Дальновидность Елбасы обеспечила становление независимого Казахстана - Марат Жумагулов

None
None
НУР-СУЛТАН. КАЗИНФОРМ - Становление независимого Казахстана стало возможным благодаря сильной президентской форме правления. Так считает заместитель директора Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан, доктор юридических наук Марат Жумагулов, передает корреспондент МИА «Казинформ».

«На рубеже знаменательной даты в новейшей истории Казахстана, 30-летия лидерства Елбасы - Нурсултана Абишевича Назарбаева, мы с полной уверенностью можем констатировать, что за годы независимости Республики, казахстанский народ достиг впечатляющих успехов в развитии демократического, светского, правового и социального государства. Продуманные и дальновидные инициативы, реализуемые на протяжении трех десятилетий, свидетельствуют о мудрой, целенаправленной деятельности Лидера Нации в сфере политических, социально-экономических преобразований в Казахстане. Подтверждением этому в области становления правовой системы Казахстана являются прошедшие конституционные реформы, реализованные в рамках президентской формы правления, подтвердившей свою эффективность в условиях становления молодого государства», - сказал М.Жумагулов.

Как отметил ученый, судьбоносные этапы модернизации, связанные с трансформацией Казахстана в область рыночной экономики, демократические преобразования в общественной и политической жизни, становление институтов гражданского общества, формирование общественного согласия и политической стабильности стали возможными в контексте сильной президентской формы правления. Этапы конституционных преобразований всегда шли через применение института всенародного обсуждения, несомненно, усиливающего степень участия казахстанского общества в политических преобразованиях и, как результат, стимулирующего повышение правовой культуры населения Казахстана. Усиление роли Парламента в вопросах формирования Правительства, усиления контрольных полномочий Парламента за деятельностью Правительства. Перераспределение полномочий Президента между законодательной и исполнительной властью стало стартовой площадкой для повышения эффективности работы ветвей власти, дальнейшего закреплении в правовой системе Казахстана института сдержек и противовесов.

М.Жумагулов также описал реальные предпосылки зарождения нового суверенного государства - Республики Казахстан. К числу реальных факторов, которые надо было учитывать руководству страны в первые годы становления независимого Казахстана, относятся: наличие системного кризиса, перезагрузка государственного устройства; переход от плановой экономики к рыночной; зарождение новой политической системы. Этот период Н. Назарбаев охарактеризовал как первый этап модернизации Казахстана. Началом второго этапа модернизации является принятие Стратегии-2030, в результате реализации которой Казахстан вышел из зоны экономического отставания и вошел в топ 50-ти конкурентоспособных экономик мира.

«Политическое решение Елбасы Н.А. Назарбаева по запуску Третьего этапа модернизации было не просто поиском ответа глобальным мировым вызовам, а разработкой казахстанского пути реализации Стратегии-2050. Важным элементом, усиливающим механизм защиты основ конституционного строя и защиту государственности Казахстана, было закрепление в пункте 2 статьи 91 Конституции положения о гарантированности Первым Президентом Республики Казахстан - Елбасы независимости государства, наряду с унитарностью и территориальной целостностью. Таким образом, дальновидность Н.А. Назарбаева в определении необходимости эволюционного процесса конституционных преобразований в Казахстане является прямым подтверждением правильности формирования казахстанского конституционализма, гарантом единства социокультурной системы ценностей казахстанцев», - резюмировал М.Жумагулов.

Сейчас читают