В вузовских программах подготовки специалистов выявлены ненужные предметы
- Талгат Ильясович, международную аккредитацию образовательных программ из 66 вузов получили только 8 вузов. Скажите, насколько достоверны эти результаты?
- Высокие баллы подтверждают оценку экспертов, имеющих международную аккредитацию. Анализ образовательных программ с наивысшей экспертной оценкой и местом в рейтинге показали: Казахстанско-Британский Технический Университет - 4,85; Атырауский университет нефти и газа - 3,88; Университет имени Сулеймана Демиреля - 3,78; Университет Нархоз - 3,76; Международный университет информационных технологий - 3,71; Алматы менеджмент университет - 3,69; Казахский национальный университет им.Аль-Фараби - 3,64; Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева - 3,63. Всего по республике на подготовку по специальности «Информационные системы» вузам выдано 70 лицензий, из которых не оценивались 2 не подведомственных МОН РК вуза - Академия КНБ РК и Алматинская академия МВД РК, также 2 вуза не вошли в рейтинг по причине отсутствия набора и выпуска - Казахская академия труда и социальных отношений, Финансовая академия.
- Скажите, что стало основным критерием оценки образовательных программ?
- В первую очередь, это процент трудоустроенных выпускников и их средняя заработная плата. А также сведения о выпускниках 2017 года и их трудоустройстве, полученные из Единой системы управления высшим образованием (ЕСУВО) и сверенные с базами ГЦВП.
На первом этапе производился анализ средней заработной платы и процента трудоустройства выпускников 2016 года по оцениваемым образовательным программам. На втором этапе - оценка и анализ разрывов содержания образовательных программ с привлечением экспертов из ведущих IT-компаний РК.
- К каким выводам пришли эксперты?
- По итогам оценки эксперты отметили, что в образовательных программах подготовки специалистов имеются ненужные для изучения предметы, отнимающие время у студентов, имеются факты применения в обучении устаревших языков программирования.
- Наверняка промежуточный анализ выявил какие-то проблемы? Если да, то - какие?
- Это и отсутствие гибкости типовых учебных программ (ТУП). Много замечаний к рабочим программам дисциплин по предметам, где имеется жесткая регламентация посредством ТУПов. Это и отсутствие выборности образовательной траектории для студентов. Как показывает практика во многих университетах, выборность предметов студентами осуществляется формально и формируется под имеющиеся компетенции штатных преподавателей. Это и отсутствие необходимых лабораторных классов. К примеру, выпускники астанинских, а также многих региональных вузов не пишут программы для IOS.
- В чем же причина существующего положения дел?
- В том, что отсутствуют компьютерные классы Mac OS (компьютеры Apple). Рабочие программы дисциплин (силлабусы) не полностью соответствуют потребностям IT-рынка, чаще в государственных вузах. Такая проблема имеет место в связи с низкой заработной платой ППС и невозможностью привлечь специалистов с рынка.
- От чего сейчас зависит уровень заработной платы в этой сфере?
- Он в прямой зависимости от профессиональной подготовки выпускников на рынке труда. Этот фактор показывает, то что выпускники, заканчивающие вуз с высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом и качественной образовательной программой, будут на рынке конкурентоспособны и, соответственно, будут получать высокую заработную плату.
- О чем можно судить по данным выводам?
- О том, что трудоустройство выпускников напрямую зависит от вуза, качества образовательных программ и профессорско-преподавательского состава. Чем хуже качество, тем меньше процент трудоустройства выпускников.
- Спасибо за интервью!
Автор: Гульмира Сарбасова