Ерлан Ахмеди: В Казахстане формируется своя модель народовластия — рациональная демократия

Ерлан Ахмеди
Фото: Erlan Ahmedi / Facebook

По мнению политического эксперта Ерлана Ахмеди, демократия всегда была частью политической системы управления в империях и государствах Великой Степи. Демократические традиции были заложены еще во время саков, гуннов и каганатов тюрков. Таким образом, весь наш демократический опыт, сформированный веками, становится исторической основой для построения новой республики и уникальным отличием от других демократических моделей, которые существуют в современном мире. В нашей стране формируется своя модель народовлас­тия — рациональная демократия, передает корреспондент агентства Kazinform.

— Ранее с высоких трибун часто можно было услышать заявления о том, что наш народ еще не готов к демократии и у нас якобы свой «особенный путь». Но если взглянуть на нашу историю, то с очевидностью можно увидеть то, что демократия всегда была частью политической системы управления в империях и государствах Великой степи. Демократические традиции были заложены во времена государств саков, империй гуннов и каганатов тюрков. Эта традиция была продолжена и в Улусе Жошы, в Казахском ханстве. В отличие от европейских абсолютных монархий, великих каганов и ханов избирали на курултае. Синтез степной и западноевропейской демократии был учтен в начале ХХ века в первой Казахской Республике — Алаш Орде. Первый в истории нашей страны глава правительства Алихан Букейхан был избран на альтернативной основе. Таким образом, можно констатировать тот факт, что демократия является как частью многовековой казахской политической культуры, так и частью генетического кода нашей нации, — отметил политический эксперт.

Ерлан Ахмеди отметил, что слово «қазақ» происходит от древнетюркского языка и означает оно «свободный, независимый или вольный человек». А если дословно перевести название нашей страны, то получится «Қазақстан — Страна свободных людей». Как подчеркнул эксперт, казахи всегда стремились к свободе и независимости, что символизируют восстание Кенесары-хана и декабрьские события 1986 года.

— Весь наш демократический опыт, сформированный веками, становится исторической основой для построения новой республики и уникальным отличием от других демократических моделей, которые существуют в современном мире. Сегодня в различных государствах сформированы или формируются свои концепции построения демократических форм правления. Самой известной и классической является либеральная, или западная, демократия, которая сформировалась в Соединенных Штатах Америки, европейских странах, Австралии и Канаде. В братской Турецкой Респуб­лике провозглашена концепция консервативной демократии, где прослеживается синтез исламских традиций и народовластия в западном понимании. В соседней России в нулевые годы нового тысячелетия была сформирована концепция суверенной демократии, — рассказал Ерлан Ахмеди.

Он также подробно описал, какую демократию строит Казахстан.

— Для этого сначала следует понять саму суть и философию политических реформ Президента. Первое — политический стиль. Перед тем как предложить конкретные реформы, Глава государства посредством своих выступ­лений направляет общест­ву месседжи по конкретным нап­равлениям, которые активно обсуждаются на различных площадках. В итоге формируется обширная база различных идей, которая позволяет выявить то, чего желает большинство населения. Второе — историческое наследие. Главой государства всегда учитываются тысячелетние демократические традиции казахского народа, о чем было сказано выше. Ярким примером тому стало соз­дание Национального курултая. Третье — принятие решений. Демократические инициативы Президента всегда очень смелые и взвешенные. Четко прослеживается золотая середина, или, говоря политологическим языком, центризм, — отметил спикер.

По мнению эксперта, мультилингвизм и международный бэкграунд Касым-Жомарта Токаева помогают ему смот­реть на политические процессы в стране и в мире через призму критического мышления.

— Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что Президент при принятии решений соблюдает мудрый баланс, который присущ настоящим государственникам. Другими словами, прослеживается разумный, то есть рациональный, подход при формировании политических решений. С учетом этого можно констатировать, что в Казахстане формируется своя модель народовлас­тия — рациональная демократия. Рациональная демократия — это фундаментальный базис философии политических реформ Президента. Думаю, что предлагаемая новая демократическая концепция может стать отечест­венным ноу-хау в политичес­кой науке. В данное время на пространстве СНГ словосочетание «рациональная демократия» прак­тически не используется как политологический термин. В США и западных странах имеются различные труды с таким названием, но и там это словосочетание не используется как общепринятый политологический термин или четкая концепция. В результате формирующаяся новая политическая система Казахстана может стать моделью или эталоном для определения понятия «рациональная демократия». Мы сегодня находимся на важном этапе развития для нашего государства. От современного поколения зависит то, каким окажется будущее Респуб­лики Казахстан. Поэтому нам нужно укреплять и развивать дальше все наши демократичес­кие достижения. Формирующиеся новые политические традиции и наша рацио­нальная демократия должны стать ориентиром для сегодняшних и будущих поколений политиков Казахстана, — добавил политический эксперт Ерлан Ахмеди.

Сейчас читают