Стратегический план 2025: За все хорошее, против всего плохого - Денис Кривошеев

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - На текущей неделе Правительство одобрило проект Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года. Ранее все положения документа были широко обсуждены в экспертном сообществе. Своим мнением о закрепленных в Плане задачах и реформах поделился эксперт Денис Кривошеев, сообщает primeminister.kz .

«Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 года утвержден Правительством. По словам министра национальной экономики Тимура Сулейменова, главная цель плана - обеспечить качественный и устойчивый рост экономики, и, как результат, достичь уровня жизни, сопоставимого со странами ОЭСР. Предполагается, что рост экономики в эти годы будет на уровне не менее 4,5-5% в год, что позволит обеспечить рост уровня ВВП на душу населения до $46 тысяч», - отметил Денис Кривошеев.

По его словам, фактически, принятие документа, ознаменовалось всплеском экспертной активности. Так, экс-вице-министр по инвестициям и развитию Рахим Ошакбаев, сказал, что на его памяти, «впервые в Казахстане документ такой важности разработан с опорой на широкую казахстанскую экспертизу. Порядка 80-ти экспертов присутствовали на дискуссиях и были вовлечены в разработку стратегии. В целом, он не вызывает никаких нареканий».

«В этой Стратегии для себя он отметил три ключевых момента. Первое - это то, что будет проводиться массивная цифровизация всех процессов и отраслей. Это должно существенно сэкономить время на принятие решений и поднять производительность труда. Второе - это существенная экономическая основа документа, которая отражается через рост доли бюджета к ВВП с 18 до 25% и рост кредитования в национальной валюте с 18 до 50%. В предыдущих документах таких показателей не было. Третий момент - это то, что в документе есть такой раздел, который предполагает сбалансированное развитие регионов», - отметил другой эксперт Олжас Худайбергенов.

«Что же это за документ такой, который кардинально изменит экономический расклад в стране и который поддержало чуть ли не все экспертное сообщество?

План является частью Стратегии «Казахстан-2050» и призван стать ключевым для системы госпланирования. В основу заложена новая модель экономического роста, базирующаяся на стимулировании экспортоориентированного производства за счет повышения производительности, развития человеческого капитала и привлечения частных инвестиции в условиях роста конкуренции. Плюс определение лидирующей роли частного сектора, а также реализации потенциала развития регионов страны», - сказал Денис Кривошеев.

«В общем, за все хорошее, против всего плохого. После прочтения остается приятное послевкусие, чистые помыслы и понятные шаги их достижения. В принципе, весь цивилизованный мир идет именно этим путем, так что программа - это некая фиксация на положительном», - продолжил он.

«Что хотят изменить? По мнению авторов программы, новая госполитика:

требует ориентироваться на производительность и качество, технологическую направленность людей, предприятий и отраслей;

определяет конкуренцию как стимулятор роста, преобладающую роль частного сектора;

активизирует позицию регионов и сбалансированное региональное развитие»¸- сказал эксперт.

По его мнению, для этого предлагается три драйвера или, проще говоря, катализатора роста. Рост производительности существующих отраслей посредством повышения их эффективности, рост объемов производства с ориентацией на экспорт и рост за счет формирования новых высокопроизводительных отраслей.

Вся программа пропитана символизмом, частое использование цифры семь, сакральной для Казахстана, наводит на мысль, что авторы наряду с проработкой результатов реформ, которые и сами по себе кажутся логичными, призывают в помощь всю удачу. Семь системных реформ и семь приоритетных политик.

Первая - о человеческом капитале. Суть ее проста: образование - основа экономического роста. Тут все аспекты появления успешного человека от рождения до наступления возраста экономической эффективности. Вполне логично, но в целом есть вопрос о перспективности идеи. Ученые до сих пор не могут найти корреляцию между образованием и личностным успехом. Если следовать логике, то все, кто жил в СССР, априори должны быть успешными, так как имеют достаточно хороший старт в виде фундаментальных знаний, полученных в школе и институте, способствующие наращиванию дополнительных умений и навыков. Но как показала перестройка и рынок, выживать и жить - разные понятия.

Как отметил эксперт, мир стремительно меняется и рынок труда должен сам, без вмешательства государства формировать новую культуру. Это, по сути, эволюция, где, либо все само по себе, либо колоссальные деньги в воздух.

Например, считается, что стране нужны программисты и их нужно учить за счет государства, но ведь еще 15 лет назад были нужны экономисты и юристы, и их нещадно плодили во всех институтах и университетах, а сейчас на них нет спроса. Более того, как и в прочих профессиях, везде нужно призвание. Самая главная цель образования - умение адаптироваться, что в первую очередь зависит от самого человека, его желания и усердия.

Реформа вторая - технологическое обновление и цифровизация. Считается, что она направлена на увеличение производительности существующих отраслей и экономики в целом. Бесспорно, новые технологии, это путь к успеху, правда при наличии базовых навыков и умений. Так, невозможно создавать космические корабли, если ты не умеешь строить даже дома.

Передовые технологии действительно могут стать фундаментом для появления новых предприятий, но для этого нужно сначала выйти из каменного века. Можно сколь угодно долго рассуждать о четвертой промышленной революции, или «Индустрии 4.0», но важно понимать, что это такое. Что такое экономика больших данных, зачем она нужна, и что «зеленая» экономика, это про сокращение экономического роста как такового, борьбу с излишним перепроизводством и через это снижение влияния на экологию.

