Пандемия не выбила из колеи казахстанских кинопроизводителей - Айдар Баталов

None
None
НУР-СУЛТАН. КАЗИНФОРМ – По результатам второго питчинга Государственного центра поддержки национального кино финансовую поддержку получили 39 отечественных картин. Заместитель председателя правления по производству НАО «Государственный центр поддержки национального кино» Айдар Баталов рассказал корреспонденту МИА «Казинформ» о том, как проходит работа Киноцентра, какие проекты предлагаются на питчинг, насколько анимационные фильмы приходятся по душе аудитории.

Некоммерческое акционерное общество «Государственный центр поддержки национального кино» образовалось в прошлом году. Как известно, 3 января 2019 года был принят закон «О кинематографии», согласно которого функции по поддержке и развитию отечественной киноиндустрии были делегированы единому оператору в лице Государственного центра поддержки национального кино, учредителем которого выступило Министерство культуры и спорта РК.

«Наша основная задача заключается в финансировании и мониторинге кинопроектов, соответствующих национальным интересам, в привлечении инвестиций и продвижении национальных фильмов. Также нам важно сформировать в Казахстане современный прозрачный кинорынок и киноиндустрию, способную зарабатывать деньги. Подчеркну, что с появлением Киноцентра кардинально изменилась и сама система бюджетирования фильмов», - отметил Айдар Баталов.

А лгоритм участия в питчинге Киноцентра следующий. Сначала проекты проходят предварительный отбор в самом Киноцентре, после чего соискатели приглашаются на питчинг, который проводит Экспертный совет. Пятнадцать профессионалов, среди которых режиссеры, продюсеры, сценаристы, критики, прокатчики заранее читают сценарии, изучают сметы, а затем на питчинге определяют наиболее качественные с их точки зрения проекты. Сам питчинг проходит, кстати, в открытом режиме онлайн-трансляции.

Затем отобранные заявки направляются в межведомственную комиссию, состоящую из представителей госаппарата, депутатов, руководителей министерств. Здесь обсуждается идеологическая и финансово-экономическая составляющая самих проектов. И уже после рекомендаций Межведомственной комиссии, Министерство культуры и спорта утверждает финальный список фильмов, которые получат финансирование. Таким образом, более 30 человек задействовано в вынесении финального решения.

«Что касается самих проектов, то сегодня на государственную поддержку в равной степени могут рассчитывать как авторские или артхаусные картины с потенциалом для участия в кинофестивалях, так и коммерческие фильмы, ориентированные на широкого зрителя. В приоритете, безусловно, профессионализм авторов и художественная ценность проектов», - подчеркнул заместитель главы Киноцентра.

К слову о профессионализме и художественной ценности, Айдар Баталов рассказал об эффективно реализованных проектах Киноцентром.

«Пандемия коронавируса нанесла серьезный удар по всей нашей киноиндустрии, что конечно отразилось и на работе Киноцентра - были приостановлены съемки всех наших фильмов. Но самое главное, ни закрытые кинотеатры, ни отложенные премьеры, ни удар по работе кинопроката не смогли выбить из колеи казахстанских кинопроизводителей. И сейчас наши картины уже начинают уходить в активный съемочный период. Что касается непосредственно проката, думаю здесь еще рано подводить итоги. Но замечу, что картина «Каникулы off-line-2» - первый фильм, созданный при содействии Киноцентра. Он очень успешно прошел в отечественном прокате», - отметил он.

Необходимо отметить, что за свою историю Киноцентр провел два питчинга кинопроектов. В августе 2019 года были подведены итоги первого конкурсного отбора. В результате, финансирование получили 17 кинопроектов.


«Среди них, как рассчитанные на широкую аудиторию вроде фильма «Боксер» Акана Сатаева, так и потенциальные фестивальные хиты – к примеру «Акын» - новый проект мэтра казахского арт-хауса Дарежана Омирбаева. Кроме того, запуск получили другие известные в фестивальном мире режиссеры: Адильхан Ержанов (проект «Обучение Адемоки»), Эмир Байгазин («Жизнь»), Фархат Шарипов («Хардкор»). Большая часть картин уже отснята, часть проектов уже успела выйти в прокат – скажем фильм «Каникулы offline-2». Но те проекты, что были в процессе запуска или даже съемок, пришлось останавливать из-за введенного режима ЧП и карантина», - пояснил Айдар Баталов.


В мае текущего года были подведены итоги второго конкурсного отбора. В результате, финансирование получили 39 кинопроектов, из которых: восемь художественных картин, семь документальных, пять анимационных, одна артхаусная, две картины в формате копродукции, девять короткометражных, 5 дебютов, один фильм, приуроченный к 175-летнему юбилею Абая Кунанбаева и еще один фильм по конкурсу «Алыстағы ағайын».

«Безусловно, в наших общих интересах как можно быстрее запустить все одобренные кинопроекты. Между тем, возникшие форс-мажорные обстоятельства, продолжающийся карантинный режим, частично парализуют работу», - сказал он.

В Киноцентре заверили, что отбор для всех участников одинаковый. Организация никак не ограничивает отечественных кинематографистов в выборе жанров.

«Еще раз подчеркну, что это беспрецедентный случай, когда в республике одновременно запускается в производство 39 кинопроектов самых разных жанров, среди которых художественные, анимационные, документальные, короткометражные фильмы, а также международная копродукция. При этом мы также предоставили возможности для дебютантов и частных студий, снимающих, в том числе авторское кино. Это очень большая поддержка со стороны государства для всей киноиндустрии Казахстана», - отметил Айдар Баталов.


