«Люди приходят и уходят, а фотографии остаются» - известный фотограф Анатолий Устиненко

None
None
АЛМАТЫ. КАЗИНФОРМ - Журналист и фотограф Анатолий Устиненко - один из немногих, кто снимал первую инаугурацию Елбасы Нурсултана Назарбаева и его восхождение на Пик Абая в 1995 году, в честь 150-летия поэта. Тогда он работал главным редактором фотохроники в КазТАГ (ныне - МИА «Казинформ», который отмечает в этом году 100-летний юбилей). Яркими моментами из своей жизни он поделился с нашим корреспондентом.

В этом году МИА «Казинформ» исполняется 100 лет. Информагентство существовало под названиями Оренбургско-Тургайское отделение РОСТА, КазРОСТ, КазТАГ, КазААГ. Здесь всегда работали лучшие в своем деле специалисты. Одним из них был фоторепортер, действительный член Академии журналистики Казахстана, дважды лауреат премии «Алтын Жулдыз», многократный лауреат различных международных конкурсов Анатолий Устиненко.


Интервью нашего корреспондента с Анатолием Васильевичем проходило в его кабинете в историческом здании, где когда-то был офис КазТАГа (ныне - Казинформ). В кабинете фотографа можно увидеть большие снимки, сделанные им в Африке, Индии, в красивейших местах Казахстана – здесь степи, горы, озера, леса, животные и птицы…

«Я за это время объездил порядка 70 стран, и большинство этих поездок связаны с тем периодом, когда я работал в КазТАГе», - рассказывает Анатолий Устиненко.

По его признанию, он любит снимать степи, путешествовать по миру и по Казахстану. Он когда-то даже получил международный сертификат, который дал ему право фотографировать нефтяные объекты.

«Я побывал практических на всех нефтяных и урановых месторождениях Казахстана, а также во многих горах - в Гималаях, на вершине Килиманджаро, на пике Жамбыла и КазТАГа, Абая и т.д», - вспоминает он.


Анатолий Устиненко родился в 1947 году в Кулундинской степи в Алтайском крае. Выпускник КазГУ. После учебы два года отслужил в Прибалтийском военном округе, а после приехал в Павлодар, где начал работать журналистом в областной газете. Затем судьба его привела в Алматы, где он по сей день живет и работает. По приглашению экс-директора Амангельды Ахметалимова в 1987 году стал главным редактором фотохроники КазТАГ. Здесь он проработал 10 лет.


«Я начинал работать пищущим журналистом, но я поставил себе цель научиться не только хорошо писать, но и фотографировать и печатать на печатной машинке, и еще водить машину. Но водить мне отец не разрешил, зато я получил права водить мотоцикл. Когда я работал в газете, ездил в командировки, сам писал и фотографировал. После этого я стал главным редактором фотохроники КазТАГ. Мне здесь очень понравилось. Коллектив был хороший, корифееи казахстанской журналистики работали тут. КазТАГ тогда был подразделением международного агентства «ТАСС» и имел очень хорошую базу, поставки оборудования, пленки, бумаги, фотоаппараты шли из ТАССа», - говорит фотограф.


В то время в конце 80-х и начале 90-х годов в каждой области от редакции был штатный пишущий журналист и фотокорреспондент. Они были также обеспечены автомобилями: «Нива» или УАЗ, а в Алматы в штате работали фотокорреспонденты: Владимир Медведев, Валерий Корчин, Михаил Чупин, Марат Кабылов, Юрий Беккер, Александр Павский, Шамиль Жуматов и друие.


«Мы пользовались дорогими узкими и широкими пленочными аппаратами. Были у нас лаборанты, которые проявляли пленки. Раньше процесс съемки занимал много времени: сначала ты фотографируешь и приезжаешь в офис. Лаборанты распечатывают все контрольные экземпляры, и мы на большом столе в кабинете раскладываем фотографии из командировки и начинаем вместе обсуждать. Отбираем. Бывали такие случаи, если плохо отснято и не соответствует требованиям дня или запросам заказчиков, то мы отправляли фотокорреспондента или пишущего журналиста обратно в область в командировку, чтобы они переделали, чтобы это удовлетворило всех. Зачастую такие командировки так и были. У нас пленка из 36 кадров была. Если два кадра из этой пленки пройдет, то это списывали, если нет, то она должником висела на фотокорре. Требования такие были жесткие: ты должен был смотреть на артикуляцию, движение губ человека, на глаза - закрытые они или нет, прищуренные или нет. Фото у нас должно было быть качественно и эффектно выглядеть», - заявил А. Устиненко.


По его словам, были случаи, когда одно фото отправляли в международное агентство три дня. Сейчас с помощью цифровых камер фотографии можно передать за секунды куда угодно.


«Я больше всего занимался протокольной фотографией. Ездил с Первым Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым, со всеми премьер-министрами и министрами в разные страны и места… Мне больше всего запомнилась первая инаугурация Елбасы, я снимал восхождение Нурсултана Абишевича на Пик Абая в 1995 году. Тогда было только два журналиста, я был единственным фотокорреспондентом. Нас сопровождали альпинисты-высотники», - заметил он.


Анатолий Васильевич считает, что к каждой съемке нужно тщательно готовиться, проверять свое оборудование.

«У каждого фотографа должна быть хорошая реакция. Я ее отрабатывал с помощью настольного тенниса и часто играл. Был такой случай. Когда-то в Алматы в резиденции Президента прошло совещание всех силовых министров стран СНГ. Кому-то из наших там вручали награду. Я второпях, нечаянно споткнулся об чуть завернутый ковер и, падая, начал снимать «на моторе» момент вручения. После этого один из министров МВД подошел и в шутку говорит: «Вот бы наши бойцы так стреляли», - вспоминает он.

Одним из главных и первых учителей Анатолия Устиненко был фотограф Иосиф Львович Будневич.

«Я считаю, что самая лучшая профессия на Земле - это профессия фотокорреспондента, фотографа. Люди приходят и уходят, а фотографии остаются», - заключил Анатолий Устиненко.


Сейчас читают