Галым Шойкин: Мир и согласие - самые важные условия для дальнейшего развития Казахстана

None
None
НУР-СУЛТАН. КАЗИНФОРМ - Вопросы межэтнических отношений актуальны сегодня во всем мире, особенно для полиэтнических государств, каковым является и Казахстан. Инциденты, произошедшие в ряде регионов страны в текущем году, показали необходимость совершенствования государственной политики в данной сфере. О том, какая работа идет в этом направлении, рассказывает заместитель председателя Комитета по развитию межэтнических отношений Министерства информации и общественного развития Галым Шойкин, передает МИА «Казинформ» со ссылкой на Kazpravda.kz.

– Галым Нурмагамбетович, в конце апреля текущего года по поручению Президента страны при МИОР был создан Комитет по развитию межэтнических отношений. Расскажите, каковы его цели, задачи и роль в настоящее время?

– Важно начать с того, что для полиэтнического и многоконфессионального Казахстана мир и согласие – самые важные условия для дальнейшего успешного развития. Наша страна под руководством Первого Президента Казахстана – Елбасы Нурсултана Назарбаева многое сделала для того, чтобы сохранить мир и согласие между этносами и конфессиями. Сложился международный имидж республики как миролюбивого государства.

Проживающие у нас этносы являются неразделимой частью казахстанского народа и как равноправные граждане страны ежедневно вносят свой важный вклад в развитие Казахстана. И каждому казахстанцу важно понимать, что это наше общее достояние, которое нужно беречь.

Вместе с тем новые вызовы современности диктуют необходимость постоянного совершенствования мер государства в этой сфере. Например, пандемия и начавшиеся связанные с нею по всему миру социально-экономические трудности показали, что даже экономически развитые общества стран Европы и США могут быть подвержены всплеску как социальной, так и межэтнической напряженности и нетерпимости.

Поэтому закономерно, что по поручению Президента Касым-Жомарта Токаева 29 апреля был создан Комитет по развитию межэтнических отношений. Целью структуры определено обеспечение дальнейшего развития казахстанской модели межэтнического согласия и общенационального единства. Комитет реализует государственную политику в этой сфере, осуществляя межотраслевую координацию на центральном и региональном уровнях.

Важнейшая роль комитета заключается в том, чтобы приоритеты государственной политики в межэтнической сфере находили отражение и реализовывались в информационной, молодежной и языковой политике, в сферах образования, культуры, религии, развития гражданского общества и других.

– Расскажите подробнее о приоритетах проводимой комитетом работы.

– Безусловным приоритетом остается обеспечение соблюдения прав граждан независимо от этнической принадлежности, недопущение какой-либо дискриминации и распространения ксенофобии.

Планируется внедрение в эту работу новых подходов, а также максимальное вовлечение институтов гражданского общества, в том числе неправительственных организаций и СМИ.

Будет совершенствоваться деятельность структур Ассамблеи народа Казахстана с ориентацией на решение практических задач по консолидации этносов в интересах достижения общегосударственных задач.

В своей работе мы также сделаем особый акцент на организацию региональной работы. Считаем, что она должна быть живой и проводиться непосредственно с людьми вне зависимости от этноса. Только так можно будет своевременно решать имеющиеся вопросы в отношениях между этносами, не допускать напряженности и конфликтности.

– Что уже сделано?

– Нами выстраивается единая вертикаль управления и межведомственная координация деятельности центральных и местных госорганов по вопросам регулирования межэтнических процессов. Для этого в ведение министерства передано РГУ «Қоғамдық келісім», основной деятельностью которого ранее было только обеспечение деятельности Ассамблеи народа Казахстана.

Сейчас проводится переформатирование работы структуры, расширяются функциональные задачи по реализации общих приоритетов государственной политики в межэтнической сфере.

В регионах заместители акимов областей по внутренней политике освобождаются от несвойственных функций по линии социальной сферы и параллельно назначаются заместителями председателей региональных АНК. Региональные секретариаты АНК, КГУ «Қоғамдық келісім» и дома дружбы передаются в ведение управлений внутренней политики.

Создаются отделы по развитию межэтнических отношений в управлениях внутренней политики регионов. Теперь задача областей – привлечь в создающиеся структуры качественные кадры, имеющие видение и способности для очень важной и нужной работы в нашей сфере.

Мы создаем стройную систему анализа и прогнозирования межэтнической ситуации. Это поможет, в том числе своевременно предупреждать межэтническую напряженность и не допускать конфликтов. Будет действовать единая система аналитической работы на центральном и региональном уровнях.

