+7 (701) 759 90 19
USD 425.05 EUR 509.29
RUB 5.58 CNY 64.66
Новости

Бекнур Кисиков: Общественного контроля много не бывает

28 Октября 2020 19:25
Поделиться:
Бекнур Кисиков: Общественного контроля много не бывает

АЛМАТЫ. КАЗИНФОРМ – Об общественном контроле как важном инструменте превенции коррупции МИА «Казинформ» беседует с писателем, общественным деятелем, президентом Евразийской Ассоциации франчайзинга, членом Общественного совета Алматы Бекнуром Кисиковым.

Новости по теме
Заблудившегося между селами мужчину спасли в СКО Нурсултан Назарбаев является политиком глобального масштаба - Кайрат Сарыбай ВИЧ-позитивный человек сталкивается со стигмой в медучреждениях - Нурали Аманжолов

- Бекнур Сейтжанович, сегодня хотелось бы поговорить в целом о мерах в области противодействии коррупции. Скажите, насколько эффективны усилия государства в этом отношении?

- Вы знаете, в целом мне нравится современный тренд в сторону предупреждения, а не факта выявления и наказания. Во всем мире пошли по этому пути, ведь какой смысл плодить преступников, когда можно создать максимально прозрачные условия, при которых невозможен сам факт коррупции. И именно активность по предупреждению коррупции, я считаю, очень важна для государства и общества в целом.

Предупреждение коррупции – это целый комплекс превентивных мер, который заключается и в исследовании, мониторинге, устранения условий, при которых есть риск коррупции. И следует заметить, что здесь важен не только государственный, но и психоментальный и даже культурный фактор.

И за последнее время сделано немало в этой области.

- Можно поподробнее об этом?

- Конечно! Например, страна присоединилась к международной организации ГРЕКО (Группа государств по борьбе с коррупцией) и признала, что нет ни одной сферы деятельности, которая не была бы поражена коррупцией. Появился новый закон, который вводит персональную ответственность руководителей за коррупцию среди подчинённых, восстанавливает антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов, закрепляет координирующую роль агентства в сфере антикоррупционной политики и компетенции по проведению исследований коррупции в государственном и частном секторах. Это уже большое достижение.

Страна давно уже присоединилась к Конвенции Организации Объединённых Наций против коррупции (UNCAC). Это международно-правовой документ против коррупции, принятый на пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в октябре 2003 года и вступивший в силу в декабре 2005 года. В настоящий момент к конвенции присоединились 172 государства.

Также еще один фактор, указывающий на подвижки в этом направлении, это так называемый Индекс восприятия коррупции международной неправительственной организации Transparency International. Так, в этом рейтинге наша страна получила 34 балла из 100 возможных и заняла 113-е место среди 180 стран. Это рост на три балла и 11 позиций.

- То есть можно сказать, что коррупции стало меньше?

- Цифровизация, упрощение, предупреждение и создание условий привело к тому, что коррупционных рисков стало меньше. Да, можно сказать, что внешне коррупции стало меньше, но она стала более изощренной. И в этом отношении хотелось бы сказать, что коррупция имеет, как говорилось выше, социокультурный аспект. А это фактор, который зависит в целом от всего общества.

- Вы имеете в виду общественный контроль?

- И в том числе. Согласно статье 13 Конвенции ООН против коррупции предусматривается осуществление мер по противодействию коррупции не только со стороны государственной власти, но и со стороны общества. Вот процитирую дословно: «Каждое государство-участник принимает надлежащие меры, в пределах своих возможностей и в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, для содействия активному участию отдельных лиц и групп за пределами публичного сектора, таких как гражданское общество, неправительственные организации и организации, функционирующие на базе общин, в предупреждении коррупции и борьбе с ней и для углубления понимания обществом факта существования, причин и опасного характера коррупции, а также создаваемых ею угроз…».

И здесь очень важную роль выполняют как неправительственные организации и политические партии, так и гражданские активисты. Именно общественно-гражданский контроль над имплементацией Конвенции играет существенную роль в целях борьбы с коррупцией. И очень важно со стороны государства обеспечить принципы прозрачности, доступа к информации, нетерпимости в отношении коррупции и повышения знаний в обществе о коррупции и борьбы с ней.

- Пока трудно говорить о полном искоренении?

- Конечно, мы не можем говорить об этом сейчас. До идеала еще далеко. Достаточно сказать, что во всем мире не удается полностью победить ее, но в наших силах снизить уровень, чтобы коррупция не влияла на развитие страны и экономики в целом. И здесь очень важны правовая грамотность, формирование менталитета неприязни к коррупции через образование и пропаганду, совершенствование законодательства. И элементы неприятия коррупции нужно внедрять на социально-культурном уровне, на уровне коллективного менталитета, со школы. Мы порой толерантны к некоторым негативным явлениям, а это должно начинаться с элементарных вещей, с позицией неприятия на бытовом уровне. Например, не давать взятку дорожному полицейскому за нарушение ПДД, не дарить денежные вознаграждения врачам за работу, за которую они получают зарплату, не благодарить презентами учителей за то, чтобы твой ребенок, который выше всех, сидел за первой партой…

- Возвращаясь к общественному контролю, сегодня мы видим очень много общественных советов, комиссий, комитетов. Есть ли помощь от них, какова их эффективность?

