Казахстан - Пакистан: новые горизонты сотрудничества

None
None
ИСЛАМАБАД. КАЗИНФОРМ - Представляем вашему вниманию статью Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Казахстан в Исламской Республике Пакистан Б.Садыкова.

В истории XX века полный драматизма и колоссальных человеческих жертв период распада Британской империи в Южной Азии занимает особое место. Подтверждением тому является огромное количество научных исследований, монографий, мемуаров и художественных фильмов, посвященных различным аспектам длительного процесса обретения к концу 1940-х годов прошлого века народами Индийского субконтинента независимости от британского колониального владычества, а также его разделению на Пакистан и Индию.

История навеки сохранила также и имена возглавивших этот процесс личностей, которые в тяжелейших условиях того времени сумели сохранить верность своим идеалам и благодаря своей непреклонной воле и политической прозорливости обеспечить их воплощение в реальность. Одной из таких грандиозных исторических фигур по праву является отец-основатель Пакистана Мухаммад Али Джинна, которого пакистанский народ называет не иначе, как «Каид-и-Азам», т.е. «Великий вождь». Именно о нем его авторитетный биограф и известный американский ученый Стэнли Вулперт писал: «Немногим удавалось в значительной мере влиять на ход самой истории. Еще меньше тех, кто смог в буквальном смысле перекроить карту мира. Вряд ли кого можно с полным основанием отнести к создателям национального государства. Однако Мухаммад Али Джинна один преуспел во всех этих трех элементах».

Данное историческое отступление я сделал только потому, чтобы дать читателю понять, что без целостного понимания истории создания Пакистана как суверенного государства невозможно понять природу тех многочисленных вызовов, с которыми сталкивается современный Пакистан, равно как и причины его несомненной состоятельности как государства. Это особенно важно иметь в виду сейчас, когда беспрецедентная скорость глобальных информационных потоков сделала возможным формирование в сознании любого индивида очень поверхностных, подчас крайне искаженных, но от этого, к сожалению, не менее устойчивых стереотипных представлений о той или иной стране и ее людях. Однако это зачастую имеет место быть в случае с Пакистаном. В этом находит свою справедливость известный афоризм У.Черчилля об успевающей пройти полмира лжи, в то время как правда только надевает штаны. Это особенно заметно проявляется в заявлениях отдельных экспертов и институтов, которыми в общественное сознание небезуспешно насаждается расхожее клише о Пакистане как небезопасной с точки зрения террористических угроз стране. Наглядным подтверждением эффективности этих усилий является тот факт, что национальный паспорт Пакистана занимает последние строчки в глобальных паспортных рейтингах, формируемых на основании того, какие возможности они предоставляют своим обладателям. В частности, в глобальном паспортном индексе Хенли (HenleyPassportIndex) за 2019 год пакистанский паспорт занял последние строчки, опередив по привлекательности лишь такие страны, как Сомали, Сирия, Афганистан и Ирак. Конечно, отрицать наличие террористической угрозы в Пакистане было бы в корне неверной позицией. Но эта угроза не является основанием для того, чтобы целую страну и ее народ представлять в таких мрачных, и самое главное, беспросветных красках. Правительство и Вооруженные силы Пакистана предпринимают колоссальные усилия, чтобы победить волну терроризма, охватившего страну после трагических событий сентября 2001г. и достигли значительных успехов в этой войне. Другое дело, что есть внешние силы, которым в угоду своим стратегическим интересам выгодно культивировать и тиражировать такой безнадежно пугающий образ Пакистана. Однако это не значит, что незаинтересованные страны, включая Казахстан, обязательно должны стать жертвами и заложниками этого образа.

В любом случае современный Пакистан, что называется, всегда на слуху в мире. Это в значительной мере объясняется географической близостью страны к очагам самых актуальных для мировой политики проблем и проектов, не говоря уже о ее прямой вовлеченности в некоторые из них. В их числе установление мира в соседнем Афганистане, многолетний территориальный спор Пакистана с Индией о принадлежности Джамму и Кашмира, а также реализация проекта Китайско-Пакистанского экономического коридора как основополагающего элемента продвигаемой Китаем масштабной экономической инициативы «Пояса и Пути». Добавьте к этому статус Пакистана страны, обладающей ядерным оружием, мощной армией и более чем 200-миллионным населением, и любые сомнения относительно ее значимости и веса в мировой политике отпадают сами собой.

