«Один пояс - один путь» - спустя пять лет...

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - МИА «Казинформ» публикует конкурсную работу на тему «Моя история о траектории взаимовыгодного роста и процветания». Подробности о конкурсе можно узнать по этой ссылке.

7 сентября 2013 года в своем выступлении в стенах «Назарбаев Университета», в столице Казахстана Астане председатель КНР Си Цзиньпин впервые обнародовал интеграционный проект «Один пояс, один путь» (One Belt, One Road), объединяющий страны по историческому маршруту Великого Шелкового пути.

Именно после этого выступления в сердце Евразии, инициатива правительства КНР стала «краеугольным камнем» экономической и культурной интеграции Китая со странами Евразийского региона, Ближнего Востока и Африки.

Сейчас в 2018 году мы попытаемся провести итоги реализации программы «Один пояс, один путь» для Казахстана спустя пять лет.

Срок в пять лет имеет сакральное значение для коммунистических стран, экономика которых планировалась на пятилетний цикл, и поэтому термин «пятилетка» хорошо знаком жителям бывшего Советского союза.

Казахстан, всегда поддерживал интеграционные проекты, дающие ему преимущества в регионе. Дело в том, что отсутствие выхода к морю сильно сокращает транспортно-логистические пути экспорта и импорта товаров «из» и «в» Казахстан. В этой связи, инициатива Китая «Один пояс - один путь» значительно повышает транзитную привлекательность Казахстана в регионе Евразии.

Возможно, поэтому Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев назвал инициативу Председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина о создании экономического пояса Шелкового пути «великой».

В интервью китайскому телеканалу CCTV накануне очередного визит в Пекин в текущем году Глава Казахстана отметил особую важность государственного визита, совершенного в Казахстан в 2013 году его коллегой Си Цзиньпином.

«Можно сегодня говорить о том, что это была великая идея. Потому что 2012 год - мир еще с того кризиса не выходил, все страны чувствовали трудности. В этот момент эта инициатива, эта идея просто была необходима. Она была подброшена для всех государств, которые с удовольствием подхватили как идею, которая поможет выйти из остатков этого кризиса. Это стимулировало, чтобы мы приняли свою программу «Нұрлы жол», потому что путь в сторону Европы лежит через Казахстан, Россию и дальше», - подчеркнул Нурсултан Назарбаев.

Именно благодаря реализации госпрограммы «Нұрлы жол» Казахстаном были реализованы проекты по строительству железной дороги от Алашанькоу через Казахстан в Европу, сухого порта «Хоргос» и новой железнодорожной ветки, которая соединила юг страны с Европой.

Казахстан завершил строительство автомобильной магистрали «Западный Китай - Западный Казахстан» протяженностью 2700 км. «И это уже работает. Вместе с «Хоргосом» мы получили от Китайской Народной Республики возможность создать терминал на порту Ляньюньган на Тихом океане. И теперь контейнеры Юго-Восточной Азии, стран, которые хотят участвовать, идут через этот путь в Европу за 12-15 дней. Морской путь занимает в 2,5-3 раза больше, как вы знаете. И здесь прямая выгода, и количество контейнеров ежегодно увеличивается в два раза. Это дает выгоду для Казахстана получить соответственно средства, и по пути этого пояса развиваются предприятия», - рассказал китайской аудитории Нурсултан Назарбаев.

При этом Казахстан договорился и заключил соглашения и контракты на строительство на своей территории десятков новых предприятий, которые очень необходимы нашей стране.

«Кроме этого, эта дорога позволяет сейчас выйти на Каспийское море. От Каспийского моря мы на юг через Иран соединились с Персидским заливом - китайские товары могут спокойно через нас идти туда и на кавказский коридор. В прошлом году мы соединили Турцию, Грузию, Азербайджан, Каспийское море, Казахстан. Построили мы специальный порт Курык, через который грузы могут через Кавказ, Турцию проходить через Босфор в Европу. Вот такая огромная работа была проведена за эти годы, и мы видим, что эта была очень своевременная, очень дальновидная идея, которая работает на благо наших народов», - отметил Президент Казахстана.

Центральная станция наземного маршрута BRI - станция Хоргос находится в 535 километрах от континентального полюса недоступности - самой удаленной точки на Земле от моря - вблизи китайско-казахстанской границы.

Так, в международном сухопутном порту города Урумчи (СУАР КНР) 20 декабря 2017 года прошла торжественная церемония отправки грузового железнодорожного состава с продуктами питания в конечную точку в Голландии.

Поезд проследовал до казахстанской станции Хоргос далее по территории Казахстана, России, Польши и других стран Евросоюза в Голландию. Это уже не первый товарный состав из КНР в ЕС, с начала 2017 года года из СУАР отправлено 667 составов, и до конца 2017 года в китайском сухопутном порту расширили эту цифру до 700 поездов.

На железнодорожный состав были загружены продукты питания из города Чэнду (юго-запад Китая, провинция Сычуань). Всего время доставки товаров заняло 14 суток. Для сравнения: ранее отправка китайских товаров из Чэнду шла морским путем и занимала 60 суток.

Таким образом, с 2011 года китайский город Хоргос у границы с Казахстаном возобновил свою историческую роль в качестве ворот Китая на запад вдоль древнего Шелкового пути.

Пятикилометровая двухсторонняя зона свободной торговли и специальная экономическая зона, официально названная Международным центром пограничного сотрудничества (ICBC), включает в себя сухой порт Восточных ворот Хоргоса, где железнодорожные грузы перемещаются на рельсы ещё советского образца, и международный трамплин хайвэя Западная Европа - Западный Китай.

В отличие от других стран BRI, Казахстан стратегически позиционируется как портал Китая в Европу - от общей границы в Хоргосе до западных берегов Каспия в Актау. Находясь на западном берегу Каспийского моря, Актау начал свою деятельность в качестве урановой шахты в советское время и сегодня является основой нефтяной промышленности Казахстана. Ряд трубопроводов, железных дорог и грузов будет не только связывать Актау с Хоргосом, но и с Россией на севере, Ираном на юге, Азербайджаном, Турцией и Европой через Каспий на западе. По мере модернизации Актау, принятия контейнеризации для дальнейшего снижения стоимости доставки через порт, страны BRI будут иметь возможность полностью обойти Россию.

В этой связи, Казахстан заинтересован в том, чтобы стать крупным «транзитным хабом» китайских товаров в Европу, Закавказье, Иран и страны Персидского залива.

Учитывая ограниченность казахстанских финансовых ресурсов под крупные логистические проекты из Китая, Астана будет пытаться активно привлекать зарубежных инвесторов для строительства портов, станций на границе с Китаем и на выходе из территории Казахстана.

Таким образом, большинство политологов Казахстана считает, что инициатива «Один пояс - один пояс» по праву должна стать великой для Казахстана. Поскольку укрепить его экономику и геополитическое место в Евразии благодаря новым путям как древний «Шелковый путь».

Автор: Арнур Рахимбеков

Сейчас читают