- Я сам являюсь членом Общественного совета Алматы, и могу сказать, что эффективность таких советов высока. К нам обращаются жители города, мы выслушиваем отчеты управлений, проводим общественный мониторинг и контроль, вырабатываем рекомендации, реагируем на очень важные и насущные проблемы города. У нас высокая активность, и при этом мы те же гражданские активисты и одновременно волонтеры, ведь нам не платят за нашу активность. Поэтому я поддерживаю роль советов в общественном контроле.

Вообще, в общественном контроле должно участвовать все общество - НПО, активисты, общественники, блогеры и политические партии, в конце концов. Члены нашего совета одновременно являются членами разных партий, где тоже осуществляется не только партийный, но и общественный контроль. И мне тоже приходится участвовать в различных мероприятиях, которые посвящены общественному контролю. Более того, члены нашего совета также являются членами антикоррупционных советов, в том числе и партии власти «Nur Otan».

- То есть в целом политические партии объединены с общественными советами в данном вопросе?

- Коррупция - общее зло, и свой вклад в борьбу с ней должен делать каждый гражданин. И говоря о партиях, мне часто приходится участвовать в мероприятиях партии «Nur Otan», посвященных общественному контролю. В вопросах противодействия коррупции должны быть объединены все силы. Более того, существует Республиканский общественный совет по противодействию коррупции при партии, который является консультативно-совещательным органом эффективного противодействия коррупции, устранения причин и условий её порождающих. Совет осуществляет свою деятельность самостоятельно, с использованием полномочий всех его членов и вправе давать соответствующие рекомендации. Существует, насколько я знаю, горячая линия партии по вопросам противодействия коррупции - 8 800 080 44 41. «Nur Otan» подписал меморандум о сотрудничестве с Агентством РК по противодействию коррупции.

Также, насколько я помню, в этом году партия приняла Дорожную карту второго этапа Программы противодействия коррупции до 2025 года. Карта предусматривает законодательное закрепление вопросов общественного контроля, расширения полномочий органов местного самоуправления, расширения круга субъектов коррупционных правонарушений в квазигосударственном секторе, а также порядок осуществления госслужащими творческой, а также иной оплачиваемой деятельностью вне рабочего времени.


- Кстати, о партии власти. Каким образом обстоят дела с борьбой с коррупцией в самих рядах партии?

- Не могу сказать, насколько эффективно, но, если верить озвученным данным, то работа в этом направлении ведется. В рамках партийной перезагрузки у них прошла чистка рядов. В этом году к партийной ответственности привлечено более 200 человек. Из них за коррупционные и уголовные правонарушения исключены из партии 35 человек. С июля прошлого года, то есть с момента начала очищения рядов, это количество составило более 150 человек.


– Комиссии, советы, мониторинговые группы, партии, НПО — не слишком ли много общественного контроля?

– Нет. Общественного контроля много не бывает. Более того, нам не хватает контроля. Общественному контролю нужны свежие силы, молодежь.


– Кстати, у той же партии «Nur Otan» ведь есть молодежное движение…

– Кстати, да. Молодежное крыло партии «Jas Otan» тоже вносит свою лепту своей акцией «Чистая сессия». Ведь не секрет, что в вузах есть элементы коррупции. И именно с молодежи нужно начинать воспитательные факторы предупреждения коррупции. Молодежным крылом «Jas Otan» были установлены ящики доверия во всех государственных вузах и их общежитиях. Помимо этого, хотелось бы отметить и меморандум о сотрудничестве по вопросам Государственной программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы «Еңбек», вопросам о состоянии работы по противодействию коррупции в сфере сельского хозяйства. Эти и другие вопросы очень важны.


– Есть ли результаты всех этих мер?

– На бытовом уровне мы видим, что, например, в том же ЦОНе стало легче получить услуги. А я помню, как вокруг БТИ, ЦОНов раньше крутились различные дельцы. В тех же акиматах уже стало легче получить консультацию, ответ на обращение, реакцию, в конце концов. Но, конечно, идеала мы пока не достигли, и работы много. Хотя бюджеты находятся в открытом доступе, но сам проект бюджета часто происходит без участия общественности. А хотелось бы уже на уровне верстки бюджета включать общественный контроль – насколько он разумен, обоснованы ли те или иные траты, исключены ли коррупционные риски. Ведь не секрет, что мы часто видим странные мегапроекты, которые не прошли общественных слушаний. И надобность таких проектов порой сомнительна.

И вот здесь опять нужно участие гражданского общества. Общественный контроль и мониторинг нужен на всех участках: бюджеты министерств, госкомпаний, акиматов, тендеры, закупы, выдача разрешений на строительства, предоставление земли, монополии, приватизация и многое другое.

Общественный контроль пока, по моему мнению, на зачаточном уровне. Но благодаря общественным институтам, к которым относятся и общественные советы и партии, усиливаются влияние и сила общественного контроля. Ну, а если говорить о партии «Nur Otan», то именно она должна задавать в этом тренд. Будем верить, что она продолжит свою деятельность в этой области.


- Спасибо за интервью!


Подписывайтесь на наш канал:

Поделиться:
Оставить комментарий
+7
Отправить
Сотрудники онлайн
Редактор
Багдат Хасенова
Багдат Хасенова
954-047
Редактор
Махаббат  Сыздыкова
Махаббат Сыздыкова
954-047
Редактор
Сафаргалиева Малика
Сафаргалиева Малика
954-047

Архив