Вечный студент, или Когда от саморазвития нет пользы

Более тысячи студентов стали обладателями Президентской стипендии
Фото: pixabay.com.

Есть ли среди ваших знакомых люди, которые бесконечно учатся: получают несколько образований, проходят курсы самой разной направленности? Кажется, что ими только можно восхищаться, но психологи считают, что вечные студенты на самом деле - люди, боящиеся ответственности. Подробнее – в материале корреспондента агентства Kazinform.

Психолог, основатель Центра личности Дмитрий Агапов полагает, что нужно различать мотивы саморазвития.

— С одной стороны, имеется тренд на непрерывное образование в течение жизни. Это связано с тем, что мы живем в эпоху, когда информация очень быстро устаревает, во-первых. Во-вторых, развивается фрагментарное обучение. В-третьих, несколько лет назад наметилась тенденция на обучение от конкретных специалистов, экспертов. Согласно исследованиям, этот тренд не исчезнет и будет только возрастать. У общества есть запрос на микрообучение. С другой стороны, люди «прокачивают» компетенции. С этого начинается тема личностного роста, саморазвития и здесь могут быть проблемы, — сказал Д. Агапов.

Психолог пояснил, что непрерывное самообразование хорошо в том случае, если человек испытывает в этом потребность, если это помогает ему развивать свои навыки, свою уникальность, но если мотивация как у вечного студента, то можно говорить о проблемах.

— Вечный студент — тот, кто постоянно учится и боится приступать к реальной практике. Это невротизированное состояние, поскольку там много тревоги. Человек боится брать на себя ответственность за свою жизнь. Он считает, что если начнет работать, то от него будут требовать результатов. Такие люди испытывают сильнейший страх перед тем, как оценят их и их работу. Второе — есть такой термин «невроз обучения» — когда человек постоянно учится, но ему кажется, что его знаний все равно не хватает. Он низко оценивает себя, свои возможности, достижения. Это глубинная личностная проблема. В этом случае саморазвитие может вредить. Человек много сил, энергии, денег, времени тратит на обучение и развитие, но результата не получает, поскольку не переводит знания в практику, — прокомментировал психолог.

Некоторые постоянно обучаются, чтобы казаться самыми умными. Д. Агапов говорит, что это тоже тревога, сравнение себя с другими людьми, страх за то, как человек выглядит со стороны.

— Цель обучения в таком случае не связана с реальными задачами и профессиональной практикой. Человек обучается бессистемно, он проходит разнонаправленные курсы, по совершенно не связанным друг с другом темам. Это говорит о том, что его обучение не выстроено в соответствие с его жизненными и профессиональными целями. Снова возвращаемся к теме мотивации. У таких людей тоже чаще всего нет выхода на практику, — сказал Д. Агапов.

Еще один вариант развития проблемы — со стороны обучающих. Предложений много, обертка красивая, но содержание может быть совершенно бесполезным. Более того, некоторые маркетологи создают образовательные сети, в которые вовлекают людей по принципу сект. Покинуть это общество человек не в силах и продолжает проходить бесконечное количество курсов и тренингов. Внутри такой организации формируются крепкие связи. Отличительной особенностью их является восторженное состояние участников таких групп. Люди фанатично верят руководителю, организатору курсов и считают, что лучше него никто не научит и не расскажет.

— Остановить бесконечное обучение и саморазвитие человек сможет, если сам задаст себе вопрос: зачем. Причем 5-7 раз, до момента, пока не откроется истинная причина. Первый вопрос: зачем я получаю эти знания? Блистать в компаниях друзей? Зачем это нужно? Классно себя показать? А зачем? И так далее. Можно дойти до источника, до мотивации, до глубинного намерения и критически его оценить. Нужно ли мне это в реальной и профессиональной практике, использую я это или нет. Если нет, то стоит задуматься, на какие психологические проблемы вы сливаете время, энергию и деньги, — отметил Д. Агапов.

Сейчас читают