Серик Конакбаев: Мы всегда чувствуем президентскую поддержку

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - В июле 2002 года Президентом Республики Казахстан был подписан Закон «О профилактике и ограничении табакокурения». В связи с 15-летием принятия этого Закона корреспондент МИА «Казинформ» побеседовал с его инициатором, прославленным казахстанским боксером, а ныне вице-президентом Международной ассоциации любительского бокса (АИБА) Сериком Конакбаевым.

- Серик Керимбекович, почему вы стали инициатором принятия антитабачного закона в Казахстане?

- Инициирование этого законопроекта явилось следствием моей работы в качестве заместителя председателя Общественного координационного совета по профилактике и борьбе с курением и другими вредными привычками, созданного Постановлением Правительства в сентябре 2000 года. Окунувшись в «табачные» вопросы, мы с коллегами по Совету пришли к выводу, что эта сфера нашей жизни требует регулирования на постоянном системном уровне. Мы тщательно изучили текущую ситуацию в нашей стране, международный опыт, изучили отчеты правозащитных организаций, в том числе и мировых, по здравоохранению, финансовые мониторинги и так далее. Провели немалое количество «круглых столов» и обсуждений на разных площадках. В итоге у нас у самих стала выстраиваться четкая позиция по многим аспектам.

В то время я являлся депутатом нижней Палаты Парламента и это был, наверное, дополнительный «плюс» в реализации наших разработок. Как известно, право законодательной инициативы реализуется исключительно в Мажилисе и, парламентская трибуна позволяла мне озвучить мысли и чаяния членов координационного совета и в целом всех, неравнодушных к данному вопросу людей.

Мы часто обсуждали вопросы борьбы с табакокурением и с моими парламентскими коллегами, тоже спорили, дискутировали. У большинства из них было четкое понимание этой проблемы. И вот, в июне 2001 года, законопроект был представлен в Мажилисе. Я благодарен моим коллегам, депутатам Мажилиса Парламента второго созыва, Сергею Дьяченко, Хакиму Кушкалиеву, Ерлану Нигматулину, которые выступили соавторами данного проекта и внесли огромную лепту в формирование принципиально нового законодательства нашей страны.

- Вы и Ваши коллеги изучали мировой опыт. Можно ведь было и руководствоваться Конвенцией ВОЗ, не принимая специального закона?

- Хотел бы отметить, что большинство наиболее важных и принципиальных положений конвенции уже содержалось в нашем законе. То есть, когда он принимался, конвенции еще не существовало, она была принята в 2003 году. Можно сказать, что во многом мы ее предвосхитили. Указанная Вами конвенция является «рамочной», в ней отражена основная цель, суть которой в защите здоровья населения от разрушительных последствий потребления табака. Это была рекомендация ВОЗ ко всем странам. А далее, в любом случае, каждая страна, поддерживающая антитабачную кампанию, должна была уже принять адаптированные под свои экономические условия законы.

И следует отметить, что Казахстан один из первых вступил в международное «безтабачное» пространство.

- Как известно, все новое всегда внедряется «со скрипом». В вашей ситуации может было по-другому?

Вы правильно заметили насчет «штыков», на которые иногда приходится наталкиваться. На мой взгляд, это вполне нормально, что новшества воспринимаются с недоверием. Да, даже среди коллег по депутатскому корпусу мы встречали неприятие, особенно, со стороны курящих. Были долгие дискуссии, жаркие дебаты, включалось лобби табачных компаний. В общем, было трудно, но это был интересный опыт. В конце концов, для многих стала очевидной необходимость принятия этого документа, так как в стране отсутствовала законодательная база для реализации государственной политики по профилактике и ограничению табакокурения, регулированию отношений в сфере производства, продажи и потребления табачных изделий в целях снижения заболеваемости населения. Остро требовалось создание системы мер по сокращению рекламы табака и табачных изделий, снижению и контролю содержания предельно допустимых вредных веществ в табачных изделиях, ограничению мест их продажи и курения.

Следует отметить, что поддержка антитабачного движения была на самом высоком государственном уровне. Деятельность координационного совета, создание платформ для обсуждения и ряд других мероприятий - это поистине колоссальный труд всех вовлеченных лиц, самое главное - это политическая воля Главы нашего государства. Нурсултан Абишевич всегда активно пропагандирует здоровый образ жизни, ставя во главу угла своей политики здоровье граждан. Ведь он как никто другой знает и понимает, что здоровый образ жизни является одним из залогов благополучия нации, ее экономического благосостояния и основой стабильного и здорового общества.

