Аслан Тукиев: Экзамены на судью положительно сдают лишь 6% кандидатов

None
None
НУР-СУЛТАН. КАЗИНФОРМ – В Казахстане проводятся судебные реформы, ход которых высоко оценивается зарубежными экспертами и международными организациями. О том, какая проводится работа и какие достигнуты результаты в реформировании судебной системы, в беседе с корреспондентом МИА «Казинформ» рассказал заместитель руководителя Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде РК Аслан Тукиев.

– Аслан Султанович, над какими проектами сегодня работает Верховный суд?

– Елбасы и Глава государства поставили перед Верховным судом три главные задачи – улучшение судейских кадров, повышение качества судебных решений и обеспечение единой судебной практики. На их решение, в той или иной степени, и нацелены практически все наши проекты.

Чуть более двух лет назад мы обратились к судьям, адвокатам, прокурорам, юридическому сообществу, чтобы понять, что нужно сделать для повышения доверия к судам. На основе предложений, поступивших от них, были выработаны идеи, впоследствии сгруппированные в семь крупных пилотных проектов. В качестве программы «7 камней правосудия» они были озвучены председателем Верховного суда Асановым Ж.К. на итоговом совещании в январе 2018 года. С тех пор ведется активная работа по их реализации.

В программу вносились корректировки и на сегодняшний день в нее входят проекты: «Безупречный судья»; «Образцовый суд»; «Справедливый процесс»; «Качественный результат»; «Smart-суд»; «Коммуникационная стратегия» и «Примирение до суда, в суде».

О результатах реализации проектов можно узнать из сборника «Правосудие Казахстана: реалии, тренды, перспективы», опубликованного на сайте Верховного суда.

– Есть ли какое-то ранжирование проектов по значимости? И хотелось бы подробнее узнать о наиболее крупных результатах этой работы.

– У каждого проекта свои задачи, свои мероприятия. Где-то они пересекаются, дополняют друг друга. Одни проекты требуют законодательной поддержки и, соответственно, больше усилий и времени, другие решаются внутренними силами. Но все они важны.

С точки же зрения результата, можно говорить, что одни – более значительные, другие на их фоне, возможно, не так заметны.

К числу крупных результатов отнесу принятие в феврале 2019 года двух законов – Конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» и Закон а «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам модернизации судебной системы».

Что изменилось с их принятием? Во-первых, усилили гарантии независимости судей, реорганизовали органы судейского самоуправления, дали возможность всем судьям участвовать в решении важных вопросов судебной системы, ограничили назначение председателей судов на равнозначную должность двумя сроками.

Во-вторых, изменили процесс отбора в судьи, пересмотрели подходы к оценке действующих судей, ввели конкурсный порядок отбора председателей судебных коллегий облсудов, в Верховном суде создали Комиссию по качеству правосудия.

Я назвал только часть поправок, и всё это работает на проект «Безупречный судья».

Приведу только несколько цифр статистики. Сегодня, по новым требованиям, экзамены на судью положительно сдают лишь 6% кандидатов. Два года назад его проходил каждый четвертый, то есть 25%. Прошедшая в конце прошлого года оценка 377 судей по новой методике показала неготовность каждого десятого судьи занимать свою должность. Раньше этот показатель не превышал 1 процента.

– Если судить по названиям проектов, то, возможно, больший интерес для граждан представляет «Справедливый процесс». Что делается в этом направлении?

– Это, действительно, важный с точки зрения заинтересованности в нем общества проект. Он сочетает в себе несколько задач, подчиненных общей цели – повысить доверие к судам. Сюда входят такие вопросы, как создание единой судебной практики, изменение роли судьи в гражданском процессе, освобождение его от необходимости принятия формальных актов.

Как известно, в гражданском процессе судья связан пределами исковых требований и освобожден от сбора доказательств. Но мы понимаем, что эти ограничения не способствуют установлению истины в споре, а значит препятствуют главному предназначению правосудия – защите прав и законных интересов людей и организаций. Поэтому предложили пересмотреть нормы законодательства, ограничивающие процессуальные права судей. Сейчас в Парламенте находится проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РК по вопросам внедрения современных форматов работы судов, сокращения излишних судебных процедур и издержек». Разработчиком является Верховный суд. Его принятие позволит судье быть активным в поиске истины, даст право истребовать доказательства, не представленные сторонами.

