Посол РК в Румынии рассказал о реформах, проводимых в Казахстане

None
None
БУХАРЕСТ. КАЗИНФОРМ - Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан в Румынии Нурбах Рустемов дал интервью румынскому изданию Nine O'Clock, передает МИА «Казинформ».

- Господин Посол, в Казахстане сейчас принимают новый закон о мирных собраниях. Насколько это актуально?

- Во-первых, хотел бы поблагодарить за проявленный интерес к процессам реформ, которые сейчас происходят в Казахстане.

Как известно, Глава государства Касым-Жомарт Токаев предложил провести в республике ряд политических реформ, направленных на либерализацию политической жизни. Проект закона о мирных собраниях является первым законопроектом, разработанным в рамках президентских инициатив.

Действующее законодательство, которое регулирует вопросы организации и проведения мирных собраний, было принято больше 25 лет назад - в 1995 году и носило рамочный характер. Поэтому принятие концептуально нового закона стало актуальным на сегодняшний день. При разработке основы нового закона учитывались передовой международный опыт и предложения независимых экспертов.


- Чем характерно отличается новый предлагаемый закон?

- Возможностью проведения пикетирования в любых местах, за исключением запрещенных в законе мест. При этом ни одного государственного органа, включая Парламент и Правительство, в этом перечне нет.

Также в законодательство внедрены базовые принципы мирных собраний, среди которых: ненасильственный характер; законность; обеспечение государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и свобод других лиц; добровольность участия; презумпции в пользу проведения мирных собраний; ответственности сторон.

Проектом закона предусматривается внедрение понятийного аппарата, что позволит сформировать такие ключевые понятия, как мирное собрание, митинг, пикетирование, собрание, демонстрация, шествие и разграничить их между собой.

- Нужно ли получать разрешения на проведение мирных собраний согласно данному законопроекту?

- Нет, в отличие от действующего закона, по которому любое мирное собрание - от пикетирования до демонстрации - проводится исключительно по разрешению. Теперь организатору собрания достаточно лишь уведомить местные власти о том, что он планирует провести мирное собрание. Если намерение провести мирное собрание противоречит закону, местный исполнительный орган может отказать в его проведении, но только если на это есть основания. В остальных случаях местный орган при необходимости должен предложить организатору другие условия проведения акции, но не отменять ее.


- За какие сроки нужно представить эти уведомления?

- Сроки подачи и рассмотрения уведомления сокращены. Для уведомлений о проведении собрания, митинга или пикетирования срок подачи был уменьшен до 5 рабочих дней против 15, предлагавшихся первоначально нами.

Одновременно с 10 до 3 рабочих дней сокращен срок, в течение которого местные власти должны отреагировать на уведомление. С 15 до 10 рабочих дней сокращен срок подачи заявления о согласовании демонстрации или шествия, а срок его рассмотрения – с 10 до 7 рабочих дней.


- Какие еще положительные моменты регламентированы в отношениях между Правительством и населением?

- В представленном законопроекте установлены исчерпывающие перечни оснований для отказа в проведении мирных собраний. Также проектом закона предусмотрено, что государственные органы будут обязаны оказывать содействие организатору в проведении мирного собрания. Исключены запреты и обязанности, ограничивающие деятельность журналистов, например, норма, обязывающая их предоставлять государственным органам фото- и видеоматериалы с места мирного собрания.

Действующим законом не предусматривалась норма о возможности обжалования действий государственных органов, например, при отказе в проведении мирного собрания. Новым проектом закона такое право предусматривается.


- Таким образом, данный законопроект предусматривает тесное сотрудничество между государством и народом?

- Хотел бы отметить, что предложенная Главой государства концепция «Слышащего государства» включает в себя не только меры по повышению взаимного доверия и совершенствованию диалога власти и общества, но и усиление защиты основополагающих прав и свобод казахстанцев. Совершенствование законодательства о мирных собраниях предусмотрено в первом пакете реформ, наряду с другими приоритетными законопроектами, в том числе о политических партиях, выборах, СМИ, профессиональных союзах, Парламенте и статусе депутатов, местном государственном управлении и самоуправлении в РК.

Речь идет не просто об изменениях в действующий с 1995 года Закон «О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в РК», а о концептуально новом документе, регулирующем вопросы организации и проведения мирных собраний. В нем четко определены все формы мирных собраний и такие понятия, как статус организатора, участника и наблюдателя, их права и обязанности.


- Как думаете, насколько быстро адаптируется население к данным новшествам?

- Практика применения норм нового закона покажет его достоинства и недочеты, а также пути устранения возможных пробелов. Любой закон схож с живым организмом. Жизнь не стоит на месте и постоянно развивается.

Мы намерены активно проводить обучение всех субъектов мирных собраний – граждан, неправительственных организаций, сотрудников местных исполнительных органов, а также правоохранительных структур.

Мы планируем организацию серии обучающих тренингов с привлечением отечественных и зарубежных экспертов. Совместно с неправительственными организациями продолжим нашу совместную работу по организации и проведению семинаров-тренингов в других оставшихся регионах Казахстана, как только будут сняты ограничения, связанные с пандемией коронавируса.


Сейчас читают