Что даст казахстанцам расширение статуса института омбудсмена, пояснила Эльвира Азимова

None
None
НУР-СУЛТАН. КАЗИНФОРМ - Уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан Эльвира Азимова пояснила, что дает казахстанцам расширение статуса омбудсмена, а также принятие закона «Об омбудсмене», о котором говорил Глава государства во время открытия сессии Парламента нового созыва, передает корреспондент МИА «Казинформ».

«15 января Глава государства перед новым составом Парламента поставил ряд поручений. Среди них - вопрос разработки отдельного закона «Об омбудсмене» по различным секторам. И второе - укрепление потенциала уполномоченного по правам человека через создание региональных представительств. Что это дает гражданам? По законодательству Казахстана сегодня есть пять институтов омбудсмена. Омбудсмен - это лицо, независимое от государственной власти, основная цель которого - защита прав человека, в том числе с учетом определенных специальных правоотношений», - сказала Эльвира Азимова в рамках экспертного обсуждения «Новый Президентский пакет политических реформ», прошедшего в Нур-Султане.

Она пояснила, что, к примеру, есть банковский или страховой омбудсмен. Его задача - разрешать споры в досудебном порядке, медиативно между гражданином и иной финансовой структурой или страховой организацией.

«В общем количестве население практически не знает об этих институтах. Для него они нужны? На самом деле, есть определенные законодательные условия для того, чтобы вы обратились к адвокату, когда речь идет о профессиональной защите, особенно в плоскости уголовного процесса, судебного рассмотрения. Есть медиаторы, которые защищают права гражданина и человека в определенных жизненных ситуациях. Одно дело - когда имеет место в наличии спор, другое дело - работать превентивно, то есть не доводя до той ситуации, когда это нарушение уже не исправить, или имеет ряд негативных последствий. Поэтому омбудсмен - тот, который ведет диалог», - отметила Э. Азимова.

Также, по словам уполномоченного по правам человека, в выступлении Президента было обозначено создание на местах региональных омбудсменов.

«К примеру, мы практически год жили в условиях карантина. Государственные органы перешли на дистанционный формат работы. Со своей стороны я получала обращения. Поскольку моя задача - защита прав человека, и я знаю систему государственного устройства, несмотря на дистанционный формат, выходила на руководителей, должностных лиц, регулировала и принимала меры по отдельным ситуациями, связанным с конкретными нарушениями прав человека. Но моя проблема была в том, что я находилась в Нур-Султане и ко мне обращались люди, допустим, из регионов. Это тоже занимает определенное время, а иногда бывает человека нужно сопровождать», - разъяснила Эльвира Азимова.

Другая функция омбудсмена, как отметила спикер, заключается в просвещении, то есть в правовом информировании о правах человека, а также о законодательстве.

«Многие граждане, к сожалению, не знают, некоторые не имеют навыков официального общения с официальными лицами. Здесь нужно сопровождать их», - отмечает Эльвира Азимова.

Также она прокомментировала поручение Главы государства касательно принятия закона «Об омбудсмене».

«Есть различные варианты проектов законов, которые они могут предложить. Сейчас задача - консолидировать и на основе лучшего опыта разработать тот закон, который будет соответствовать интересам населения, интересам народа. А именно - создать независимый от государственной исполнительной власти механизм, который будет нацелен на защиту прав человека, а именно разрешать превентивно ситуации, связанные с определенными действиями государственных органов и должностных лиц», - отметила Э. Азимова.

Напомним, в ходе первой сессии Парламента седьмого созыва Глава государства поручил принять специальный закон «Об омбудсмене» в ближайшее время.




Сейчас читают