Искусственный интеллект будет разрабатывать законы в Казахстане: миф или реальность?

законы и ИИ
Фото: DALL-E

Может ли искусственный интеллект самостоятельно разрабатывать законы и проводить экспертизу законопроектов? Прогнозировать правовые и социально-экономические последствия их принятия? На эту тему по просьбе агентства Kazinform рассуждает руководитель Центра публичного законодательства Института парламентаризма при Управлении делами Президента РК, доктор PhD права Шолпан Саймова.

Глобальные инвестиции в ИИ 

Как известно, в своем Послании народу Казахстана «Экономический курс Справедливого Казахстана» от 1 сентября 2023 года Глава государства Касым-Жомарт Токаев подчеркнул стратегическую значимость цифровизации и поставил цель – стать передовой страной в IT-сфере, внедрив технологии искусственного интеллекта (ИИ).

Инициатива Президента нашла свое продолжение в ряде конкретных правительственных программ. Так, Концепция развития ИИ на 2024-2029 годы, утвержденная Правительством, детально описывает нынешнее состояние и направления внедрения ИИ. Реализация данной Концепции, по замыслу разработчиков, приведет к запуску суперкомпьютера к 2025 году и увеличению доли государственных услуг с применением ИИ до 20% к 2029 году. Эти цели напрямую связаны с усилиями по цифровизации других сфер государственной деятельности.

Общенациональную стратегию по внедрению ИИ дополняют усилия специалистов Управления материально-технического обеспечения УДП РК по цифровизации парламентской деятельности. Речь идет о реинжиниринге бизнес-процессов, а также о создании единой платформы E-Parlament с последующей интеграцией с информационной системой государственных органов.

На прошедшем недавно заседании Национального совета по науке и технологиям Президент еще раз отметил, что научно-технический прогресс стремительно меняет глобальную экономику и образ жизни, и подчеркнул важность использования всех возможностей для укрепления технологического и научно-инновационного суверенитета Казахстана.

По оценкам экспертов, к 2030 году ИИ обеспечит до 7% мирового ВВП, а к 2027 году капитализация глобального рынка ИИ значительно превысит $400 млрд. Эти перспективы подчеркивают значимость усилий стран в развитии ИИ.

Тренды и потенциал

Использование ИИ в законодательной деятельности - глобальный тренд. Так, к примеру, в Бразилии был принят закон, полностью разработанный ИИ, что спровоцировало обширные дискуссии о его роли в законотворчестве. Эти примеры показывают, что ИИ уже способен выполнять сложные задачи в законотворчестве, анализируя большие объемы данных и существующее законодательство в короткие сроки, что еще раз подчеркивает актуальность и значимость интеграции таких технологий в правовые системы на глобальном уровне.

Однако, следует отметить, что использование передовых цифровых технологий и инструментов искусственного интеллекта в законотворческом процессе должно идти рука об руку с классическими задачами законодательного органа.

Парламент РК выполняет три ключевые функции: представительскую, контрольную и законотворческую. На данный момент, цифровые усилия направлены преимущественно на развитие представительской функции – а именно на выстраивание взаимодействия Парламента с населением посредством выездных встреч, цифровизацию приема граждан и совершенствование бизнес-процессов посредством обеспечения доступности к интернет-ресурсам Парламента, а также использование онлайн-платформ для видеоконференцсвязи.

Между тем, внедрение ИИ в законотворческий процесс обладает значительным потенциалом, который может радикально трансформировать традиционные методы работы. Полноценная интеграция ИИ в состоянии не только улучшить качество и эффективность законодательной деятельности, но и значительно снизить бюрократическую нагрузку на депутатов, освободив их от повседневной рутины. Это позволит законодателям сосредоточиться на стратегических аспектах развития законодательства и более эффективно реагировать на быстро меняющиеся вызовы в обществе.

искусственный интеллект
Фото: Gerd Altmann /Pixabay

Кроме того, искусственный интеллект может значительно укрепить позицию Парламента при проведении анализа данных, обеспечивая разработку законопроектов, глубоко обоснованными и достоверными данными. Это, безусловно, значительно повысит качество и эффективность законодательного процесса в рамках формулы «Сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное Правительство».