И в апреле 2002 года мы вынесли уже доработанный с учетом всех поправок законопроект на рассмотрение пленарного заседания Мажилиса. При обсуждении законопроекта некоторые мои коллеги предложили начать с самих себя и сделать здание Парламента «зоной, свободной от табакокурения». Затем было обсуждение в Сенате, потом была согласительная комиссия между двумя Палатами. В общем, мы прошли все этапы законотворческого процесса.

В июне 2002 года мы вышли на финишную прямую, Мажилис и Сенат страны приняли наш законопроект, а 10 июля была поставлена подпись Главы государства.

- Уже 15 лет страна живет по этому Закону. Как изменилась ситуация, на Ваш взгляд?

 - Если быть корректными, то в 2009 году при принятии Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения», действующий Закон «О профилактике и ограничении табакокурения» был полностью включен в данный кодекс, как отдельная его глава. Мы в рабочей группе с моими коллегами-депутатами обсудили и решили, что это самый оптимальный вариант, когда все будет аккумулировано в одном документе.

Знаете, принять закон - это еще полдела. Дальнейшая реализация его норм, правильное их применение, контроль за их исполнением - это не менее сложная работа. После принятия закона наш координационный совет продолжал свою деятельность и к нам часто поступали «сигналы» о том, табачные изделия продаются несовершеннолетним и в районе общеобразовательных учреждений, идет «поштучная» реализация сигарет, производители неправильно наносят маркировку и предупреждающие надписи. Мы старались, по мере возможностей, реагировать на все нарушения, информировали госорганы, организовывались добровольные рейды. И что нас радовало больше всего - это то, что произошел «перелом» в общественном сознании, социум стал неравнодушным к данной проблеме.

- Вы были депутатом Мажилиса трех созывов. Какие еще свои законодательные инициативы считаете наиболее значимыми?

 Да, в свой первый созыв я был избран по партийному списку Республиканской политической партии «Отан» (Отчизна), потом баллотировался по одномандатному округу от Кордайского, Мойынкумского и Шуского районов Жамбылской области. Избиратели обращались по многим вопросам. Кто-то просил помочь с кредитом, у кого-то были жилищные проблемы. В общем, очень широкий спектр насущных дел. Также мы работали в тесном контакте с коллегами из маслихатов, которые поднимали вопросы регионального масштаба: где-то у нас возникали вопросы местного значения, такие как нехватка объектов социального значения и водоснабжения, производственной сферы. А порой вставали вопросы и межгосударственного характера, например, по трансграничным рекам и берегоукрепительным  работам на них. Все это требовало дополнительных бюджетных затрат. И, мы, депутатский корпус совместно с Правительством пытались решить поставленные задачи.

Если говорить о «значимости» инициатив, лично для меня важным было предложенное мной изменение в действующий Закон «Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан» по изменению статуса бывших «поселков городского типа». В моем избирательном округе таких было шесть - это Акбакай, Аксуйек, Мирный, Мынарал, Хантау, Шыганак в Мойынкумском районе. Но «поселками» они остались лишь на бумаге. Фактически это были уже сельские населенные пункты (в них проживало  чуть больше тысячи человек), в то же время  население этих поселков относилось к категории городских жителей, а проживающие там люди не могли пользоваться  льготами, предусмотренными для сельских жителей. Например,  учителя и врачи не получали 25-типроцентную надбавку, выплачиваемой этой группе бюджетных работников в селах, услуги того же «Казахтелекома», жителям приходилось оплачивать по городскому тарифу.

Для перевода этих поселков в категорию «село», согласно статьи 11 вышеуказанного Закона, необходимо было условие, при котором более половины населения были бы заняты сельхозпроизводством. Однако, жители указанных поселков не могли заниматься организованным сельскохозяйственным производством, потому что там попросту нет земель сельхозназначения и эти населенные пункты были в свое время образованы при урано- и золотодобывающих рудниках. Когда мы стали комплексно изучать вопрос, то оказалось, что в целом по республике существует 119 поселков с аналогичными проблемами. Соответственно, это требовало больших бюджетных затрат.

Была создана большая совместная комиссия с участием министерств и ведомств, так как на любую «затратную» поправку всегда требуется заключение Правительства. Наш Комитет по вопросам экологии и природопользованию, секретарем которого я тогда являлся, организовал большое выездное расширенное заседание Комитета в мой избирательный округ. И там, уже на месте, представители Правительства и Парламента смогли воочию увидеть и убедиться в необходимости решения этого вопроса.

Если возвращаться к Вашему вопросу, то одним из важных итогов своей депутатской деятельности, считаю решение этой проблемы.

- Благодарим за столь обширное интервью, Серик Керимбекович!

- Вам огромное спасибо и, пользуясь предоставленной возможностью, позвольте поздравить всех казахстанцев с наступающим Днем столицы. Мира, добра и благополучия каждому дому!

 

Сейчас читают