Государство предпринимает большие усилия для развития АПК - Президент

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - Комиссия по земельной реформе, созданная Правительством после волны протестов против некоторых норм Земельного кодекса, работала очень активно и напряженно. Напомним, что в комиссию , созданную в соответствии с Указом Президента РК в мае этого года, вошли 75 человек. В работе комиссии, которую вначале возглавил бывший тогда первым заместителем Премьер-Министра Бакытжан Сагинтаев, а затем вице-премьер, министр сельского хозяйства Аскар Мырзахметов, наряду с членами Правительства участвовали и гражданские активисты.

 На заседания комиссии в Астане, Алматы и - выездные в ряде регионов -  приходили местные общественники. 

В ходе работы комиссии высказывались разные мнения и предложения, и ни одно из них не осталось без внимания.

В частности, ректор КазАту им. Сейфуллина, руководитель группы по экономическим вопросам Ахылбек Куришбаев предложил при передаче земли в аренду отдавать приоритет сельским жителям.

«Потому, что наш народ в основном проживает в сельской местности, им эта земля необходима для жизни. По пастбищным землям, мы считаем, что не нужно отдавать их ни в частную собственность, ни в аренду, потому что такие земли должны принадлежать государству», - сказал Ахылбек Куришбаев.

Кайрат Бисетаев, председатель ОЮЛ «Союз картофелеводов Казахстана» считает, что надо поддерживать привлечение иностранного капитала и технологий, которые будут приходить уже в действующие компании, действующие крестьянские хозяйства, сельхозпредприятия, чтобы все это проводилось под контролем казахстанцев, которые будут соучредителем этих предприятий.

На заседаниях прозвучало и мнение о том, что нельзя отдавать приграничные территории в аренду иностранцам, кто-то выступал вообще против аренды, другие предлагали ограничить площадь передаваемых в одни руки земель.
В свою очередь, заместитель Премьер-Министра РК - министр сельского хозяйства Аскар Мырзахметов, рассказал о работе, которая будет проведена после продления моратория.

«Есть рабочая группа, созданная при Министерстве сельского хозяйства. Эта рабочая группа продолжит работу. Потому что нам предстоит огромная работа по инвентаризации земель. Если будет такая необходимость, то к инвентаризации земель привлечем общественные советы при областных акиматах. Эта работа будет продолжена. Если члены комиссии изъявят желание принять участие в этой работе, хочу сказать, что двери Министерства сельского хозяйства всегда открыты», - заявил Аскар Мырзахметов.

По итогам работы Комиссия по земельной реформе сформировала десять предложений по реформе Земельного кодекса. И большинство членов Комиссии поддержали эти предложения. Назовем их:

1. Предлагается сохранить институт аренды сельхозземель для физических и юридических лиц РК сроком до 49 лет. При этом посредством законодательных норм:
- усилить контроль за рациональным использованием земель и выполнением землепользователями взятых на себя обязательств путем введения постоянного мониторинга (первые пять лет аренды - ежегодно, в последующие периоды на орошаемой пашне - каждые три года, на богарной - каждые пять лет); предусмотреть отдельную и детальную регламентацию порядка предоставления сельхозземель в Земельном кодексе;
- для обеспечения прозрачности конкурсов по предоставлению сельхозземель включить в состав конкурсной комиссии представителей общественных советов и объединений;
- разработать правила проведения конкурсов, устанавливающие конкретный порядок действий акиматов по предоставлению сельхозземель;
- срок аренды определять в зависимости от объема инвестиций, в соответствии с бизнес-планом. Решение о продлении сроков аренды принимать при участии общественных советов и объединений, по результатам мониторинга использования земли и надлежащего исполнения условий договора аренды;
- разработать и утвердить типовой договор аренды сельхозземель с уточнением и усилением обязанностей землепользователей и их ответственности;
- усилить требования по рациональному использованию сельхозземель.

2. Установить предельные (максимальные) размеры сельхозземель, предоставляемых в аренду казахстанцам.

3. Ужесточить требования к предоставлению сельхозземель на приграничных территориях с определением их радиуса от государственной границы в зависимости от местных условий и особенностей региона.

4. Определить площади пастбищ и сенокосов вокруг населенных пунктов для удовлетворения нужд населения по содержанию их личного подворья и установить запрет на их предоставление в землепользование физическим и юридическим лицам РК. Нужды населения в пастбищных и сенокосных угодьях отнести к государственным нуждам для возможности их принудительного изъятия.

5. Принимая во внимание проблемные вопросы предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, предлагается предоставить акиматам возможность выкупа предусмотренных для ИЖС земельных участков под государственные нужды, для чего отнести предоставление земель под ИЖС к государственным нуждам. Причиной тому служит острая нехватка земель в областных центрах и крупных городах, обеспеченных инфраструктурой, не говоря о том, что количество стоящих в очереди граждан за получением 10 соток земли превысило миллион человек. Также необходимость усиления работы в данном направлении обусловлена тем, что основная масса звонков, поступивших в call-центры, и предложений на сайт jerturaly.kz касаются земель под ИЖС.

6. Выработанные на сегодняшний день членами комиссии предложения по сохранению и совершенствованию института аренды сельхозземель казахстанцами внести в Парламент.

7. Министерству сельского хозяйства предложено организовать работу по расширению действия моратория на нормы предоставления сельхозземель совместным предприятиям, имеющим в уставном капитале долю иностранного капитала.

