Сакральные места Жамбылской области: мавзолей Карахана

None
None
ТАРАЗ. КАЗИНФОРМ - Тысячу лет насчитывает возраст этого памятника истории и архитектуры в городе Таразе. Мавзолей Карахана сегодня является не только популярным туристическим объектом, но и местом паломничества и почитания верующими, передает корреспондент МИА «Казинформ».

«В Жамбылской области имеется огромный потенциал для развития туризма, в том числе и для паломнического, - отметил директор государственного историко-культурного заповедника-музея «Памятники древнего Тараза» Такен Молдакынов. -  В 2014 году пять исторических объектов Жамбылской области включены в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО - городища Актобе (Степнинское), Кулан, Орнек, Костобе, а также Акыртас. Основные регионы, где наблюдается рост туристических потоков, - это Жуалынский, Меркенский, Байзакский, Жамбылский районы и, конечно, город Тараз. В Жамбылском районе находится уникальный образец средневековой архитектуры ХІ - ХІІ веков мавзолей Айша-биби - единственный памятник не только на территории Казахстана, но и всей Средней Азии, целиком облицованный резной терракотой. Он внесен ЮНЕСКО в список особо ценных историко-архитектурных памятников человечества. В Таразе мавзолей Карахана привлекает как паломников, так и туристов, ценящих красоту древней архитектуры». 

В X - XIII веках Тараз становится важным звеном на Великом Шёлковом пути. В это время город является столицей одного из уделов династии правителей Караханидов. Эта тюркская династия царствовала в Караханидском государстве в 942 - 1212 годах. Считается, что в 960 году Караханиды вместе со своими подданными первыми в тюркском мире приняли ислам. Восточно-Караханидское ханство, куда входил Тараз, включало в себя также Чуйскую, Таласскую и Ферганскую долины, Иссык-Кульскую котловину, Восточный Туркестан, Баласагун и Кашгар. В 1089 году Караханиды оказались в зависимости от Сельджукидов, в 1141 году стали вассалами каракитаев, и в 1212 году с политической арены Караханидов окончательно сместил хорезмшах Алла эд-Дин Мухаммед.

В средние века Тараз процветал, собирая богатую дань с проходящих торговых караванов. Здесь развивались ремесла, культура, искусство. После того как город в XIII веке подвергся нашествию полчищ Чингизидов, Тараз потерял былое могущество и был разрушен до основания в отместку за яростное сопротивление жителей города вражеским полчищам.  

К началу XIX века остатки города, именовавшегося тогда Яны, оказались под властью Кокандского ханства, угнетавшего казахов. В 30-е годы XIX века люди стали селиться на территории города, близ находившейся здесь могилы легендарного хана Карахана из династии Караханидов, прозванного «Аулие-Ата», ища защиты и покровительства у святого, по имени которого и назвали город в 1864 году.  

«Гениальное творение древних зодчих - мавзолей Карахана - давно уже стал для жителей и гостей областного центра сакральным местом, - рассказывает старший научный сотрудник государственного историко-культурного заповедника-музея «Памятники древнего Тараза» Анна Крокошева. - К сожалению, это средневековое сооружение не сохранилось в первозданном виде. В исторических и архивных источниках сведения о его перестройке очень скупы, указывается лишь дата реконструкции - 1905-1906 годы. Эта же дата отмечена на эпиграфическом резном картуше при входе в мавзолей. Жители города почитали место погребения святого и не могли смириться с тем, что стены и купол обветшали от времени. По воспоминаниям старожилов, восстановлением мавзолея занимались ташкентские зодчие, которые на средневековом фундаменте возвели типичный образец среднеазиатской культовой архитектуры. Увы, при перестройке средневековое декоративное фасадное оформление было безвозвратно утрачено. Сохранились только несколько терракотовых кирпичей, встроенных в стену, и немногочисленные археологические находки на территории историко-культурного комплекса».

null 

По словам Анны Крокошевой, сведения о мавзолее дошли до наших дней благодаря редчайшим записям, фотографиям и рисункам первых исследователей, коими были члены Туркестанского кружка археологов - историки, этнографы и краеведы. 

«В конце XIX века историк Александр Панков предположил, что под именем Карахана здесь покоится святой Хазрет-Аулие, настоящее имя которого Ша-Махмуд, - продолжает собеседник. - Этим именем - Аулие-Ата - в середине XIX века и стал называться возрожденный на руинах древнего Тараза город.

