Отсутствие конкуренции при отборе проектов на реализацию через ГЧП отметил сенатор

None
None
НУР-СУЛТАН. КАЗИНФОРМ – Отсутствие конкуренции при отборе проектов на реализацию через ГЧП отметил депутат Сената Парламента РК Андрей Лукин, передает корреспондент МИА «Казинформ».

«Государственно-частное партнёрство (ГЧП) представляет собой механизм привлечения государственными органами финансовых, организационных и иных ресурсов частного сектора для достижения определенных публичных целей. Опыт многих стран показал, что одних налоговых поступлений для решения инфраструктурных проблем недостаточно. Поэтому одним из эффективных способов решения этой задачи является механизм ГЧП», - сказал Андрей Лукин, озвучивая депутатский запрос на пленарном заседании палаты.

Сенатор добавил, что на 1 июля 2020 года в Казахстане заключено 566 договоров на 1,5 трлн тенге, из них введены в эксплуатацию 513 объектов на 475 млрд тенге, на стадии строительства 53 объекта стоимостью более 1 трлн тенге.

«1 сентября 2020 года в своем Послании Глава государства отметил о том, что любое незаконное вмешательство государственных структур в предпринимательскую деятельность, воспрепятствование работе бизнесменов будет восприниматься как тягчайшее преступление против государства. Вместе с тем, результаты анализа свидетельствуют о неэффективности работы уполномоченных органов по применению института ГЧП. Государственными органами допускается необоснованное завышение стоимости объектов ГЧП, заключение формальных договоров в целях увеличения показателей, в том числе с лицами, не являющимися субъектами ГЧП, либо частными партнерами, не соответствующими квалификационным требованиям», - пояснил Андрей Лукин.

Наряду с этим, по словам депутата, имеют место случаи не исполнения принятых в рамках договоров обязательств, как со стороны частных, так и государственных партнеров. Большая часть наиболее затратных договоров ГЧП заключены путем прямых переговоров с частными партнерами.

«Это свидетельствует об отсутствии реальной конкурентной среды между предпринимателями на стадии отбора потенциальных частных партнеров. Кроме того, результатами анализа выявлен ряд проблемных вопросов в правоприменительной практике и законодательстве о ГЧП. К ним можно отнести отсутствие четкого разграничения между проектами, подлежащими реализации через государственные закупки от проектов, реализуемых в рамках ГЧП. Данный пробел в законодательстве зачастую используется госорганами для увеличения количественных показателей по реализации проектов ГЧП», - добавил Андрей Лукин.

К проблемным вопросам он также отнес отсутствие методики расчета вознаграждения за осуществление управления объектом ГЧП, находящимся в государственной собственности, а также отсутствие общественного контроля при принятии решения о заключении договора ГЧП и его дальнейшую реализацию (за исключением участия палаты предпринимателей).



Сейчас читают