550-ЛЕТИЕ КАЗАХСКОГО ХАНСТВА: Тюркский народ основал великую степную империю - Т.Исакова

None
None
ТАРАЗ. КАЗИНФОРМ - Международная историко-археологическая конференция «Великий Шелковый путь и Казахское ханство на рубеже тысячелетий» собрала в Таразе ведущих ученых-тюркологов Китая, Турции, Польши, Азербайджана и Казахстана.

Организатором выступил республиканский координационно-методический центр развития языков им. Ш. Шаяхметова при Комитете по развитию языков и общественно-политической работы Министерства культуры и спорта РК. В программе конференции - выступления по результатам исследований историко-археологического наследия эпохи Казахского ханства, роли древнетюркской письменности и культуры, обсуждение актуальных проблем современной историографии и археологии.

«Тюркский народ основал великую степную империю, собрал вместе единомышленников, подчинил сильных, имел письменность, создал цивилизацию, - сказала руководитель управления анализа и мониторинга языковой политики Комитета по развитию языков и общественно-политической работы МКС РК Толкын Исакова. - Исследуя историю тюрков, вы вносите огромный вклад в создание новой, современной истории».

По мнению члена-корреспондента НАН РК, доктора исторических наук, профессора КазНУ им. аль-Фараби Берекета Карибаева, в становлении Казахского ханства можно выделить три периода формирования. «Первый период 1457 - 1458 годы, когда ханом был избран Керей. Затем в 1458 - 1462 годы, когда возле Жанибека и Керея собирались недовольные правлением хана Абулхаира. И третий - с 1462 по 1470, с приходом к власти Досмухаммед хана. С конца XV века термин «қазақ» приобретает политический характер, обозначая отдельные феодальные владения, а с начала XVI века «қазақ» уже имеет этнический характер», - пояснил Б. Карибаев.

В ходе научно-практической конференции широко обсуждалась тема орхоно-енисейской письменности как последующего этапа развития устного тюркского праязыка. По словам доктора филологических наук, профессора НАН Кыргызской Республики Ибраима Абдувалиева, орхоно-енисейский язык как литературный язык Тюркского каганата имел хорошо стандартизованную систему образно-стилистических средств, основанную на тюркской лексике.

«Для записи языка древние тюрки использовали древнетюркское руническое письмо, которое было дешифровано датским лингвистом Вильгельмом Томсеном и впервые прочитано русским тюркологом Василием Радловым. Миграция тюркских племен на юг и восток в период феодальной раздробленности, контакты с иноязычными народами привели к постепенному упадку единого литературного языка», - говорит он.

Выступавшие на конференции отмечали, что памятники орхоно-енисейско-таласской тюркской письменности различных периодов развития тюркских государств сегодня находят на огромном пространстве от Монголии, Алтая, Якутии, Казахстана и до Северного Кавказа и Восточной Европы. В период геополитических изменений в Евразии язык и письменность номадов претерпели изменения.

Напомним, празднование 550-летия Казахского ханства проходит в этом году во всех регионах страны. В Жамбылской области, где 550 лет назад между реками Талас и Шу султаны Керей и Жанибек основали Казахское ханство, состоятся значимые мероприятия - театрализованные представления, айтыс акынов «Мәнгілік Ел», выставка «Тараз - ғасырлар куәсі», международный турнир на приз Президента РК по қазақша күрес «Евразия барысы», проект «Древний Тараз», открытие монумента «550-летие Казахского ханства».

В рамках юбилейных торжеств состоялись городская научная конференция «550-летия образования Казахского ханства», с участием казахстанских ученых и студентов исторических факультетов вузов, а также региональная конференция на тему «Роль ислама в истории Казахстана».

По мнению директора историко-культурного музея-заповедника «Памятники древнего Тараза» Такена Молдакынова, празднование 550-летия Казахского ханства и мероприятия, посвященные этой дате, способствуют укреплению государственности и казахстанского патриотизма. «Не случайно местом проведения юбилейных мероприятий выбрана Жамбылская область, на территории которой находится множество памятников истории. Возраст многих из них доказывает глубокие корни казахской государственности», - говорит жамбылский ученый.

Сейчас читают