Отдельного упоминания заслуживает роль религии, и, в частности, Ислама в жизни пакистанского общества и создании пакистанской государственности. В данном случае нужно особо отметить, что именно религиозный фактор сыграл в свое время ключевую роль в консолидации мусульман Индии вокруг идеи создания своего собственного государства, которая в итоге нашла свою реализацию в образовании в 1947 году Исламской Республики Пакистан. Религиозная идентичность государства нашла свое отражение не только в его официальном названии, но и конституции, в которой Ислам без каких-либо компромиссов определен как государственная религия. Из этого положения вполне естественно вытекает другая конституционная норма, согласно которой Президентом, т.е. главой государства может быть только лицо, исповедующее ислам. В то же время конституция Пакистана гарантирует проживающим на его территории религиозным меньшинствам право свободно исповедовать свою веру. Данный принцип отражен в гармоничном сочетании зеленого и белого цвета на государственном флаге Пакистана, где белый цвет как раз символизирует права и свободы проживающих в стране религиозных меньшинств.

Федеративное устройство страны, которое является следствием этнического, культурного и природно-климатического многообразия Пакистана также является той особенностью страны, которую необходимо в интеллектуальном плане глубоко осмыслить и понять, чтобы иметь всестороннее представление о тех вызовах, с которыми сталкивается страна за все время своего существования. Без понимания этой и других особенностей жизни пакистанского общества и государства любые суждения и оценки относительно его политики, проблем и стремлений будут носить, как я уже отмечал выше, поверхностный и искаженный характер. Именно этого в Казахстане нам как раз и нужно избегать при знакомстве с Пакистаном, и что крайне важно, при развитии сотрудничества с этой страной.

Наши соседи по Центральной Азии уже давно осознали огромные перспективы сотрудничества с Пакистаном, реализуя в его рамках различные капиталоемкие проекты, а также энергично продвигая торгово-инвестиционное, туристическое и культурно-гуманитарное взаимодействие с Исламабадом. Реализация проектов по поставкам энергоресурсов из Центральной Азии в Пакистан и Индию в рамках газопровода ТАПИ, системы линии электропередач CASA-1000 придаст мощный импульс взаимодействию стран Центральной Азии и Пакистана, Индии особенно в свете нынешних реальных перспектив установления долгожданного мира в Афганистане. Кроме того, достигнутые в ходе состоявшегося 28-29 мая 2019 года визита заместителя Премьер-Министра Узбекистана Э.Ганиева в Пакистан договоренности о прокладке железнодорожной магистрали из Узбекистана в Афганистан по маршруту Термез - Мазари-Шариф до пакистанского Пешавара означают реальную возможность сопряжения транзитно-транспортного потенциала стран Центральной и Южной Азии. Это в свою очередь обеспечит странам Центральной Азии выход на пакистанские морские порты в Гвадаре и Карачи.

Постепенно увеличивается туристический поток из Пакистана в Узбекистан и Азербайджан, что стало возможным благодаря проводимой этими странами работе по обеспечению между ними прямого авиасообщения. В настоящее время успешно функционирует авиасообщение между Лахором и Ташкентом, и также планируется открытие рейса между Лахором и Баку.

