Руины буддийского храма и статуи Будды сохранились в горах на юге Казахстана

None
None
ТАРАЗ. КАЗИНФОРМ - Великий Шелковый путь в древности распространял не только экзотические товары - по торговым путям миссионеры несли свои религиозные идеи, и в древнем городе Таразе с его окрестностями, одном из ключевых звеньев южных караванных путей, переплелось множество религиозных учений, передаёт корреспондент МИА «Казинформ».

«Одним из интереснейших туристических маршрутов Жамбылской области мог бы стать буддийский храм и голова статуи Будды, находящиеся в Меркенских горах. В ущелье Айранды в Меркенском районе ученые-археологи обнаружили остатки древнего строения, оказавшиеся руинами буддийского храма, нашли «утонувшие» в земле каменные голову и плечи Будды, - рассказывает старший научный сотрудник государственного историко-культурного заповедника-музея «Памятники древнего Тараза» Анна Крокошева. - Однако из-за труднодоступности этих объектов, находящихся на высоте более трех тысяч метров над уровнем моря, из-за отсутствия хороших дорог, пока разработка этого маршрута представляется малоосуществимой».
null 

С другой стороны, по мнению историка, трудноступность можно считать и благом, если учесть то обстоятельство, что за сохранность найденных здесь артефактов можно не волноваться. Помимо примет пребывания последователей буддизма, здесь, на сакральных землях тюрков в «Долине предков» на плато Сандыктас, найдены следы и других религий.

«В средневековом Таразе мирно уживались последователи многих религий. Так и на плато Сандыктас высоко в Меркенских горах найдены следы тенгрианства, ислама, христианства, манихейства, зороастризма и буддизма», - отметила спикер.

Известно, что возник буддизм в VI веке до нашей эры в Индии. С середины I века до нашей эры началось проникновение буддизма из Индии в Китай, Среднюю Азию и Казахстан. И с VI века буддизм начал оказывать значительное влияние на тюрков, особенно Западнотюркского каганата, на территории влияния которого сегодня найдены буддийские храмы, монастыри, часовни, статуэтки, стелы с сюжетами буддийской иконографии, различные поделки с изображениями буддийских персонажей.

На территории Жамбылской области буддийские артефакты обнаруживаются по трассе Великого Шелкового пути в долине реки Талас, в комплексе древних захоронений Тектурмас, на раскопках древних городищ Баласагун и Костобе.
«Путешествовавший по Центральной Азии, в том числе и по территории Жамбылской области, китайский монах Сюань-Цзян пишет о том, что каган западных тюрков весьма благожелательно относился к буддизму. В Меркенских горах у кагана была летняя резиденция, куда он отправлялся иногда вместе со своими иностранными гостями отдыхать во время летнего зноя», - отметила А. Крокошева.

Говоря о появлении других религий на территории жамбылского региона, историк напомнила, что если буддизм распространялся по Великому Шелковому пути с Востока на Запад, то с Запада на Восток в это время шли христианские миссионеры несторианского толка. По караванным путям распространилось и манихейство, возникшее в III веке в Иране, а также зороастризм, появившийся в VII - VI веках до нашей эры на территории древнего Ирана.
null 

«По историческим свидетельствам, после того как в Х веке ислам был объявлен государственной религией государства Караханидов со столицей в Таразе, буддизм утрачивает свои позиции. Значительная часть населения обращается в мусульманство, однако определенное влияние буддизма сохранилось и в последующие столетия. Новая исламская религия утвердилась во многих городах Великого Шелкового пути», - говорит А. Крокошева.

null 

Сейчас читают