После предоставления государственного финансирования Киноцентр проводит мониторинг всего процесса кинопроизводства, на которое выделено финансирование. Контроль проходит на этапах расхода бюджета, производства фильма и монтажа. Конечная цель – создать хороший продукт, который может быть показан у нас в стране и за рубежом.

«В этом плане также важно, что у Киноцентра есть и дополнительные инструменты. С дохода от проката наших фильмов, Киноцентр получит 20% для дальнейшего развития киноиндустрии. Поэтому мы напрямую заинтересованы, чтобы выпускаемые в прокат фильмы имели хороший зрительский потенциал. Так же мы предоставляем субсидии для зарубежных кинокомпаний, которые снимают у нас в стране. В этом случае в бюджет идет 70% от потраченных средств на территории Казахстана, а 30% возвращается нашим зарубежным коллегам», - рассказал заместитель председателя правления по производству НАО «Государственный центр поддержки национального кино».

В ходе нашей беседы Айдар Баталов назвал наиболее интересные проекты для аудитории.

«Самое главное, что в последние годы мы наблюдаем растущий интерес нашего зрителя именно к казахстанским фильмам. Что касается общей картины, то не стоит забывать, что в кино ходит в основном молодежь, которой интересны фильмы в жанре фэнтэзи, боевики, анимация и конечно комедии. Вы видите, что у нас сейчас с большим успехом производят именно комедии. В списке проектов Киноцентра также есть новые картины известных режиссеров Аскара Узабаева и Аскара Бисембина», - подчеркнул он.

- Помимо выпуска и финансирования художественных фильмов, особое внимание уделяется поддержке отечественных анимационных проектов, у которой своя аудитория. Насколько же это направление развито в нашей стране?

«В истории независимого Казахстана отечественная анимация долгое время оставалась в тени более успешных зарубежных проектов. Пожалуй, более-менее заметным проектом был первый 3D-мультфильм «Ер Тостик пен Айдахар», вышедшие позднее полнометражные проекты «Култегин» и «Музбалак» в казахстанском прокате прошли практически незаметно, ввиду отсутствия стратегии продвижения. Таким образом, отечественная мультипликация практически полностью ушла в телевизионный формат, лишившись возможности проявить себя на большом экране. Учитывая тот факт, что анимационное кино – один из самых мощных инструментов формирования зрительского сознания у подрастающего поколения, Государственный центр поддержки национального кино делает сегодня большую ставку на развитие казахстанской анимации», - отметил Айдар Баталов.

В 2020 году в рамках второго питчинга кинопроектов члены Экспертного совета при Государственном центре поддержки национального кино практически все поданные заявки в жанре «анимация» назвали многообещающими. По итогам питчинга финансирование получили пять анимационных фильмов. Среди них такие проекты как «Алтын адам», «Кенже қыз», «Колыбельная», «Еркетай» и анимационный сериал «Караван Историй».

«В Казахстане работает ряд частных анимационных студий, среди которых такие компании как «Адай Продакшн анимациялық студиясы», «Dala animation», «Art Maral», «Ырысы Ақ Қазақстан». Однако крупнейшим центром по производству анимации является ТПО «Анимационное кино» при киностудии «Казахфильм». С 1991 по 2016 годы киностудия «Казахфильм» создала порядка 67 анимационных фильмов (из них 1 анимационный сериал и 1 полнометражный анимационный фильм).

Современный анимационный фильм – очень сложный и дорогостоящий процесс. Бюджет несложного полнометражного мультфильма может превышать 5 миллионов долларов, а в топовой анимации составляет уже более 50 миллионов долларов. При этом количество специалистов, работающих на анимационном проекте, доходит до 300 человек. Повторюсь это сложный процесс, связанный с различными IT-решениями и сложной компьютерной графикой», - сказал Айдар Баталов.

По его словам, аниматоры работают над большим количеством поставленных задач, на выполнение которых уходит масса времени, поэтому процесс создания одного мультфильма может растянуться от одного до трех лет.

- В силу уделенного времени насколько же отечественные анимационные проекты интересны для зарубежной аудитории?

«Одним из флагманов новых проектов Киноцентра в области анимации должен стать проект «Еркетай» - экранизация одноименного комикса компании Khan Comics. Комиксы о похождениях Еркетая и его друзей завоевали популярность не только среди казахстанских детей и взрослых, но и заинтересовали поклонников этого жанра в других странах Средней Азии, а также нашли преданных читателей в Китае. Учитывая этот фактор, вполне вероятно, что полнометражный мультфильм сможет выйти в международный прокат и стать стартовой площадкой для полноценной мультипликационной франшизы. Образовательное направление также освоят и авторы мультсериала «Караван историй», который позиционируется, как фэнтезийное путешествие по Великому Шелковому пути, в котором современные технологии переплетаются с древними традициями и магией», - ответил заместитель председателя правления по производству НАО «Государственный центр поддержки национального кино».

Что касается авторской анимации, нацеленной на фестивальный успех, то это направление закрывает короткометражный проект «Колыбельная» от компании Dala animation. Режиссер и продюсер мультфильма Дильшат Рахматуллин убежден, что таким платформам как Ivi и Netflix их проект будет интересен, прежде всего, национальной самобытностью, мифологией и непосредственно самим сюжетом, рассчитанным, кстати говоря, на аудиторию 6+, а значит, на детей уже размышляющих и умеющих извлекать смысл из увиденного.




Сейчас читают