Как будет развиваться BRT в Алматы

Алматы
Фото: Александр Павский/ Kazinform

Акимат Алматы презентовал утвержденный мастер-план транспортного каркаса города до 2030 года, основной задачей которого является переключение населения с личного транспорта на общественный, передает корреспондент агентства Kazinform.

Согласно стратегическому документу, до 2030 года количество поездок в общественном транспорте увеличится на 64%. Пилотным коридором транспортного каркаса выбран участок проспекта Райымбека протяженностью около 17 км. Его реализация начнется в этом году. 

- На основании мастер-плана транспортного каркаса в этом году мы планируем начать строительство БРТ по проспекту Райымбека на средства местного и республиканского бюджета. Общая протяжность составляет 17 км. В этом году мы планируем закончить первый этап - от улицы Пушкина до улицы Ахрименко (8 км), - сообщил в ходе презезентации мастер-плана руководитель управления городской мобильности Сагындык Телибаев.

По его словам, по проспекту Райымбека будет применен комбинированный вариант  BRT.

- На каком-то участке линия  BRT будет проходить по крайней левой полосе, а на определенных участках - по крайней правой полосе. Получается, что одна линия будет для общественного транспорта, а две - для частного. Здесь также необходимо учесть, что в проекте предусмотрена автоматизированная система светофорных объектов, - отметил Телибаев.

Руководитель группы реализации базового направления «Развитие транспортной системы» Артур Шахбазян добавил, что на проспекте Райымбека будет комбинированное прохождение.

- Там, где нет большого количества препятствий, для того чтобы проложить выделенную полосу по правой части, оно будет идти по правой части, ближе к центральной части, там, где много поворотов, съездов, выездов на прилегающую территорию, там соответственно для того, чтобы воссоздать приоритет движения - участки будут размещены по центру.

По полосности проспект Райымбека не одинаковый по всему своему протяжению, там достаточно длинная магистраль. Та часть, которая идет с западной границы города до улицы Саина, там предполагается полосность 3+А. То есть, это три полосы для общего транспорта, а одна - выделенная полоса. Дальше большая часть потока перераспределяется на улицу Саина - направо, налево, вниз, вверх. После этой развязки предполагается, что профиль будет 2+А. То есть выделанная полоса для общественного транспорта и две полосы для общего транспорта, - пояснил он.

Артур Шахбазян заметил, что текущий профиль на Райымбека - неравномерный.

- Очень большое количество затруднений в движений связано с этим. Сначала идут четыре полосы, затем они резко сокращаются до двух. Такие последовательные «бутылочные горлышки» создают проблемы. В рамках проекта моей задачей была - сделать единый профиль на двух более загруженных участках… За счет того, что профиль будет единый, «бутылочных горлышек» станет меньше. В целом единое количество полос на всем протяжении позволит потоку транспорта двигаться более равномерно, - добавил он.

Сагындык Телибаев также сообщил о начале разработки проектно-сметной документации БРТ от улицы Тимирязева по Желтоксан и до проспекта Райымбека в северном направлении. Всего протяженность составляет 4 километра. Строительство BRT планируют начать в этом году.

- Что касается  BRT по улице Желтоксан в сторону Райымбека, то обособленные полосы будут предусмотрены по левой и правой крайним полосам. Также мы учитываем один момент - по улице Желтоксан на сегодня имеется большое количество парковочных мест, которые мы хотим тоже сохранить, - сказал глава УГМ.

Для реализации  BRT будут разработаны специальные техусловия.

- Если мы возьмем наши нормативные требования, то ширина автобусной полосы должна быть не менее 4 метров. Если это магистральная улица - для частного транспорта ширина должна составлять 3,5 метра. Мы сейчас разрабатываем специальные техусловия, чтобы в последующем, при необходимости, сузить эти полосы до 3,1 метра для общественного транспорта, - заметил Сагындык Телибаев.

Глава управления городской мобильности заявил, что строительство  BRT было приоритетным вопросом при разработке мастер-плана каркасного транспорта.

- Мы посчитали, что для Алматы самым быстрым и приоритетным способом является строительство BRT. Поэтому мы ставим цель - до 2030 года сформировать 42 коридора скоростного общественного транспорта. На сегодня у нас по проспекту Абая идет полностью метро, по улице Толе би предусматривается развитие LRT, а по проспекту Райымбека будет BRT. В последующем мы хотим линии  BRT продлить до улицы Татибекова - она имеет две полосы, эту дорогу мы расширим до трех полос с учетом автобусной линии, - сказал он.

В управлении городской мобильности Алматы подчеркнули, что в 2025-2026 годах будет переходный этап, включающий формирование сети транспортного каркаса из 14 коридоров. Первые значимые результаты можно ожидать к концу 2026 года. К этому времени парк автобусов будет переведен на газовые и электрические источники энергии, ожидается запуск первой линии LRT, открытие станции метро «Калкаман» и строительство трех транспортно-пересадочных узлов на западном, северном и восточном направлениях.

- В городе продолжается строительство метро «Калкаман», проект инвестируется за счет республиканского и местного бюджета. Мы разработали технико-экономическое обоснование по следующим трем станциям, которые проходят в сторону «Барлыка» по проспекту Абая. Общая протяженность составляет 5,3 км. В третьем квартале закончим разработку ПСД, а в последующем будет запрос на финансирование проекта, чтобы начать строительство, - заявил Сагындык Телибаев. 


Согласно мастер-плану, 2027-2030 годы - завершающий этап, на котором планируется достичь следующих целевых показателей: формирование 42 коридоров скоростного общественного транспорта (296 км BRT, 31 км LRT и 20 км метро) и 39 узловых станций. Все это позволит охватить 75% мест проживания и 81% рабочих мест.

Мастер-план также предполагает расширение до 1245 остановок с действующих 1208. Все проектируемые остановочные и пересадочные пункты будут соответствовать принципам Vision Zero. Также для повышения радиуса доступности остановок планируется закладывать создание инфраструктуры для транспорта последней мили – пешеходные и велосипедные дорожки от основных зон расселения до остановок.

Подход к разработке маршрутной сети предполагает адаптацию действующих маршрутов, а также создание новых. Исходя из прогнозируемого увеличения числа поездок на общественном транспорте до 3 млн в год, оценочный парк подвижного состава LRT составит 30 единиц (для первой линии), метро – 25 составов по 4 вагона (увеличение парка на 10 составов после запуска 4 новых станций к 2027 году). Парк колёсного общественного транспорта (автобусы, электробусы, троллейбусы) совокупно составит 3,9 тысячи единиц.

В акимате мегаполиса подчеркнули, что документ разработан с учетом лучших мировых практик и особенностей города в рамках генерального плана до 2040 года, «Программы развития Алматы до 2025 года и среднесрочные перспективы до 2030 года» и «Схемы градостроительного планирования территорий алматинской агломерации».

В начале 2023 года разработчики Генплана Алматы поделились схемой развития общественного транспорта до 2040 года. 

Сейчас читают