Третья реформа - о конкуренции, конкурентоспособном бизнесе и  снижении роли государства в экономике. Тут и минимизации барьеров, и упрощение доступа к финансированию, и повышение внешней конкурентоспособности. Ведь государство сегодня активный игрок, хотя его задача- обеспечение благоприятных условий для рынка. Проще говоря, государство - это, арбитр, который изымает часть доходов в пользу населения, на решение социальных задач, но сегодня оно же и главный бизнесмен. Больше половины ВВП формируется не частным сектором, и это сильный перекос. Отсюда разговоры о приватизации, ГЧП, закрытия убыточных компаний, живущих за счет страны - в общем, бизнесу нужно оперативно мобилизоваться.

«К сожалению, программа не рассматривает особый тип хозяйствования, который преобладает в Казахстане. Все ресурсные предприятия, сохранившиеся после развала СССР имеют трансрегиональный статус. Они построены таким способом, что их продукция может поставляться на различные рынки в достаточных и экономически целесообразных объемах, тогда как все новые предприятия имеют региональный уровень. Их максимальная мощность сопоставима с потребностью региона и доступного транспортного плеча, поэтому любое из них можно отнести к малому предприятию, не способному не просто конкурировать, но и производить достаточный для экспорта объем.

Да, огромную роль в развитии сыграет и сокращение проверок, анонсированное в программе, ослабление надзора, но для настоящего толчка нужны и более серьезные изменения. Например, рост внутреннего потребления. Думаю, что науке неизвестно ни одно предприятие, которое сразу начиналось как экспортное, если не считать ресурсные компании. И ни доступные кредиты, ни послабления не дадут эффекта, разве что полная отмена налогообложения, или прямой перенос готовых предприятий в более удобную юрисдикцию, но для этого ее нужно создать и тут как нельзя, кстати, четвертая реформа, которая называется «Правовое государство без коррупции», - сказал Денис Кривошеев.

По его мнению, этот пункт изобилует правильными мыслями о цифровизации, сокращении контактов, росте правовой культуры, и все было бы хорошо, если бы не было так сложно. Вопрос необходимого разъяснения остается открытым.

Оставшиеся три реформы - про ментальность. Сильные регионы и урбанизация. Развитие окраин при общей политике усиления супер-регионов - задача непростая. Тут следует поступиться частью полномочий, усилить местную исполнительную власть, позволить появиться региональным элитам и дать им некую свободу действий, правда, чтобы она не нарушала правил унитарности, это баланс и точная настройка. Города и поселки, это не только лояльный актив, который собирает местный глава региона, там много альтернативы, которую нужно направлять и поощрять.

Два последних пункта программы имеют отношение не совсем к экономике. Модернизация сознания - задача идеологическая, хотя и напрямую влияющая на все сферы общественного устройства. Основной приоритет, воспитание прагматичного подхода к жизни, считается, что это популяризация образа ответственного самостоятельного и здорового гражданина. Прагматизм, по мнению авторов программы, означает понимание своих национальных и личных ресурсов, их эффективное расходование, умение планировать свое будущее.

«Казахстанцы должны уметь жить рационально, нести ответственность за собственное образование, здоровье и профессиональный успех. Хотя главной задачей должно стать иное. Прагматизм, это трезвая оценка своего места в мире, своих личных возможностей и адекватность ожиданий.

Сегодня в народе господствует идеология патернализма и иждивенчества, когда большинство считает, что государство должно заботиться, давать работу, обеспечивать жильем, выдавать социальные гарантии, постоянно закрывать проблемы, тогда как взамен не предполагается ничего. Налоги платит не более 20% населения, не принимается обществом и идея рентных изъятий, когда повышенный налог платят те, кто не производит добавленной стоимости.

Так что важно начинать именно с шестого пункта, и результатом должно стать взросление общества, в котором каждый сам за себя, которое уважает законы и выполняет взятые на себя обязательства, также требуя этого взамен и от других. Тогда может и не понадобится седьмая реформа, где госсектор должен стать лидером изменений. Ведь на службе у народа, такой же народ и если он ментально взрослый, ответственный, то всё - цифровизация, оптимизация процессов, сокращение издержек, коррупция - само по себе перестанет быть проблемой», - подчеркнул Денис Кривошеев.

«Только персональная ответственность, страх перед правосудием, равенство всех перед законом, справедливость создают основу успешности страны. Больше всего и во все времена человек жаждал справедливости. Построение государства, которое стремится к достижению баланса, становится выполнимой задачей, если люди чувствуют себя защищенными и в любой момент обладающие правом на справедливое решение их споров.

Так что программа 2025 - хороший проект, дорожная карта на пути к балансу. Ее исполнение обеспечит улучшения, но кардинальный перелом зависит не от государства. Каждый может сделать страну лучше, просто зная и исполняя законы, не оставляя допуски для себя. Нет возможности не нарушать - лучше просто не делать, это стало бы сигналом, где тонко. Также не нужно форсировать естественное развитие предпринимательства. Лавочник ментально не станет промышленником, до этого нужно дорасти, и тут лучший помощник - это время и открытый горизонт», - резюмировал эксперт.

 

Сейчас читают