Рост экономики, Налоговый кодекс и Новый год в кругу семьи - чем гордится Тимур Сулейменов

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - Министр национальной экономики Тимур Сулейменов в эксклюзивном видеоинтервью корреспонденту МИА «Казинформ» подвел итоги уходящего года и рассказал, с какими налоговыми льготами начнут бизнесмены 2018-ый, зачем сельским акимам собственный бюджет, почему трехлетний бюджет сверстали с ценой нефти в 45 долларов, а также, как остановить рост цен на продукты?

- Тимур Муратович, ровно год назад Вы вступили в эту должность. Чего удалось достичь за это время?

- Экономика Казахстана выросла на 3,9% по итогам 11 месяцев. У нас есть все основания полагать, что по итогам декабря этот рост составит 4%. То есть наша экономика после определенного замедления темпов роста в 2015-2016 годах достаточно уверенно вышла на хороший стабильный рост. Это главное достижение с точки зрения экономики.

При этом мы сохранили макроэкономическую стабильность. Среднегодовой курс тенге по сравнению с 2015 годом снизился на более чем 5%. У нас низкий уровень инфляции. Если в 2015 году инфляция составляла 14,7%, в 2016-ом - 8,5%, то этот год мы завершаем на уровне чуть больше 7%. То есть мы точно укладываемся в середину коридора в 6-8%. Низкий уровень инфляции - это реальный рост экономики и доходов населения. Хорошо выросли инвестиции. По итогам 11 месяцев более 5% инвестиций в основной капитал по сравнению с 2016 годом - это двукратный рост. Эта цифра показывают общую уверенность бизнеса в том, что экономика Казахстана стабильна, в нее надо вкладывать деньги.

Безработица составила 4,9%. Мало какая страна может похвастаться таким низким показателем. Причем методология, которая используется при расчете, не советская, это не доморощенный подход. Это методология, которая выработана совместно со Всемирным банком, Международным валютным фондом, ООН и рейтинговыми агентствами, которые присваивают нам суверенный рейтинг. Никаких вопросов со статистической методологией у нас никогда не возникало.

- Какие пять событий в уходящем году Вы бы назвали значимыми для вашего ведомства?

- Самым значимым событием было принятие Налогового кодекса. Это не блок поправок в действующий кодекс. Это совершенно новый документ. Отдельная рабочая группа работала над ним и днем, и ночью с привлечением всех заинтересованных сторон: экспертов, блогеров, представителей госорганов, и самое главное, бизнеса. Документ такого уровня, как Налоговый кодекс, принимается редко. За всю историю нашей независимости - это третья редакция Налогового кодекса. Поэтому, конечно, подход был очень взвешенным и выверенным. Прежде чем убирать неэффективную льготу, смотрели, был ли от нее эффект или нет. Прежде, чем дать новую, также высчитывали, потеряет ли бюджет, либо приобретет. В итоге, на наш взгляд, получился хороший, сбалансированный документ, который обеспечивает интересы бюджета, то есть в деньгах наш бюджет не потеряет.

Второе - это разработка Стратегического плана 2025. Это большой комплексный документ, касающийся всех сфер нашей жизни. То есть он задает определенный вектор и фокус развития на ближайшие 8 лет. Надеюсь, что в ближайшее время Глава государства одобрит, и в 2018 году мы приступим непосредственно к его реализации.

Еще один важный документ для нашего ведомства и в целом для страны - это Таможенный кодекс, который был подписан Президентом 26 декабря. Он базируется на Евразийском кодексе (Таможенный кодекс Евразийского экономического союза - прим.ред.), но, тем не менее, там большое количество норм, которые мы проработали совместно с бизнесом и другими коллегами, чтобы наше таможенное регулирование и администрирование было легким, ориентированным на бизнесмена, а не карательно-надзорным. В нем есть норма, где отдельные виды таможенной декларации по запросу могут заполнять таможенники. Соответственно, это экономия денег, снижение ошибок. Новый Таможенный кодекс надежно обеспечит функционирование наших экономических границ.

Четвертый документ, который мы разработали, касается дальнейшего развития местного самоуправления. С 2018 года в ряде сел Казахстана с населением свыше 2000 человек появится четвертый уровень бюджета. То есть, у нас есть республиканский, областной и районный бюджеты. Но на уровне села, сельского округа, города никаких бюджетов нет. Они просто финансируются по смете из района. Теперь у сельских акимов появятся доходные источники, из которых они могут финансировать свои местные инициативы - покрасить заборы, сделать какой-то мелкий ремонт, закупить что-то для школы или детсада. Мы оставили им семь видов налогов, а также возможность накладывать определенные штрафы, из которых они могут финансировать местные нужды.

Мы также разработали национальную экспортную стратегию. Раньше мы вкладывались в инфраструктуру за счет наших значительных резервов, но мы видим, что не сможем этого делать на постоянной основе. Поэтому сейчас нам нужно искать другой драйвер, а это должен быть экспорт. Чтобы его систематизировать, правильно оформить и собрать все инструменты - куда, как и что экспортировать - и была разработана экспортная стратегия.

- Что касается Налогового кодекса. Он упрощает ведение бизнеса в Казахстане, но представители горно-металлургического сектора считают, что налоговая нагрузка осталась та же. Один налог убрали, другой добавили. Как Вы относитесь к такому мнению?
null 

- Это не мнение, это действительно так. Мы убрали для горнорудной отрасли по углю налог на сверхприбыль и полностью перенесли налоговую нагрузку на рентный налог на экспорт. Лишнее количество налогов нас не сильно волнует, нам важно сохранить уровень фискального изъятия от той или иной отрасли. Если это достигается меньшим количеством налогов, почему бы это не сделать? Меньше форм заполнения, каких-то возможных ошибок, реестров, регистров и так далее. Мы никогда не говорили, что будем облегчать налоговую нагрузку для горнорудной либо для нефтяной отраслей. К тому же сами горнорудники приходили к нам и говорили, что инвесторы боятся большого количества налогов. То есть они боятся не столько нагрузки, сколько разного большого количества налогов. Поэтому налоговая нагрузка сохраняется на том же уровне, но при этом исполнять налоговые обязательства становится существенно проще.

