Как мудрый Абай победил эпидемию

None
None
НУР-СУЛТАН. КАЗИНФОРМ – МИА «Казинформ» предлагает читателю перевод статьи главного имама Актюбинской области Толеби кажы Оспан «Как мудрый Абай победил эпидемию», опубликованной в газете «Egemen Qazaqstan».

***

— Страшная болезнь открылась в городе!

— Люди мучаются животом!

— На обоих берегах Иртыша люди мрут как мухи!

— Это похуже, чем коровья чума!

— Такого мора никогда еще не было!

— Горожане бегут из Семипалатинска!

Это отрывок из романа Мухтара Ауэова «Путь Абая». В главе романа «Во мраке» рассказывается об эпидемии холеры. Однажды Абай приехал в Семипалатинск и узнал, что в городе эпидемия. От болезни умирали старики, маленькие дети и ослабленные люди. Как рассказали жители города, у больных «глаза проваливаются, вокруг них ложатся синие круги – «недоуздок смерти». Подбородок и нос заостряются. Дыхание человека холодеет, а руки и ноги твердеют, также меняется голос».

В Семипалатинске у Абая был друг, которого звали Федор Иванович Павлов. Его жена Александра Яковлевна была врачом. Чтобы расспросить о болезни, Абай встретился с другом.

«Это очень опасная болезнь, она заразная – болеют все. Эта болезнь впервые появилась в Индии. Затем распространилась на Россию, Европу, Англию, Китай, Японию и даже на Северную Америку. Говорят, в России охвачено 50-60 губерний», – сообщил Павлов.

По его словам, болезнь распространилась в городе вследствие того, что люди пили речную воду. Павлов посоветовал Абаю не голодать и не переедать, есть в меру.

Из разговора с Павловым Абай понял, что должен разъяснить людям необходимость внесения изменений в поминальный обряд. Потому что у казахов считается обязанностью прийти на похороны, а затем - на поминальный обед, а также на поминки через семь дней, через 40 дней. Собирается много людей, и не один раз.

Но как, где и через кого разъяснить людям опасность инфекции?

Абай пригласил муллу по имени Сармолла и сообщил, что он должен разъяснить людям необходимость проведения поминок в узком кругу.

«Нужно не собирать множество людей, покойников хоронить быстро, людям нужно предохраняться от заражения. В крайнем случае, расскажите об этом людям во время намаза в мечети, после пятничного намаза. Особенно нужно объяснить Вашим ученикам, чтобы они рассказали своим родителям, соседям!» – сказал Абай.

Сармолла передал слова Абая горожанам, собравшимся на пятничный намаз в мечети.

«Пусть люди не собираются в доме умершего и на жаназа тоже, по возможности. Пусть люди не посещают дом покойного. В этом доме на какое-то время нужно прекратить устраивать поминки. Пусть муллы, шакирты, кари не ходят все по всем домам умерших, а также и в другие дома», – сказал Сармолла.

Некоторые не согласились с новым порядком проведения поминок. Правда, когда Сармолла напомнил, что мулла Жуман, халфе Сахип, шакирт Амантай и другие религиозные наставники умерли от холеры после того, как ходили на поминки умерших от этой болезни, люди задумались. Многие одобрили речь Сармоллы.

На следующий день после этого умер от холеры отец одного богатого лавочника по имени Жакып, который хотел провести похороны по привычному порядку. В его просторном доме расстелили дастархан, наварили много мяса, приготовились встречать множество людей. Но после обращения Сармоллы на похороны пришли немногие. Так люди начали привыкать к проведению обряда в узком кругу.

Но число заболевших после этого не уменьшалось, а, наоборот, с каждым днем росло.

Обеспокоенный этим Абай обратился к супруге своего друга Павлова. Она объяснила, что когда Абай приехал в город, болезнь только начинала распространяться. В жаркую погоду холера всегда распространяется быстрее. А люди на поминках уже перезаразились, теперь они заражают членов своих семей. Абай понял, что нужно продолжать разъяснять людям, как им не заражаться болезнью.

Абай начал сам ходить по базарам и рассказывать людям, как правильно питаться и соблюдать личную гигиену. Он старался говорить с людьми на понятном им языке, подробно разъяснял, что нужно мыть руки горячей водой, употреблять жидкую пищу, арбузы и дыни, а также хорошо проваривать и прожаривать пищу – все, что ему советовала врач Александра Яковлевна. Вскоре эпидемия прекратилась, жизнь вошла в прежнюю колею. Вот так Абай лично провел небольшие карантинные мероприятия и спас немалое число людей.

Однако вначале не все жители были согласны с Абаем – обвиняли в том, что он продался русским, заявляли, что нельзя вмешиваться в религиозные обряды и призывали не слушать его. Но те, кто прислушался к Абаю, остались здоровыми.

И сегодня некоторые не принимают всерьез меры безопасности, направленные на борьбу с эпидемией, ищут в этих мерах какую-то подоплеку. Как мы видим, заразная болезнь распространяется в первую очередь в местах скопления людей, при рукопожатиях, совместном прием пищи и так далее. То есть инфекционные болезни распространяются одинаково, и меры борьбы с ними одинаковые. Нужно прекратить посещение мест скопления людей, носить маску, соблюдать личную гигиену, укреплять иммунитет, правильно питаться, выполнять предписания врачей.

В ряде больших городов нашей страны объявлен карантин. Многие организации прекратили свою работу. Однако люди по-прежнему собираются на похороны. Конечно, человек не может оставаться безучастным, если у него умер родственник. Обязательно нужно выразить соболезнование. Но, как говорилось выше, скопление людей на похоронах ведет к распространению болезни.

Вообще, в отношении покойного обязательно следующее: омыть тело; завернуть в саван; прочитать молитву-жаназа и похоронить. Это главные требования похоронного обряда. Поминальный обед – это допускаемый религией дополнительный обряд.

Придет время, и мы сможем полностью выполнять все обряды. Для этого нужно находиться дома и не выходить!

Обращайтесь к Аллаху Всевышнему, который вместе с болезнью создал и способ борьбы с нею! Да избавит Аллах нашу страну от болезни, чтобы мы встретили Ораза!


Сейчас читают