Опыт моего личного профессионального знакомства с Пакистаном говорит в пользу того, что страна достаточно хорошо осознает свое положение в мировой политике, равно как и те фундаментальные проблемы, которые ей предстоит преодолеть для устранения угрозы терроризма и экстремизма, и вхождения в число наиболее экономически развитых стран мира. Для этого у Пакистана есть конкретные программы по борьбе с терроризмом, такие как, например, Национальный План Действий, принятый правительством страны в 2015 году для борьбы с терроризмом. Есть также и четкие целевые ориентиры долгосрочного экономического развития, в числе которых значится вхождение Пакистана в течение следующих пяти лет в топ-50 стран по уровню легкости ведения бизнеса. Если иметь в виду, что по данному показателю Пакистан занял по итогам 2018 года в глобальном рейтинге Всемирного Банка («Doing Business») лишь 136 место, то заявленная нынешним правительством страны цель обеспечить по этому показателю через несколько лет стране место уже в первой полусотне государств говорит о его здоровых экономических амбициях и наличии долгосрочного видения перспектив ее развития. К этому следует проводимая в настоящее время Исламабадом в целях поощрения в стране деловой и туристической активности широкомасштабная кампания по дебюрократизации и цифровизации процесса электронного оформления гражданам 175 количества стран. Из них 50 государств, включая Казахстан, отнесены к категории «дружественных», чьи граждане могут получить пакистанские визы уже по прибытии в страну. Это всего лишь малая толика тех планов, которые вынашивает и стремится реализовать современный Пакистан, отчаянно пытающийся переломить неблагоприятные тенденции своего развития и встать, наконец, на рельсы устойчивого роста. Это в полной мере отвечает и стратегическим интересам Казахстана, который мог бы извлечь немало выгод из сотрудничества с Пакистаном на основе адекватной и реалистичной повестки дня. Развитию такого сотрудничества, вне всякого сомнения, послужит и добрая традиция политических контактов между нашими странами на самом высоком уровне.

Сегодня, наверное, немногие в Казахстане знают, что именно Пакистан одним из первых признал в конце 1991 года нашу страну как суверенное государство. И один из первых своих государственных визитов за рубеж Первый Президент РК - Елбасы Нурсултан Назарбаев совершил в конце февраля 1992 года в Пакистан, итоги которого заложили прочный фундамент дружественных отношений между нашими странами. Одним из подписанных тогда двусторонних документов стало Соглашение об установлении дипломатических отношений между Казахстаном и Пакистаном. Еще одной важной вехой в развитии казахстанско-пакистанских отношений стал официальный визит Елбасы в Пакистан в 2003 году. В этой связи следует отметить, что и высшее политическое руководство Пакистана разных лет также всегда придавало большое значение поддержанию дружественных отношений с Казахстаном, залогом чего, например, была неизменная поддержка Исламабадом глобальных миротворческих инициатив Первого Президента РК - Елбасы Н.А.Назарбаева. Чего только стоит памятный приезд в 2002 году в Алматы тогдашнего Президента Пакистана П.Мушаррафа для участия в Первом Саммите глав государств и правительств государств-участников Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), чтобы на фоне крайне напряженных на тот момент пакистано-индийских отношений сесть за стол переговоров с Премьер-министром Индии А.Б.Ваджпаи. К числу других таких проявлений конструктивного отношения пакистанской стороны к казахстанским инициативам можно также отнести участие в прошедшем в сентябре 2017 года в Астане 1-м Саммите Организации Исламского Сотрудничества (ОИС) по науке и технологиям тогдашнего Президента ИРП М.Хуссейна. В данном случае будет уместным упомянуть, что Президент Пакистана одновременно является бессменным Председателем Постоянного комитета ОИС по вопросам развития науки и технологий (КОМСТЕК), штаб-квартира которого располагается в Исламабаде, и который занимается продвижением многостороннего сотрудничества в сфере науки и образования между всеми своими государствами-членами, включая Казахстан и Пакистан. Однако сотрудничество между нашими двумя странами в этой области может развиваться не только в многостороннем, но и в двустороннем формате, для чего правовым основанием является подписанное еще в 2001 году между профильными министерствами Казахстана и Пакистана Соглашение о сотрудничестве в области образования.

Пожалуй, самым свежим по времени примером неизменно доброжелательного отношения пакистанского руководства к международным инициативам Казахстана стало подписание Пакистаном в апреле 2019 года Устава созданной в свое время по инициативе Первого Президента РК - Елбасы Н.А.Назарбаевым Исламской Организации по продовольственной безопасности, штаб-квартира которой ныне располагается в г. Нур-Султан. Все эти примеры как нельзя более убедительно отражают само отношение Пакистана к нашей стране. Еще одним перспективным и многообещающим направлением казахстанско-пакистанского взаимодействия в многостороннем формате стала Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС), членом которого с 2017 года является Пакистан.