Начальник Аулие-Атинского уезда, неутомимый краевед Василий Андреевич Каллаур в протоколе заседания общего собрания членов Туркестанского кружка любителей археологии от 5 мая 1897 года писал: «Мазар этот с провалившимся куполом имеет вход с южной стороны, а гробница имеет направление с юга на север. По моему мнению, он заслуживает внимания по своей древней архитектуре. Я уже давно стал собирать сведения от местных жителей о Карахане и о мазаре Аулие-Ата, но удалось собрать сведений немного». Историк и библиограф Средней Азии Александр Васильевич Панков в статье «Мазар Карахана» привел полное визуальное описание памятника и собрал у старожилов города информацию о Карахане. На сегодняшний день это является уникальными историческими данными: «Мазар Карахана, находившийся прежде около Аулие-Ата, при въезде в город из Ташкента, а теперь в черте городского поселения, вблизи русского храма, не особенно бросается в глаза. Во-первых, потому что стоит за деревьями, а во-вторых, потому, что обращен к улице задней стороной, сильно размытой и разрушающейся от времени. На нем хорошо сохранились только два его минарета, украшенные цветной глазурью, которые только и бросаются в глаза. С лицевой стороны эта древность имеет внушительный вид и теперь, хотя время отняло у нее многие изящные украшения. Но что особенно достойно внимания, это правильность и симметричность постройки, сделанной из прекрасного китайского кирпича (имеется в виду жженный кирпич). Оба минарета, стоящие на углах с лицевой стороны памятника, как влитые в одну форму. Реставрации, как видно, за последние века памятник не подвергался. Только двери не древние. Сверху донизу на дверях имеются позднейшие мусульманские надписи благочестивых посетителей и почитателей святого в виде молитв и изречений». А. Панков также отметил, что на облицовочных кирпичах имеются геометрические узоры в виде квадратов и кругов. Высота фасадной части мавзолея составляла 12-13 метров, он был самым высоким сооружением в городе. Памятник находится среди обширного, обнесенного забором мусульманского кладбища». А вот историк-востоковед Жозеф Антуан Кастанье, специализирующийся по Средней Азии, в своем труде «Надгробные сооружения киргизских степей» так описал мавзолей Карахана: «Несмотря на невзгоды времени, он еще сохранил свою грандиозность. Фасад его слегка скрывается деревьями. Эта часть наиболее сохранившаяся и наиболее интересная. Некоторые из рисунков передней стены имеют вид креста. По преданию эта могила содержит останки одного уйгурского или карлукского князя, который первый из древних тюрок принял ислам».

null 

Накануне 2000-летнего юбилея города Тараза в 2002 году была проведена последняя реставрация мавзолея. А в 2015 году, к 550-летию празднования образования Казахского ханства, когда в Таразе проводились обширные благоустроительные работы, обновился древний исторический центр города - аллея возле мавзолея Карахана. Проект стоимостью 150 млн. тенге осуществила жамбылская компания «Жасулан-Флора», при финансовой поддержке Костанайской и Кызылординской областей. Шестиметровые вертикальные цветочные клумбы и золотой кобыз стали ярким украшением этой древней части города. К мавзолею Карахана, популярному месту паломничества верующих и туристов, теперь ведет вымощенная гранитом аллея, у входа в которую установлены стилизованные старинные крепостные ворота с башнями и куполами. Оригинальный фонтан украшен семью огромными кувшинами, из которых льется вода, а цветочные композиции выполнены в форме национальных орнаментов.  

Памятник архитектуры XI века мавзолей Карахана является частью культово-мемориального комплекса на территории средневекового городища. Квадратный в плане портально-купольный мавзолей состоит из центрального зала, где находится надгробие, и трёх угловых помещений (комнат-худжр), четвёртый угол занят лестницей, которая ведет на крышу мавзолея. Фасадом, обрамлённым минаретами, сооружение обращено на юг. Вход находится в глубине арки, по сторонам которой расположены по три ниши: стрельчатой, прямоугольной и квадратной формы. Внутри мавзолея находится сохранившееся до наших дней ступенчатое надгробие.

null 

В 1906 году мавзолей несколько перестроили, сохранив конструкционный принцип. Однако первоначальное архитектурно-декоративное убранство сильно изменилось. Наружная часть стен мавзолея Карахана теперь обложена современным кирпичом. И только внутри (купол и арочные ниши) можно увидеть кирпичи караханидской эпохи. В 1982 году мавзолей Карахана вошел в список исторических и культурных памятников Казахской ССР республиканского значения.

Народные предания, связанные с мавзолеями Карахана и Айши-биби, создают вокруг этих исторических памятников ореол таинственности и притягательности. Считается, что в мавзолее Карахана покоится правитель, который возвел мавзолеи Бабаджа-хатун и Айша-биби, расположенные в 20 км от Тараза. Существует множество легенд о Карахане, связанных с юной красавицей Айшой, историей их любви и трагической смерти девушки.  По одной из версий, дочь известного ученого и поэта XI века Хакима Сулеймена Бакыргани Айша-биби приглянулась правителю Тараза Карахану Мухаммеду. Он попросил ее руки, однако ее воспитатель, шейх Айкожы, не дал согласие, и Айша-биби решилась сама тайком поехать к Карахану в сопровождении верной нянюшки Бабаджи-хатун. Вдогонку за нею были отправлены нукеры. Утомившись долгим путешествием, Айша останавливается отдохнуть на берегу реки Аса, которая и сейчас протекает в Жамбылском районе. В ее одежду подбрасывают змею. Искупавшись, Айша надевает головной убор, и ядовитая змея смертельно кусает красавицу. Пораженный горем Карахан воздвигает над могилой Айши-биби изумительной красоты кумбез. При этом завещает после своей смерти поставить ему мавзолей, на территории нынешнего Тараза, на одной линии с мазаром Айши-биби - так, чтобы можно было, находясь возле одного мавзолея, увидеть другой. И, действительно, как говорят аксакалы, в те времена, когда на пространстве между этими сооружениями была чистая степь и никаких строений, эти два мавзолея могли видеть друг друга.

null 

Сейчас читают