Когда Президент начинает с себя

Штандарт Президента
Фото: Kazinform

Институт президентства в Казахстане возник в 1990-е годы в условиях либерализации и децентрализации. Прежняя коммунистическая партийная система уходила в прошлое. Вместо коллегиального руководства была сделана ставка на безусловный авторитет политического лидера, вокруг которого возникла новая вертикаль управления. Но за эти годы наряду со становлением и укреплением государственности и Независимости, полномасштабными реформами, в стране попутно формировались олигархические монополии на политические и экономические ресурсы страны, несправедливо и незаконно формировался крупный бизнес, даже целые отрасли. Появились и другие негативные явления в обществе. Все это привело понимание общества к обновлению власти и перезагрузки политической системы страны. Базовые изменения этой системы мы наблюдаем в последние годы. Можно смело утверждать, что прочный фундамент будущего Казахстана закладывается именно сейчас, когда Президент страны Касым-Жомарт Токаев объявил о курсе реформ. И изменения он начал с себя. Депутат Мажилиса, политолог Айдос Сарым поделился с Kazinform своим мнением по поводу запущенной в течение последнего года трансформации института президентства.

- В действительности, вопрос имеет два аспекта. С одной стороны, сам Президент знает лучше нас, какой вред наносит монополия на власть внутри страны. По этой причине, он начал большие реформы в 2019 году и продолжил их в 2022 году. Наша страна не стала закрытой, а, наоборот, более открытой. Не видеть этого означает слепоту или отрицательное отношение. Поэтому, в моем понимании, главный вопрос – мы должны четко понимать направление изменений, происходящих в стране, понять их значимость и ценность. Потому что, как видите, все реформы в стране Президент начал с себя. Прежде всего, Президент ограничил свои функции и возможности. Например, мы сделали так, чтобы никаким референдумом или Парламентом нельзя было изменить Конституцию. В качестве одного из основных принципов утверждено правило, чтобы Президент избирался только на 7 лет. Президент не может состоять в политических партиях, Президент не может привлекать на государственную службу своих родственников и не может назначать их на руководящую работу в квазигосударственный сектор. Эти направления прописаны не просто так, – говорит эксперт.

По его мнению, происходящие в стране изменения направлены лишь на сближение общества и власти.

- Если сейчас кто-то говорит о формировании суперпрезидентской системы, то это могут быть люди, оставшиеся с понятиями, сложившимися при «старом Казахстане». Поэтому, на мой взгляд, здесь главное одно – происходящие в стране политические реформы. Конституционная реформа, в конечном счете, основана на том, чтобы сблизить общество и власть, сделать власть зависимой от общества, отдать самому народу основные силы и возможности власти. Мы первое государство в Средней Азии, в котором начали избирать акимов. В регионе, кроме нас, ни у кого из наших соседей акимов не избирают. Даже в России такой институт был в свое время. Сейчас они отказались от этого, сделали все по одному образцу. Это, само по себе, уже о многом говорит. Поэтому разговоры о том, что мы идем к суперпрезидентскому государству, на мой взгляд, исходят от тех, кто не нашел себе место в обществе, или граждан, предпочитающих прежнюю систему, – говорит Айдос Сарым.

Политолог также высказался о тенденции, когда не только представители исполнительной власти, но и других секторов, начинают любое свое выступление со слов «по поручению Президента».

- По-видимому, этот вопрос нужно разделить на две части. Например, когда представители партии «Аманат» говорят такое, это закономерно. Потому что партия «Аманат» – политическая опора Президента, партия, оказывающая политическую поддержку. Предложенный нами Алихан Смаилов – Премьер-министр от партии «Аманат». Программа, которую осуществляет Правительство - в конечном счете предвыборная программа Президента и партии «Аманат». В качестве политической опоры Президента мы взяли ее за основу, развили и предложили для дальнейшей работы. Поэтому для большинства депутатов упомянутое выражение закономерно. Потому что мы поддерживаем политический курс Президента, мы хотим, чтобы он реализовался, работаем для этого. Что касается судебной власти, на мой взгляд, ни в каком судебном решении нет слов «в соответствии с поручением Президента». Например, сегодня пересматриваются многие решения, в свое время признанные несправедливыми. В таких случаях ссылаться на Президента – закономерно. Также закономерна отсылка к Президенту, когда адвокаты или граждане, которые судятся с властью, спрашивают: «Где ваш Новый Казахстан?». Закономерно, когда спрашивают: «Когда начнется ваш Новый Казахстан?». Но есть и другой аспект. Ни в одном решении суда, ни в одном приговоре таких слов нет. Сегодня мы перестраиваем судебную, правовую систему, поэтому ссылаться на Президента должны не судьи, а граждане, занимающиеся реформой суда. Потому что все общество на него ссылается, все общество хочет этих перемен. В том числе судьи тоже могут говорить об этом на научных конференциях, на своих совещаниях, но в решениях тех судей такой ссылки нет. Поэтому следует рассматривать вопрос отдельно в двух аспектах, – сказал А.Сарым.