Большим потенциалом обладает сотрудничество между нашими странами и в межпарламентской сфере. В данном случае будет уместным упомянуть, что Пакистан является парламентской республикой, и потому культура межпартийной борьбы там имеет глубокие традиции, и находится на достаточно высоком уровне. Уже хотя бы поэтому межпарламентское направление сотрудничества между нашими странами представляет собой большой интерес с точки зрения обмена опытом. Готовность Пакистана к такому сотрудничеству отражает тот факт, что в обеих палатах (Сенат и Национальная Ассамблея) Парламента Пакистана существуют парламентские группы дружбы Пакистана и Казахстана, потенциал которых просто необходимо задействовать в полной мере. Именно эту цель преследовало проведение в апреле текущего года в Исламабаде по инициативе Посольства семинара по развитию межпарламентского и торгово-экономического сотрудничества между нашими странами, в котором принял участие спикер Парламента Пакистана А.Кайсер.

Говоря о Пакистане, нельзя, конечно, не отметить вооруженные силы этой страны, которые по праву считаются одними из самых боеспособных в мире. Это, например, проявляется в том, что пакистанский миротворческий контингент ООН является пятым по численности (более 6000 военнослужащих) и уже долгое время выполняет в рамках мандата ООН свою миссию в разных странах мира. Благодаря этому Пакистан накопил большой опыт в подготовке военнослужащих, направляющихся для проведения миротворческих операций под флагом ООН. Этим опытом Пакистан делится и с Казахстаном в рамках соответствующего механизма сотрудничества. Так, в 2017-2018 годы 10 казахстанских военнослужащих прошли подготовку на курсах штабных офицеров миротворческих операций на базе расположенного в Исламабаде Международного центра по обеспечению стабильности и безопасности. В этой связи хотелось бы особо отметить наличие солидной правовой базы для развития казахстанско-пакистанского сотрудничества в военной и военно-технической сфере в целом. Это и межправительственное соглашение о военно-техническом сотрудничестве, а также соглашение между оборонными ведомствами наших стран об обучении казахстанских военнослужащих в военных учебных заведениях Пакистана. Кроме того, регулярное участие казахстанских и пакистанских делегаций на ежегодно проводимых в Пакистане и нашей стране международных выставках продукции оборонной промышленности является благоприятной основой для установления двустороннего сотрудничества в военно-технической области. Пакистан кроме того охотно делится с Казахстаном своим богатым опытом в противодействии терроризму, в связи с чем в 2019 году в нашей стране планируется проведение вторых совместных войсковых антитеррористических учений. В целом же я уверен, что углубление двустороннего сотрудничества в военной области в рамках уже действующих механизмов послужит только на благо укрепления наших межгосударственных отношений в целом.

Большой пласт интересной работы содержит в себе сотрудничество в культурно-гуманитарной сфере. История Пакистана и Южной Азии в целом имеет непосредственное отношение к истории Центральной Азии и Казахстана в частности. Общеизвестным, например, является тот факт, что пришедший в начале XVI века в Индию из Центральной Азии внук Тамерлана Бабур является основателем на территории Индийского субконтинента легендарной империи Великих Моголов, которая прекратила свое существование лишь к середине XVIII века. Поэтому все, что связано с государством Моголов имеет прямое отношение к истории Казахстана, вопросу реконструкции которой в нашей стране уделяют большое внимание. Именно на это направлена глубокая по смыслу и содержанию известная статья Лидера нации Н.А.Назарбаева «Семь граней Великой степи». Помимо эпохи Великих Моголов Казахстан и Пакистан также связывают и малоизвестные страницы уже не столь отдаленной по времени истории, которая связана с переселением спасавшихся от голода начала 30-х годов прошлого века казахов на территорию Афганистана и далее в Южную Азию. Эти и другие эпизоды истории ждут своих исследователей, что предполагает, естественно, расширение научных контактов между представителями научно-академического сотрудничества Казахстана и Пакистана с целью обмена научными изысканиями и получения казахстанскими учеными доступа к пакистанским историческим архивным фондам. Хочу прямо сказать, что в современном Пакистане есть спрос на историю, традиционную культуру и искусство не только Казахстана, но и всей Центральной Азии. Это проявляется хотя бы в том, что пакистанская сторона всегда охотно идет на проведение выставок, концертов и конференций, посвященных этим темам. Организация Посольством показа в Пакистане фильмов казахстанского производства обнаружила неподдельный интерес пакистанской стороны к их дублированию на урду с последующим выводом на массового зрителя. Присутствует также интерес пакистанской киноиндустрии и к сотрудничеству с Казахстаном в совместном производстве фильмов. Поэтому перед нами сейчас стоит задача конвертировать эту заинтересованность в системное культурно-гуманитарное сотрудничество, наполнив его, разумеется, качественным и востребованным содержанием.

