с 1992 года над комплексом проблем, связанных с Нагорно-Карабахским конфликтом работает институт Минской группы под руководством трех сопредседателей - Франции, России и США.

Для содействия переговорному процессу по урегулированию грузино-югоосетинского и грузино-абхазского конфликтов в декабре 1992 года была учреждена миссия ОБСЕ в Грузии (при этом  центральную роль в грузино-абхазском урегулировании играет ООН).

В переговорном процессе по решению приднестровского конфликта с 1994 года задействован пятисторонний переговорный механизм в составе России, Украины, ЕС, США и Миссии ОБСЕ в Молдове, обеспечивший подписание более 40 документов между конфликтующими сторонами.

В 1998 году ОБСЕ учредила миссию в Косово, задачами которой стало содействие в выполнении резолюций Совета Безопасности ООН №№ 1160 и 1199.

На сегодняшний день не существует какой-либо реальной альтернативы, способной заменить ОБСЕ, поэтому председательство в Организации для Казахстана - уникальная возможность для изменения векторов ее деятельности в интересах  как стран Центральной Азии, так и самой Организации.

Особый статус ОБСЕ в том, что, с одной стороны, ее решения имеют политический, а не юридический характер, что придает Организации определенную гибкость. С другой стороны, ОБСЕ обладает признаками международной организации: постоянными органами, постоянной штаб-квартирой и учреждениями, постоянным штатом, постоянными финансовыми ресурсами и разветвленным полевым присутствием.

Большинство инструментов, решений и обязательств ОБСЕ не оформлено на юридическом языке, однако их осуществление требует применения стандартных методов права международных договоров. Так, ни сам Заключительный акт 1975 года, ни документы последующих встреч и совещаний СБСЕ/ОБСЕ не являются в юридическом смысле международными договорами и не носят обязательного характера для государств.

Однако тот факт, что обязательства ОБСЕ не имеют юридической силы, не умаляет их эффективности. Будучи согласованными на самом высоком политическом уровне, они имеют такое же высокое значение, как и международные договоры в рамках международного права.

Сейчас читают