Озвучены причины коррупции в сфере земельных отношений
Агентством выявлены серьезные коррупционные риски в сфере земельных отношений.
«Анализ показал рост коррупционных правонарушений в данном направлении почти в 2 раза (с 138 до 247). В основном преобладают факты взяточничества, мошенничества и злоупотребления должностными полномочиями при выделении земельных участков.
К примеру, в Алматинской области предан суду руководитель отдела земельных отношений Караталского района Косжанов, который получил взятку в размере 15 тыс. долларов за выделение двух земельных участков путем внесения изменений в конкурсную документацию. Аналогичные преступления пресечены в Акмолинской, Атырауской, Западно-Казахстанской, Павлодарской, Кызылординской, Мангистауской и Южно-Казахстанской областях», - говорится в сообщении пресс-службы Агентства.
Как отмечается, к основным причинам, способствующим совершению коррупционных правонарушений, относятся:
- местными исполнительными органами не обеспечен открытый доступ к информации о наличии свободных земельных участков, очередности их получения;
- должностные лица преднамеренно, в корыстных целях вносят в земельный кадастр недостоверные сведения о наличии свободных земельных участков;
- имеют место манипуляции со списком очередников на их получение.
«В Кызылординской области окончено расследованием уголовное дело в отношении главного специалиста Таспановой, которая использовала ранее выданные порядковые номера очередников (выбывших за пределы области, умерших и нуждающихся в земельных участках граждан) и вместо них вносила в список других граждан, не состоящих в очереди. По представлению Антикоррупционной службы все незаконно выданные земельные участки возвращены в государственную собственность», - отметили в антикоррупционном ведомстве.
Другим коррупционным риском является наделение местных исполнительных органов исключительным правом предоставления земельных участков.
«При проведении торгов по их продаже создаются Конкурсные комиссии, в состав которых входят исключительно должностные лица заинтересованных госорганов. Более того сроки по получению земельного участка для строительства объекта занимает 50 рабочих дней. Эти условия являются причинами совершения коррупционных правонарушений», - отмечается в сообщении.
Для устранения данных предпосылок предлагается:
- кардинально пересмотреть механизмы выделения земельных участков, обеспечив открытый доступ к информации о подготовке площадок для отвода в списках очередности на получение земельного участка посредством их размещения на сайте акимата и интернет ресурсах;
- внести изменения в Правила организации и проведения торгов по продаже земельного участка в части включения в состав Комиссии представителей неправительственных организаций, общественности и др;
- в целях прозрачности процедуры выделения земельных участков разработать автоматизированную базу данных о наличии свободных земельных участков (с отражением месторасположения, целевого назначения и границ) с обеспечением к ней свободного доступа населения;
- рекомендовать Комитету по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами МНЭ пересмотреть сроки оказания госуслуг по предоставлению земельного участка;
- акиматам и уполномоченному органу в сфере земельных отношений (МНЭ) усилить контроль за деятельностью структурных подразделений, на системной основе проводить проверки о правомерности выделяемых земельных участков.
Антикоррупционная служба в дальнейшем на постоянной основе будет осуществлять мониторинг соблюдения требований земельного законодательства и правоверности принятия решений должностными лицами при выделении земельных участков, отмечая, что они наиболее подвержены коррупциогенным рискам.