В комплексе активизация казахстанско-пакистанских контактов в разных сферах и обнаруженный сторонами предметный интерес от их расширения предельно актуализируют вопрос об установлении между нашими странами кратчайших путей транспортного сообщения. Так, между Казахстаном и Пакистаном в свое время уже было прямое авиасообщение, которое позже было закрыто. Однако сам факт наличия такого опыта говорит о том, что при известных условиях его можно было бы реанимировать. Это тем более имеет смысл на фоне достигнутой в мае 2019 года на полях СМИД ШОС в Бишкеке договоренности министров иностранных дел Казахстана Б.Атамкулова и Пакистана Ш.М.Куреши об увеличении в перспективе объема казахстанско-пакистанского товарооборота. Реализация этой задачи потребует, прежде всего, активизации контактов между деловыми кругами двух стран, которые должны будут изучить возможности для ведения бизнеса и взаимного вложения инвестиций. Проведенные посольством в Лахоре и Карачи семинары показали большой интерес пакистанских деловых кругов к налаживанию торгово-экономического сотрудничества с нашей страной. Текстильная, фармацевтическая, кожевенная продукция, спортивные товары, медицинские инструменты и многие другие товары, помимо овощей и фруктов производимых в Пакистане и экспортируемые в более ста государств мира, могли бы могли бы стать предметом для обсуждения и договоренностей по созданию совместных предприятий и увеличению взаимного торгового оборота. Казахстан со своей стороны мог бы экспортировать в Пакистан машины и оборудование, продукцию нефтехимической промышленности, металлоизделия и много другое. В данном случае при установлении таких контактов как нельзя кстати будет действующее соглашение между Правительствами Казахстана и Пакистана от 2003 года о взаимном поощрении и защите инвестиций. Привлечение зарубежных инвестиций вообще является общей и приоритетной по своей долгосрочности задачей для казахстанской и пакистанской дипломатии, что позволяет с оптимизмом смотреть на будущее двустороннего торгово-экономического сотрудничества, которое, однако, нужно развивать и углублять уже сегодня. Дело только стоит за выверенными и практическими действиями сторон в этом направлении. Однако здесь, прежде всего, нужно иметь в виду, что Пакистан с населением более 200 миллионов человек и покупательской способности населения представляет собой емкий потребительский рынок для качественных, относительно недорогих и потому конкурентоспособных казахстанских товаров.

26 лет назад мне впервые довелось посетить Пакистан в составе представительной делегации судей Казахстана. Из состоявшихся тогда встреч казахстанской делегации с Премьер-министром Беназир Бхутто, главами региональных правительств, парламентов и судов Пакистана я вынес стойкое убеждение о наличии у пакистанского руководства большого желания развивать сотрудничество с нашей страной во всем его многообразии. И сейчас, оглядываясь назад, с большим удовлетворением отмечаю для себя тот значительный прогресс, который за эти годы сделал Пакистан в своем развитии. При этом я отчетливо понимаю, что для полной реализации своего громадного потенциала Пакистану предстоит сделать еще больше.

В заключение, и как бы подытоживая все вышесказанное, хочу отметить, что пакистанская политическая и военная элита отдает себе отчет в том, какие именно проблемы препятствуют выходу страны на траекторию поступательного развития, и потому прилагает неимоверные усилия для их преодоления. Вся история Пакистана свидетельствует о том, что это нелегкий и долгий процесс. Однако на другой чаше весов стоит несомненный потенциал и колоссальный запас прочности этой удивительной страны, сотрудничество с которой таит в себе немало возможностей. Нужно только приложить усилия к тому, чтобы их разглядеть и правильно использовать. В этом, как мне кажется, и заключается формула развития подлинного сотрудничества Казахстана с Исламской Республикой Пакистан.

Сейчас читают