Некоторые полномочия Президента были переданы Парламенту. Насколько эффективно нынешний Глава государства пользуется оставшимися полномочиями и возможностями? Эксперт высказал свое мнение по этому вопросу.

- На мой взгляд, использует очень эффективно. Например, в основных вопросах, таких как внешняя политика, оборона, безопасность, никаких изменений не произошло. Но реформы в политическом и экономическом направлениях, по-моему, уместны. В рамках предстоящей реформы Правительству передаются свобода и ответственность по многим вопросам. У Правительства и у каждого министерства, акимата должны быть свои программы. Четко определено, что они должны быть открытыми, отчитываться перед народом, депутатами Мажилиса и маслихатов. Но Президент сохраняет свои арбитражные функции. Прошел только год с избрания Президента. Осталось еще 6 лет. За эти 6 лет для нас будет недостаточно только реализовать многочисленные политические реформы. Мы должны превратить их в политическую культуру, политические традиции, то есть, должны научиться выбирать акимов. На сегодняшний день мы достигли того, что, кроме акимов областей, все акимы будут избираться. Прошли экспериментальные выборы. Мы рассматриваем их результаты. До этого мы избрали около 2 тысяч сельских акимов. Судя по всему, есть положительные сдвиги. Простой пример – есть мнения, что акимы, избранные самим населением, работают активнее, то есть, речь идет о разделении ответственности, ее понимании. В целом, мы начинаем понимать, что народ прямо заинтересован в государственных делах, что государственные дела произрастают из полномочий народа. В предстоящий период пройдут выборы в Мажилис, в Сенат, в маслихаты. По одному разу мы уже выбрали акимов. В этот период мы должны многому научиться. Когда Президент уйдет со своего поста и передаст власть следующему президенту, это все должно стать по-настоящему политической культурой, политической традицией. Это должно стать автоматически происходящим и оправдывающим себя, а не чем-то необычным и удивительным для общества. Если мы все это поймем, наверное, можно будет сказать, что Президент добился поставленной им цели, заложил основы реформ, – сказал эксперт.

По его словам, есть мнения о том, что при действующем институте президентства, создание парламентской республики не является актуальным вопросом.

- С одной стороны, я не понимаю людей, которые высказывают такое мнение. С другой стороны, я со многими дискутировал по этому вопросу. И заметил, что такого рода инициативы стали бессодержательными разговорами. Просто говорят, что нужно «менять систему». А как ее менять – здесь многие теряются. Я знаю большинство тех, кто говорит, что «нам нужна парламентская республика, нужно вернуть прежнюю Конституцию», с многими беседовал. И когда пытался разъяснять положения первой Конституции, замечал, что эти люди глубоко не вникали в нее. Были такие, кто говорил, что это «оказывается, вообще, жестокость». Поэтому, на мой взгляд, все это превратилось в беспредметные разговоры. Думаю, что если нынешние реформы будут продолжаться, войдут в нашу жизнь, то и эти разговоры прекратятся. Потому что нравится это кому-то или не нравится, нам нужна сильная президентская власть. Территория нашей страны очень большая, в ней много различных интересов. Во многих случаях нам нужно опираться не на слова активистов социальных сетей, а на сильные институты. Для этого, именно в такое сложное время нам нужна сильная президентская власть. У нас Президент избирается на семь лет, то есть, у него есть возможность выдерживать долгосрочный политико-стратегический курс. А вот Мажилис избирается на 5 лет, Сенат - на 6 лет. При этом они имеют возможность, в определенной степени, оказывать влияние на политические инициативы Президента. Роль Президента как опоры государства, гарантии конституционных институтов государства может стать больше, но не меньше. Но, конечно, это не означает, что это приведет к прежней монополии, узурпации власти. Следующие выборы будут еще более интересными и напряженными. В Мажилисе следующих составов будут еще более активные дебаты. Сегодня даже в маслихатах это происходит. Скоро будут сельские маслихаты. Мы избираем акимов сельских округов, районов, городов. Если все это активизирует политические процессы в стране, повысит активность политических партий и конкуренцию между ними, мы достигнем своих целей, – сказал политолог.

Сейчас читают