- В трехлетний бюджет ваше ведомство заложило цену на нефть 45 долларов за баррель. Почему Вы считаете ее оптимальной для Казахстана?

- Мы формировали прогноз социально-экономического развития и бюджетные параметры в августе-сентябре этого года. В этот момент ценовая конъюнктура была не 65 долларов, как сейчас. Тогда было 50-52. Поэтому 45 долларов, на наш взгляд, сбалансированная, нормальная консервативная цена. Традиционно страны-экспортеры нефти закладывают цену на нефть гораздо ниже. Страны-импортеры, наоборот выше. Так как Казахстан - экспортер, учитывая возможные макроэкономические, геополитические шоки и делая скидку, мы решили, что 45 долларов - это та цена, от которой нам пока нужно отталкиваться. Но в рамках бюджетного законодательства есть возможность уточнения и прогноза социально-экономического развития и бюджетных параметров. Если мы увидим, что 65 долларов - это всерьез и надолго, ничто не мешает нам вернуться к этому вопросу еще раз.

- В этом году агентство Standard&Poor's повысило кредитный рейтинг Казахстана. Что означают эти прогнозы для простого народа?

- Для простого народа, наверное, прямого эффекта нет. Но я хочу подчеркнуть, что это тоже одно из достижений нашей экономики и нашего министерства, потому что мы ведем работу всех. Мы координируем и Минэнерго, и Минфин, и Нацбанк в работе с рейтингами, поэтому когда рейтинги падают, «бьют» нас. В этом отношении, наверное, нас можно похвалить. Этот негативный рейтинг у нас стоял с 2014 года. В этом году мы смогли его превратить в стабильный. А S&P очень консервативен, и ему абсолютно все равно. Они смотрят глубоко и немного пессимистично. Если даже такие серьезные люди из «большой тройки» рейтинговых агентств оценили позитивные сдвиги в экономике нашей страны, как простой казахстанец, я бы порадовался.

Экономический эффект, конечно, есть, но он опосредованный. Потому что суверенный рейтинг - это то, по какой ставке ты можешь заниматься на внешних рынках. Если у тебя не инвестиционный рейтинг, ты будешь заниматься ставкой в 12%. Если Минфин занимается по этой ставке, значит, все банки, корпорации этой страны последуют этому. Значит, банк к этому накидывает свои операционные расходы, маржу и будет выдавать в кредит уже под 18%. Вот почему важен этот инвестиционный рейтинг.

- Впереди Новый год, и казахстанцы волнуются о ценах на продукты. Как Вы считаете, необходимо ли усиление надзорных функций антимонопольной службы?

- С одной стороны, мы строим рыночную экономику и в ней нет места государственному контролю над ценами. С другой, как обыватель, я прекрасно понимаю, что цены могут скачкообразно дергаться, и иногда бываешь недоволен этим. Но опять же, кто влияет на них? Наш бизнес. У нас же много знакомых, коллег и друзей, которые занимаются малым и средним бизнесом. Цены устанавливают они. С крупными оптовиками работает антимонопольная служба. Но в рознице, повысить цену хлеба до 120 тенге сегодня и 150 тенге - завтра, решает бизнес. Поэтому, на мой взгляд, здесь прямое госрегулирование не будет эффективным.

Может быть, аким в резких шоковых ситуациях может поговорить с бизнесом и предписать, что в течение недели нельзя повышать цены. Но это не должно носить системный характер. Я считаю, что одна из задач Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» - это работать с сетями, оптовиками. Мне кажется, лучше если «Атамекен» будет вызывать их и говорить: давайте не будем поднимать цены. Выработать какие-то правила корпоративной этики, добросовестной конкуренции внутри бизнеса, а не заставлять государство приходить к ним и «стучать кулаком». Мы можем помогать. Допустим, бизнесмен говорит: я не поднимаю цену. Хорошо, тогда мы ему дадим субсидию, пониженные ставки по электроэнергии, либо что-то еще.

Кроме того, я считаю, что мы, как потребители, должны не просто кричать: «министерство, государство сделай что-то». Мы должны сами быть активными: объединяться в общество потребителей, игнорировать тех, кто, нечестно ведет бизнес, поднимает цены безосновательно. Почему бы нет? Это нормальное потребительское поведение.

- Интересно узнать, кто занимается распределением доходов и расходов в семье министра национальной экономики Казахстана?

- У нас все расходы и доходы понятны. Они из месяца в месяц практически не меняются, поэтому у нас нет какого-то там отдельного большого планирования. Где-то жена платит, где-то я плачу. Наверное, как у всех...
null 

- И последний вопрос, как Вы встречаете с семьей Новый год и какие планы строите на будущий год?

- Традиционно мы встречаем Новый год, как минимум, двумя семьями - я с супругой, моими родителями, а также с родителями супруги. Потому что мы оба с одного города - Павлодар. И всегда либо мы ездим в Павлодар, либо они приезжают в Астану. Когда мы жили в Москве, родители приезжали к нам, и мы их встречали. Ни разу не было такого, что мы встретили Новый год без родителей. В этом году поедем в Павлодар.

- Спасибо Вам за интервью!
Полную версию интервью можно посмотреть на видео. 

Видео: Ильзат Сафаргалиев

Сейчас читают