В книге «Умные парламенты. Демократия, управляемая данными», которая стала практическим руководством для законодательных органов ведущих западных стран, указано, что на сегодняшний момент разработан 31 инструмент для внедрения технологии ИИ в законотворческий процесс. Институт парламентаризма активно занимается изучением трех из них:

Первое: использование искусственного интеллекта для правовой экспертизы. Алгоритмы искусственного интеллекта анализируют большие объемы данных, выявляют противоречия в законопроектах, сравнивают их с действующим законодательством и международными стандартами. Это повышает качество подготовки законопроектов и помогает избегать юридических ошибок, существенно экономя бюджетные средства, направляемые на экспертизу законов. Для примера: в 2020 году Агентство по противодействию коррупции РК выделило 2,4 млрд тенге без НДС на научную антикоррупционную экспертизу проектов НПА, а НАО «КазНУ имени Аль-Фараби» — 1,5 млрд тенге.

Второе: разработка прогнозов на основе анализа данных для правовой сферы. Использование больших данных и аналитических инструментов позволяет предоставлять ценные прогнозы о потенциальных последствиях принятия того или иного закона, его влиянии на экономику, социальную сферу и жизнь граждан. Это помогает депутатам принимать более обоснованные решения.

Третье: автоматизация процесса создания законодательных текстов. Современные технологии помогают минимизировать ручной труд и снижают «человеческий фактор» при создании текстов законопроектов.

Автоматизированные системы структурируют законопроекты, обеспечивают их соответствие стандартам юридической техники и включают все необходимые юридические элементы, что ускоряет процесс подготовки и повышает качество законопроектов.

Ярким примером неэффективности «старого» подхода к законотворческому процессу может служить работа над проектом Водного кодекса РК, первичный анализ которого выявил около 70 концептуальных замечаний, отсутствие доработки подзаконных актов и противоречие действующим конституционным нормам.

Проект Водного кодекса Казахстана опирается на устаревшие подходы и игнорирует требования Конституции, не обеспечивая четкого разграничения функций уполномоченных органов и не включая современные механизмы привлечения инвестиций для реформирования водного хозяйства. Непродуманная структура Кодекса и дублирование норм между Водным и Экологическим кодексами усиливают правовую неопределенность, мешая эффективному управлению водными ресурсами. При этом разработка Водного кодекса заняла два года.

Какие инструменты нужны для внедрения искусственного интеллекта в разработку законов?

В настоящее время у Института парламентаризма сформировано четкое видение направлений и инструментов внедрения ИИ в законотворческий процесс.

На концептуальном уровне внедрение ИИ в законотворческий процесс должно предусматривать следующие элементы: разработку соответствующей Стратегии; расстановку приоритетов; обучение; сам процесс внедрения; управление.

Для полноценного внедрения ИИ в законотворческий процесс необходимо создание единого оператора. Этот оператор будет разрабатывать, эффективно внедрять инструменты ИИ и осуществлять обучение по каждой отрасли права. В настоящее время Институт располагает необходимыми ресурсами и готов выступить в качестве такого оператора. Детальное обсуждение указанных вопросов запланировано на текущий год.

Риски и перспективы

Однако с широким внедрением цифровых технологий связаны определенные риски. Особого внимания заслуживают вопросы кибербезопасности. Технический доступ к государственным системам угрожает безопасности как страны, так и граждан. Казахстану необходимо принять концептуальное решение относительно хранения метаданных. Размещение данных на физических серверах требует значительного финансирования, в то время как облачное хранение может оказаться недостаточно надежным.

Существуют и технические риски, связанные с ограниченным доступом ИИ к государственным информационным системам, таким как «Қадагалау» и «Төрелік», а также с неразвитостью языкового поля, что ограничивает возможности ИИ для эффективной обработки информации.

В свете текущей ситуации, важно сосредоточиться на стратегии «быстрых побед» путем принятия концептуальных решений, ориентированных на быстрое внедрение и получение ощутимых результатов в краткосрочной перспективе.

ИИ предоставляет возможности для трансформации законодательного процесса, в состоянии значительно повысить точность работы и сократить время разработки законопроектов. Использование ИИ также позволит правовой системе страны оперативно адаптироваться к изменениям, обеспечивая высокое качество и обоснованность законодательных инициатив.

Эти возможности сейчас активно анализируются и оцениваются специалистами Парламента и УМТО.

Как развиваются нейросети в Казахстане, читайте здесь.

Сейчас читают