Российские эксперты обсудили Послание Президента РК

None
None
МОСКВА. КАЗИНФОРМ - Известные российские эксперты в рамках круглого стола на тему «Политическая и экономическая модернизация Казахстана: взгляд в будущее» детально обсудили специальное обращение Президента РК по вопросам перераспределения полномочий между ветвями власти и Послание народу страны «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность».

Мероприятие организовано при содействии Посольства РК в РФ, передает корреспондент МИА «Казинформ».

Открывая мероприятие, Советник-Посланник Посольства РК в РФ Марат Сыздыков разъяснил основные положения специального обращения Президента РК по вопросам перераспределения полномочий между ветвями власти, отметив, что реформа позволит повысить эффективность работы всего госаппарата.

«Идет большая разгрузка полномочий Президента. При этом остаются незыблемыми конституционные функции Главы государства. Президент получает право инициировать в Конституционном совете действующих правовых актов в определенных Конституцией случаях», - пояснил дипломат.

Его коллега, Советник-посланник Болат Иманбаев напомнил участникам круглого стола и представителям средств массовой информации цели и задачи Послания Главы государства народу страны.

Эксперты поделились своим видением и мнением о перспективах реализации реформы и Послания Президента РК народу Казахстана.

Как отметил президент Евразийской ассоциации экономического сотрудничества предпринимателей и общественных организаций Игорь Филькевич, для Казахстана перераспределение полномочий между ветвями власти фактически означает новый этап демократизации общества.

«Республика становится более сильной, когда ведущая роль, особенно в социально-экономических вопросах, принадлежит правительству», - сказал эксперт.

Делясь своим мнением о целях и задачах Послания, он положительно оценил нацеленность нашей страны войти в состав высокоразвитых стран, а также внимание развитию бизнеса, что подкреплено конкретными шагами и механизмами. «В Казахстане есть четкое понимание стратегии экономического развития», - считает Игорь Филькевич.

Важным, по егомнению, также является выделение в качестве приоритета улучшение качества человеческого капитала. Со слов эксперта, реализации данной политики способствует продолжение Казахстаном практики предоставления образования молодежи в различных странах мира.

Отдельно и в положительном ключе им был выделен приоритет Казахстана по развитию евразийской логистической инфраструктуры.

«Проезжая по дорогам Казахстана, видишь, что эти целевые задачи уже претворяются в жизнь», - резюмировал свое выступление эксперт.

Директор департамента финансовой политики ЕЭК Тигран Давтян высоко оценил обозначенное в Послании в качестве приоритета улучшение качества человеческого капитала. Отмечая важность и эффективность, обозначенной в Послании приватизации и принципа ГЧП, Давтян порекомендовал создать инвестиционные фонды, что также придаст импульс при создании и развитии фондового рынка.

Декан факультета социологии и политологии Финансового университета при Правительстве РФ Александр Шутилов, комментируя специальное обращение Президента РК по вопросам перераспределения полномочий между ветвями власти, отметил зрелость политической системы Казахстана. Он также положительно оценил обозначенное в Послании в качестве приоритета улучшение качества человеческого капитала.

Генеральный директор Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве при МГУ Сергей Рекеда выразил мнение, что руководство Казахстана сформировало успешные механизмы управления государства, что позволяет переходить к более гибкой модели, способной оперативнее и эффективнее отвечать на вызовы внешней среды и управленческой системы.

Заместитель директора департамента финансовой политики ЕЭК Бембя Хулхачиев в своих комментариях о Послании народу Казахстана отметил, что задача по обеспечению к 2050 году вклада малого и среднего бизнеса в ВВП страны не менее 50% является амбициозной. Хулхачиев привел ряд импонирующих ему приоритетов и задач, которые он назвал «новеллами».

«Мне понравилось, то, что акимы совместно с Правительством должны утвердить конкретный план по своей области для улучшения условий бизнеса», - привел пример представитель ЕЭК.

К импонировавшим ему «новеллам» Хулхачиев также добавил оказание государственных услуг по электронному формату, снижение доли государства в экономике до 15% в ВВП, расширение государственно-частного партнерства, ответственность Центрального банка за рост экономики, развитие фондового рынка и стимулирование бизнеса за счет улучшения механизмы налогового администрирования.

«Это Послание адресовано не только к Казахстану, это очень серьезный сигнал для всех нас», - подчеркнул Хулхачиев.

