Как повысить доверие населения к новым тарифам

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - В ходе новой сессии Парламента РК были названы основные направления, по которым будут работать депутаты в этот сезон. Приоритетным было названо рассмотрение нескольких важных законопроектов, в том числе и проекта закона «О естественных монополиях». О том, что предусматривает этот документ, как он повлияет на тарифную политику и чего ждать от нововведений потребителям в интервью корреспонденту МИА «Казинформ» рассказал заместитель  председателя комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Рустем Ахметов.

- Рустем Нурланович, чем вызвана необходимость разработки и принятия нового закона о естественных монополиях?

- Основной задачей регулятора является обеспечение баланса интересов потребителей и естественных монополий. Но на протяжении последних двух десятков лет в целях недопущения социальных рисков и в интересах других отраслей экономики государство сдерживает рост тарифов.

Принятый в 1998 году в условиях финансового кризиса Закон «О естественных монополиях и регулируемых рынках» и сформированная нормативная методологическая база нацелена на максимальное сдерживание запросов монополистов, зачастую в ущерб производству, качеству предоставляемых услуг и интересам работников сферы естественных монополий.

Но важнее оказалась другая проблема. Это сложившаяся за два десятка лет практика ведения дел на рынке. Затратный метод утверждения тарифа, практически нигде в мире не применяемый, кроме как на постсоветском пространстве, исключает любое желание экономить и повышать производительность.

Естественно, зачем снижать расходы, внедрять более эффективные технологии и системы управления, если вы уверены, что условно через год регулятор будет вынужден утвердить те же самые расходы, а любую экономию, если она возникнет, заберет и вернет ее потребителям?

Еще сложнее поменять отношение к этому виду бизнеса. Сфера естественных монополий - это ограничиваемая государством, но все же деятельность по извлечению прибыли. И если сегодня регулятор при утверждении тарифа исключает чистую прибыль предприятия, то это противоестественно для любого вида предпринимательства.   

И, как результат, образуются теневые финансовые потоки, вывод капитала за счет завышения затрат и «аффилированных» закупок, проведенные «на бумаге» ремонты, затяжные переговоры по статьям расходов и вытекающие из этого коррупционные риски.

Это крайне непривлекательная, особенно для зарубежного инвестора, отрасль, закрытый для посторонних лиц специфичный бизнес, безынициативная  практика управления, низкое качество услуг и отвергаемый населением рост тарифов.

- Что предлагает законопроект?

- В первую очередь, он предоставляет возможность внедрять лучшую зарубежную практику по тарифному регулированию.

Стимулирующие методы тарифного регулирования это прежде всего отказ от привязки к затратам. Затраты, конечно же, также утверждаются, но нет тарифной сметы и нет требования потратить все, что положено, до одного тенге, иначе штраф и компенсирующий тариф.

Все это дает возможность предприятию не бояться, что, повышая свою эффективность, внедряя инновации и снижая расходы, у него изымут полученную экономию. Тогда появляется смысл снижать затраты, покупать новое технологичное оборудование, сокращать избыточный персонал.

Однако эта экономия будет принята во внимание по истечении 5-летнего периода действия тарифа при утверждении его нового уровня, учитывающего снижение затрат монополиста.

Меняется отношение и к вопросу о прибыли. Если потенциальный инвестор не видит перспектив возмещения вложенных средств и дохода от инвестиций, то на смену ему приходит «теневик», который получит этот доход другим способом и оставит после себя производство без перспективы. Однако получение чистой прибыли напрямую будет зависеть от  качества представляемых услуг монополиста.

- С принятием нового законодательства, что изменится в тарифной политике?  

- Очевидно, что выбор того или иного инструмента регулирования не влияет на уровень тарифа. Все зависит от того, как его применять. Если считать тариф с использованием действующего затратного метода так, как это изначально заложено: с возмещением реальных затрат и расчетом допустимого уровня прибыли, то тариф был бы значительно выше. То же самое и со стимулирующим методом, применение которого преследует цель не повышение тарифа, а изменение практики ведения бизнеса.

Меняется роль и самого регулятора, который сосредоточит свои усилия на регулировании результатов деятельности компании, а не ее управленческих решений, то есть вовремя реагировать на негативные изменения и давать импульсы развития, свести вмешательство в хозяйственную деятельность к необходимому минимуму, предоставив предприятию самому искать наилучшие решения в условиях кризиса.

- А что это даст простому потребителю?

- Во-первых, уверенность, что в отрасль придут инвестиции, что деньги потребителя пойдут на модернизацию производства, и что неожиданно, как это практически произошло в моем родном Темиртау, зимой производство тепла не прекратится.

Во-вторых, понимание процесса тарифообразования. Впервые все расчеты тарифов, заявка и прилагаемые к ней документы монополиста, принятые по нему решения будут размещаться в интернете открыто! Вместо 70 нормативных актов, регулирующих порядок утверждения тарифа, формируются 2 базовых документа, что будет также удобно для потребителей.

В-третьих, право голоса. Создание общественного объединения потребителей услуг монополистов позволит организовать качественное представление интересов потребителей на всех этапах регулирования: от формирования нормативной правовой базы до рассмотрения заявок и отчетов монополистов об исполнении принятых ими обязательств.

Установленные источники финансирования позволят объединениям привлекать сильных экспертов, юристов и в целом организовать непосредственное участие потребителей в процессе утверждения тарифа, что, несомненно, повысит доверие к новым тарифам. 

- Обоснованием повышения тарифа всегда служит необходимость обновления оборудования и сетей. Как Вы контролируете направление средств потребителей именно на эти цели?

- При каждом утверждении тарифов мы требуем принятия инвестиционных программ. По сути, это ограничиваемая государством прибыль субъекта и амортизационные отчисления.

Ежегодно субъекты естественных монополий предоставляют отчеты об исполнении инвестиционной программы и по каждому мероприятию прикладывают подтверждающие документы.

Это договоры о покупке оборудования, акты приема-передачи, финансовые и прочие документы. В случаях если нет подтверждающих документов или субъект не исполнил мероприятие инвестиционной программы, нами вводится компенсирующий тариф, иными словами, возврат средств потребителям.

Так, за первое полугодие текущего года введены компенсирующие тарифы на сумму более 10 млрд тенге, в том числе в отношении таких предприятий, как АО «Астана-Региональная электросетевая компания», АО «КазТрансОйл», АО «Восточно-Казахстанская региональная энергетическая компания», АО «КазТрансГаз Аймак».

Кроме компенсирующего тарифа за неисполнение инвестиционных программ мы привлекаем субъектов к административной ответственности с наложением штрафа на 628 млн тенге.

- Рассмотрим случай. Предприниматель построил магазин и ему необходимо подключиться к электроснабжению. Субъект требует от него покупку трансформатора и передачи его на баланс предприятия. Правомерны ли подобные действия?

- Потребитель для подключения к сетям получает технические условия подключения, оговаривающие необходимость определённого оборудования и место подключения. Строительно-монтажные работы, приобретение оборудования осуществляются за счет средств потребителя.

Соответственно, требование о передаче этого имущества потребителя в собственность субъекта незаконно.

Но, как правило, исходя из того, что трансформатор или другое оборудование необходимо содержать и обслуживать, сам потребитель просит субъекта принять на баланс это имущество.

 

Сейчас читают