8. Министерству сельского хозяйства в установленном законодательством порядке сформировать в законопроект предложенные нормы комиссии, организовать работу по внесению их в Парламент и продолжить деятельность по совершенствованию земельного законодательства.

9. Принимая во внимание необходимость получения достоверной информации о фактическим использовании и качестве сельхозземель, для выработки аргументированных предложений по нормам Земельного кодекса, на которые введен мораторий, и проведения их детальной ревизии, внести Президенту предложение о продлении действующего моратория на пять лет до 31 декабря 2021 года.

10. В случае одобрения Президентом предложений завершить работу комиссии. При желании члены комиссии могут принимать участие в работе Министерства сельского хозяйства по дальнейшему совершенствованию земельного законодательства.

Председатель ОЮЛ «Союз картофелеводов Казахстана» Кайрат Бисетаев заявил, что эффективная работа Земельной комиссии - заслуга Главы государства Нурсултана Назарбаева.

«Хотел бы поблагодарить нашу комиссию за достаточно конструктивную работу и тот результат, который вылился в предложения, над которыми будет работать уполномоченный орган. И, я надеюсь, в дальнейшем - Парламент», - подчеркнул аграрий.

Кайрат Бисетаев обратился к журналистам с просьбой донести до общественности основные направления работы Земельной комиссии.

«Я бы хотел обратиться к журналистам, которые донесут до казахстанцев идею того, что Комиссия работала максимально эффективно. Данная Комиссия - прецедент, когда собрались люди из разных областей и сфер деятельности. Здесь присутствовали все: оппозиционеры, аграрии, депутаты, общественные деятели. Работа была не в рамках самих заседаний, она проходила в рамках подгрупп», - сказал он.

Спикер отметил, что на рассмотрение Комиссии поступило 67 тысяч обращений.

«Надо обратить внимание, что 67 тысяч обращений - достаточно много. Это показывает зрелость гражданского общества. И за все это необходимо поблагодарить нашего Президента, который предоставил такую возможность», - резюмировал председатель ОЮЛ «Союз картофелеводов Казахстана».

Напомним, Комиссия по земельной реформе была создана по поручению Главы государства для обсуждения и разъяснения норм Земельного кодекса РК, вызвавших общественный резонанс, и выработки предложений. Работа Земельной комиссии была призвана наладить диалог между властью и обществом. По итогам всех обсуждений и проведенной работы Президент РК Нурсултан Назарбаев подписал Указ о продлении срока действия моратория на отдельные нормы Земельного кодекса до 31 декабря 2021 года.

На открытии второй сессии шестого созыва Мажилиса Парламента РК Глава государства высказался по этому вопросу.

«Как вам известно, я одобрил предложение комиссии по земельной реформе о продлении срока действия моратория на отдельные нормы Земельного кодекса до 31 декабря 2021 года. Комиссия по земельной реформе провела большую работу, обсудив проблемные темы, волнующие общество, и, кстати, выявила многие недостатки и недоработки, которые не были учтены ранее. Выработан ряд предложений, которые будут отражены в отдельном законопроекте. Его в скором времени внесет Правительство в Парламент. В частности, новшества коснутся вопросов совершенствования процедуры предоставления земель сельхозназначения. К тому же будет усилен контроль над их рациональным использованием», - отметил Нурсултан Назарбаев.

Глава государства признал, что на самом деле чиновники не учли, что в одни руки не следует давать сотни тысяч гектар одновременно. Ка выяснилось, такой практики нет ни в одной стране мира.

«А мы в разгаре первых дней нашей работы в этом направлении позволили все и вся. За все, в том числе и за землю, человек, получивший земельные наделы, должен нести ответственность. Земля дается тому, у кого имеется необходимый сельскохозяйственный опыт. Тому, кто умеет работать на земле своими руками. Тому, кто гордо называется фермером, имеет высокую квалификацию агронома, аграрное образование и серьезный опыт земледелия. У нас же кто попало прихватил землю, и сейчас через органы прокуратуры, через судебные инстанции мы вынуждены возвращать землю государству, потому что за все эти годы эта земля заросла бурьяном и приносит убыток», - заявил Нурсултан Назарбаев.

Президент РК напомнил, что при принятии решения о внесении поправок в земельное законодательство у Правительства были благие намерения привлечь инвестиции в агропромышленную отрасль. Ведь подъем сельского хозяйства влечет за собой подъем многих отраслей экономики. Государство предпринимает большие усилия для развития этой отрасли. Каждый год в аграрный сектор вливаются огромные средства, которые не всегда окупаются и возвращаются.

«Накопившийся ком долгов растет у казахстанских компаний. Можно было бы давно обанкротиться. Однако мы этого не допускаем: откладываем долги, они растут. Когда-нибудь этот пузырь лопнет. Но в современной экономике такого происходить не должно», - пояснил Нурсултан Назарбаев.

По его словам, причина заключается в низкой производительности труда, потому что в Казахстане как следует не перерабатывается сельхозпродукция и не наращивается ее добавочная стоимость.

«Поэтому нужны средства, нужны инвестиции. Мы все равно вынуждены работать над их привлечением. Наше государство тоже хотело привлечь большие капиталовложения, чтобы поднять уровень сельского хозяйства. Но если бы эта работа началась с разъяснения, а потом только принимались законы, тогда ситуация, наверное, сложилась бы по-другому. Эти аспекты теперь предстоит учесть при работе над проектами законов, регулирующих аграрный сектор», - подчеркнул Нурсултан Назарбаев.

Сейчас читают