Что касается формирования единообразной судебной практики, скажу, что по самым чувствительным вопросам Верховным судом будут даны разъяснения через нормативные постановления. Помимо этого, мы вместе с НПП «Атамекен» работаем сейчас над созданием специальной IT-программы для судебной аналитики и прогноза исхода дела.

Мы рассчитываем, что эта программа будет помогать людям ориентироваться, какой перспективы следует ожидать от разрешения их правового спора.

Насколько актуален вопрос высокой нагрузки на судей?

– В упомянутом мной сборнике представлена динамика роста поступивших в суд дел и материалов за последние 10 лет. Начиная с 2010 и до 2018 года включительно этот показатель вырос с 1 миллиона в 2010 году до 4,5 миллионов в 2018 году. По прогнозу на 2019 год ожидалось поступление порядка 6 миллионов дел и материалов. То есть за 10 лет количество дел увеличилось в 4,5 раза. При этом штат судей за этот же период вырос только на 8%. Это колоссальная нагрузка на судей. Это работа без праздников и выходных. На этом фоне не удивительна была и критика со стороны общества на качество правосудия и на судейский корпус в том числе.

Увеличение штатной численности даже не рассматривалось. Мы не можем заполнить имеющиеся вакансии. Больше 10% мест в районных судах свободны, в том числе на должности председателей райсудов. Хорошие юристы, сильные адвокаты, прокуроры к нам не спешат. Они знают, какая сейчас нагрузка на судей. Да и на рынке они могут заработать гораздо больше. Теперь думаем, как завлечь к нам сильных юристов.

Ну, а пока, к снижению нагрузки подошли с другой стороны. Мы пришли к выводу, что множество вопросов, с которыми люди приходят в суды, вполне могут решаться без участия судей. Поэтому одной из задач стало освобождение судей от дел, не требующих судебного вмешательства. Эту задачу можно решить только через изменение законодательства.

Уже в прошлом году некоторые из принятых законодательных поправок дали результаты. Число поступивших в суды дел и материалов снизилось в 2019 году до 3,3 миллионов, то есть на четверть по сравнению с 4,5 миллионами в 2018 году. Разгрузке способствовала передача нотариату бесспорных требований, оптимизация упрощенного и приказного производств. Из 18 требований приказного производства девять переданы нотариату.

Большой объем работы судей был связан с дачей санкций на постановления судоисполнителей, которые были, так сказать, «на конвейере». Закон изменен, и теперь ряд этих санкций переданы прокуратуре. За судом сохранены две санкции, затрагивающие конституционные права граждан: ограничение выезда за пределы республики и привод лиц к судебному исполнителю. По делам о реабилитации и банкротстве исключили из функций суда назначение временного администратора и управляющего, передали продление процедуры банкротства Комитету кредиторов. Исключена обязанность заказчика обращаться с иском в суд о признании поставщика недобросовестным участником государственных закупок, если поставщиком выплачена неустойка, исполнены в полном объеме договорные обязательства и не причинен ущерб заказчику.

Но все это не самоцель. По многим принципиальным для граждан вопросам мы идем на радикальные шаги, несмотря на издержки. Так, Верховным судом инициированы поправки в УПК по расширению области применения суда присяжных почти в три раза. Теперь ему подсудны все дела по особо тяжким преступлениям. Работа в этом направлении продолжается.

– Недавно Мажилисом одобрены проекты Административного процедурно-процессуального кодекса и сопутствующих поправок в законодательство. Какие вопросы должны решить эти законопроекты?

– Если коротко, то проект АППК о споре тех, кто властью не наделен, с теми, у кого эта власть есть. Он регулирует процедуры рассмотрения споров, инициированных гражданами и юридическими лицами против тех, кто наделен в отношении их распорядительной функцией, властью. Именно физические и юридические лица являются слабой стороной в этом противостоянии. То есть, в рамках АППК государственный орган не может подать иск против физических и юридических лиц.

С принятием Кодекса бремя доказывания своей правоты будет переложено на госорган. Людям или организациям достаточно будет обратиться с заявлением о несогласии с его решением. Это облегчит защиту их прав. В этом и заключается смысл проекта – нивелировать неравенство сторон. Усилится и роль судьи в выяснении всех обстоятельств дела и поиске истины. Суд будет вправе не ограничиваться представленными сторонами доказательствами и исследовать все обстоятельства, которые он сочтет необходимым.