В этих целях при министерстве образован Институт прикладных этнополитических исследований для аналитического и экспертного сопровождения политики государства в сфере межэтнических отношений. Им уже сейчас проводятся глубинные исследования межэтнических проблем в регионах страны, вырабатываются детальные рекомендации по их решению. Реализуется 11 новых исследовательских проектов по самым актуальным вопросам межэтнической сферы.

Разрабатывается целый комплекс методических рекомендаций по работе в межэтнической сфере, часть из них уже направлена в акиматы. Разработаны программы обучения. На стадии организации находится серия обучающих семинаров для специалистов местных акиматов. Планируется охватить системным обучением работников районного уровня. Делаем упор на практические навыки и знания, особенно по профилактике напряженности и конфликтности между этносами.

Комитетом разработан глоссарий терминов в сфере межэтнических отношений с пояснениями по их использованию. Это необходимо, чтобы сформировать единый понятийный аппарат для информационной и разъяснительной работы госорганов.

Используемые нами термины должны служить объединению казахстанского общества. Поэтому, на наш взгляд, важно отказаться от терминов, не соответствующих современным реалиям в стране. Например, в соответствии с международной практикой вернее говорить, что в Казахстане одна нация, которая включает в себя все этнические группы страны, при этом казахстанских этносов много.

Исходя из этого термин «национальные меньшинства» в Казахстане также официально не используется. Недавно Президент Касым-Жомарт Токаев в интервью одной из газет отметил данный аспект и сказал, чтобы мы не использовали слово «диаспора» в отношении этносов Казахстана, так как мы все равноправные граждане нашей страны.

Также организован целевой мониторинг СМИ и социальных сетей по соблюдению законодательства в сфере обеспечения мира и согласия в обществе. При выявлении таких фактов нами инициируется привлечение к ответственности лиц и организаций, допускающих пропаганду ксенофобии и вражды между этносами.

Важно осуществлять точечную работу по недопущению межэтнических конфликтов в регионах совместного проживания разных этносов. Поэтому мы начали в разрезе каждого района и аула выявлять все проблемные точки, влияющие на межэтнические отношения. Это может быть какая-либо историческая, религиозная, ономастическая, языковая, образовательная, социально-экономическая или другая проблема. В последующем нами совместно с акиматами регионов и другими госорганами будет организована ежедневная работа по их решению.

Отдельно хочется отметить работу нашего комитета по углублению взаимодействия и укреплению связей с этническими казахами, проживающими за рубежом. Подведомственным министерству фондом «Отандастар» оказывается культурно-гуманитарная, научно-образовательная и информационная поддержка.

В нынешнем году в пяти зарубежных странах создаются казахские культурно-деловые дома «Абай», в 12 государствах уже открыт 31 онлайн-класс по изучению казахского языка для казахской молодежи. Проводится подготовительная работа по внедрению уже с начала следующего года принципа «одного окна» при предоставлении этническим казахам статуса «қандас» и выдаче им разрешения на постоянное место жительства в Казахстане.

Мы сократим запрашиваемые документы с 46 до 20, все документы будут сдаваться не как раньше – в 5–6 госорганов, а в одну организацию – ЦОН. При этом срок получения гражданства сократится с 6 до 3 месяцев.

– Какой Вам представляется роль АНК в нынешних условиях?

– Действительно, за 25 лет деятельности АНК изменилась этнодемографическая ситуация в стране, повысилась роль институтов гражданского общества в решении многих проблем общества. Поэтому назрел вопрос совершенствования содержательной деятельности ассамблеи, внедрения новых подходов в ее работе с этническими группами. В целом необходимо изменение стереотипа о ней как выразителе интересов только отдельных этносов.

На наш взгляд, на новом этапе востребована роль АНК как главного института интеграции этнических групп в единую гражданскую нацию. Именно АНК может взять на себя функцию исполнения поручения Президента страны о постепенном превращении казахского языка в язык межэтнического общения. Объективно, что знание государственного языка является мощным объединяющим фактором в нашей стране.

Для этого в настоящее время нами разрабатывается комплекс предложений по переводу деятельности общественных структур АНК на проектный подход. Предлагается основной акцент в их работе сделать на развитие общеказахстанских ценностей и патриотизма, консолидацию казахстанского общества, активное вовлечение в свою деятельность НПО, молодежных организаций и СМИ.


Сейчас читают