Проректор РАНХиГС Андрей Марголин в своем выступлении отметил, что в Послании Президента РК народу Казахстана не только ставятся амбициозные задачи, но они еще и подкрепляются конкретными механизмами исполнения.

«Пять приоритетов очень тесно увязаны между собой, они не изолированы», - сказал Марголин, приведя в пример задачу разработки и принятия отдельной программы «Цифровой Казахстан», которая, как отметил ученый, невозможна без инвестиций в развитие человеческого капитала.

Также им была положительно отмечены, в качестве актуальных и важных задачи развития несырьевого экспорта, аграрного сектора экономики, фондового рынка и инвестирование в человеческий капитал.

«Мне нравится, что все проблемы решаются в комплексе. Исторический опыт свидетельствует о том, что те задачи, которые Нурсултан Абишевич ставил, выполнялись. Не понимаю, почему на этот раз должно быть по-другому», - резюмировал Марголин.

Инициация реформ, по мнению руководителя отдела экономики Института стран СНГ, ведущего научного сотрудника Центра постсоветских исследований Института экономики РАН, профессора Азы Мигранян, является переходом от модели управляемой рыночности к управляемой децентрализации.

«Этот шаг и время выбраны неслучайно. Именно на сегодняшний день в Казахстане сформировались условия, достаточные для того, чтобы можно было говорить о вполне самостоятельной рыночной свободной экономической системе, которая требует свободной либерализованной системы управленческих отношений. И в этих условиях было бы ассонансом сохранение централизации властных полномочий, особенно с распределением финансовых, ресурсных и товарных потоков», - считает Мигранян.

При этом эксперт обозначила моменты, которые, по ее мнению, «следует доработать при исполнении задач, поставленных в Послании.

Как отметила Мигранян, децентрализация полномочий, передача их на уровень акимов, районных управлений, соответственно предполагает передачу полномочий по управлению ресурсами, что накладывает определенную ответственность на тех лиц, которые будут заниматься принятием решений. В связи с этим, считает эксперт, Казахстану предстоит столкнуться с последствиями, с которыми сталкивается на протяжении всех реформенных лет Россия и другие страны СНГ, связанными со свободой действий чиновничьего аппарата, что может повлечь рост коррупционной составляющей и росту теневых взаимоотношений.

«Этот аспект, с точки зрения экономического мошенничества, должен быть отдельно рассмотрен и усилен, потому-то, когда передаются полномочия и права должны усиливаться ответственность и контроль», - подчеркнула она.

Касательно нацеленности нашей страны по вхождению в 30 развитых стран, эксперт отметила, что структура экономики Казахстана остается сырьевой. Более 58% произведенного ВВП в Казахстане (по данным 2015 года) является продукцией сырьевых отраслей.

«В этом контексте следовало бы более точно рассматривать исполнителям Послания в устраивании проектов не вхождения Казахстана в мировые цепочки производства, а формирования в Казахстане полного технологического цикла по добыче, переработке и с большей степенью добавленной стоимости», - поделилась своим мнением эксперт.

Говоря о стремлении соответствовать показателям ОЭСР, эксперт отметила необходимость некую корректировки с учетом реальности переходного периода с элементами постепенного «отпускания».

«Для Казахстана это будет серьезное изменение системы управленческих отношений», - подчеркнула Мигранян. Также эксперт поделилась своим видением относительно структуры ВВП по потреблению. Она пояснила, что структура ВВП по потреблению в Казахстане формируется на базе госрасходов и расходов домашних хозяйств.

«В Казахстане примерно равные пропорции этих двух основных видов расходов и Казахстан всегда делал ставку на увеличение расходов домашних хозяйств за счет увеличения благосостояния населения. В Послании мы видим задачу повышения производительности труда. Тут будут возникать определенные сложности с формированием соотношения темпов роста производительности труда и роста заработных плат. Потому, что слишком большое отставание зарплаты в условиях финансовых сложностей, пока еще наблюдаемых в ряде отраслей, будут дестимулировать рост производительности», - пояснила Мигранян, добавив, что опережение темпов роста заработных плат указывает на проблемы в производстве.

«Поэтому необходимо рассматривать совершенно иные подходы по стимулированию труда и мотивации производственных циклов», - подчеркнула она.

В контексте успевания за индустриально-технологическими темпами эксперт отметила необходимость рассмотрения проектов, базирующихся на пятом индустриально-технологическом цикле.

Сейчас читают