При этом активную роль суда не нужно воспринимать, как возможность переложить на него всю ответственность за итоговое решение. Административный орган обязан доказать свою правоту, а стороны в целом обязаны представлять требуемые судом документы и сведения.

– Какие еще проекты Верховного суда реализуются через законодательные поправки?

– За два последних года в рамках работы над проектами, и не только нами, разработано 17 законопроектов, девять из которых уже приняты. Остальные либо в Парламенте, либо пока на согласовании в госорганах. В числе актуальных задач, которые мы сегодня решаем, автоматизация судопроизводства. Как оказалось, работа в этом направлении была начата своевременно. Буквально год назад Гражданский процессуальный кодекс был дополнен главой об особенностях электронного судопроизводства, в которой также было предусмотрено право участия сторон в деле посредством гаджетов. С этого года предусмотрен перевод производства по делам об административных правонарушениях в электронный формат.

Собственно говоря, благодаря этому суды смогли в период карантина оперативно перейти на дистанционное рассмотрение дел.

Находящийся в Парламенте законопроект по новому формату работы судов также регламентирует отдельные вопросы цифровизации. В частности, дела приказного и упрощенного производства, рассматриваемые без вызова сторон, переводим в электронный формат при согласии участников процесса. По делам искового производства такой формат также может определяться с учетом мнения сторон.

Кроме того, ведущимся сейчас повсеместно аудио- видеозаписям судебного разбирательства планируем придать статус электронного протокола, вводим ряд других новшеств, касающихся электронного правосудия.

Не так давно, в декабре прошлого года, мы завершили пилотный проект «Ночной суд». Он был запущен на основе передового опыта США и Сингапура и проводился в течение полутора лет. В рамках проекта суды работали в вечернее время с 18.30 до 22.00 часов. Рассматривались дорожно-транспортные происшествия. Эффективность проекта заключалась в том, что потерпевший получал страховые выплаты в течение 5 дней, что до этого было нереально. В отдельных случаях этот процесс затягивался до 100 дней.

В итоге с 8 января этого года действуют поправки в Кодекс об административных правонарушениях, согласно которым дело может быть рассмотрено незамедлительно по ходатайствам правонарушителя и потерпевшего. Постановления по итогам рассмотрения таких дел немедленно вступают в законную силу. Таким образом, людям официально предоставлена возможность, при согласии правонарушителя с допущенными нарушениями и причиненным ущербом, оперативно разрешить спор по ДТП, в том числе в вечернее время. Это ускорит устранение последствий происшествия и получение страховой выплаты.

При согласии сторон суд вправе также рассмотреть дела в области нарушения миграционного законодательства и по мелкому хулиганству.

– Какие проекты у вас в планах?

– Есть еще один пилотный проект «Семейные суды». Сейчас мы прорабатываем вопрос об их создании. Суть – обязательный досудебный порядок рассмотрения споров о детях в акиматах и другие условия примирения по семейно-брачным делам. Подходы по корректировке законодательства согласовываются пока с заинтересованными государственными органами.

Также на согласовании в госорганах проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства». Его цель - обеспечение состязательности сторон и расширение доступа в кассацию в уголовном процессе.

На очереди вопрос повышения роли и ответственности апелляции. Ее задача исправлять ошибки нижестоящих судов. Поэтому судьи апелляционной инстанции должны нести такую же ответственность за вступившее в законную силу решение, как и суды первой инстанции.

Мы вышли в Генеральную прокуратуру с большим пакетом поправок о новых вариантах разграничения полицейской, следственной, прокурорской, адвокатской и судебной функций с сохранением внутреннего баланса системы сдержек и противовесов. В европейских государствах модель уголовного процесса осуществляется по схеме «полицейский-прокурор-суд», с четким разделением функций каждого из них.

Для обеспечения баланса обвинения и защиты, отделения функции правосудия от обвинения Верховный суд предложил представлять в суд только акт обвинения, без материалов дела. Все материалы дела должны исследоваться в суде, непосредственно и впервые. Это позволит исключить двойную оценку доказательств - на досудебной стадии и в суде, а также нивелировать обвинительный уклон.

– Спасибо за беседу!



Сейчас читают