Правительственный час: О работе ЦОНов и других важных вопросах

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - Министр информации и коммуникаций РК Даурен Абаев пришел на правительственный час к депутатам Мажилиса Парламента с такими достижениями в сфере предоставления государственных услуг населению, что вице-спикер попросил его впредь почаще сообщать такие новости. О том, что это за нововведения, узнал корреспондент МИА «Казинформ».

Министр рассказал народным избранникам о ходе развития предоставления государственных услуг населению, которые к слову обозначены в Плане нации «100 конкретных шагов». Глава МИК начал с того, что в Казахстане из 746 госуслуг 621 (или 83%) оказывается государственной корпорацией «Правительство для граждан». Это одно из госучреждений с самой разветвленной сетью представительств. По Казахстану у нее работают 349 фронт-офисов. Работающие в них почти 22 тысячи сотрудников ежегодно оказывают 34 миллионов услуг. Между тем, с помощью электронного правительства можно получить 452 госуслуг. Скоро количество полученных электронных услуг через портал Egov превысит 200 миллионов. Министр рассказал, что госуслуги могут получить и жители отдаленных районов Казахстана. Для этого работают 70 мобильных центров обслуживания населения, которые выезжают в аулы в среднем 13 тысяч раз за год.
null

Какие государственные услуги удобнее будет получать

В госкорпорации согласны с депутатом Мажилиса Майрой Айсиной, которая считает, что казахстанцы должны получать услуги максимально комфортно.

«Человеку, в принципе, без разницы кто и каким образом предоставляет услуги. Ему просто должно быть удобно и доступно. Поэтому, первостепенная задача госорганов - изменить культуру и характер своего общения с гражданами», - отметила она на правительственном часе.

По словам министра, в начале этого года запущены сервисы - SMS-уведомление о результатах оказания государственных услуг на мобильный телефон, а также доставка документов на дом. Помимо этого, офисы госкорпорации работают с 9 утра до 8 вечера, но для удобства граждан в Алматы, Астане и Шымкенте открыты ЦОНы, которые работают ночью. Кроме того, в рамках пилотного проекта упрощены процедуры получения водительских прав. Например, жители Астаны и Алматы могут сдать документы в обычном ЦОНе и получить готовые водительские удостоверения там же. Ранее такое было возможно только в специализированных ЦОНах.

Между тем, министр заверил, что эта работа продолжится и озвучил ряд нововведений для комфорта получателей госуслуг. Так, планируется реализация проактивного принципа оказания государственных услуг полностью в электронном формате, без обязательного физического присутствия. Например, такая мера упрощает получение свидетельства о рождении.

Совместно с рядом государственных органов, а именно Министерством юстиции, МВД, Министерства труда и социальной защиты населения, а также Генпрокуратурой, планируется реализация проекта «Услуга без справок» (Paper free). Этот проект позволит исключить истребование наиболее востребованных электронных справок у граждан.

«Самую большую нагрузку несет адресная справка. Сейчас мы должны будем объединить информационные системы госорганов. К примеру, директору школы нужна адресная справка. Сейчас он запрашивает ее у родителей, мол, принесите. Эта информационная система относится к базе данных физлиц или регистрации недвижимости. Эта база данных находится, к примеру, в Минюсте. Мы интегрируем базу данных Министерства образования и науки и Министерства юстиции. То есть гражданину уже не надо будет приносить эту справку. Вся необходимая информация для школы будет появляться на экранах. В 2016 году было выдано 15 миллионов адресных справок. Представляете, каким образом мы сократим нагрузку на ЦОН?» - пояснил министр журналистам в кулуарах правительственного часа.

Даурен Абаев также проинформировал, что в ближайшее время в Астане планируется запустить Digital-ЦОН, где будет полностью автоматизированное получение государственных услуг без участия операторов центров. 

Работа с каждым инцидентом персонально

Между тем, без внимания не остались проблемные вопросы. Во время правительственного часа депутат Мажилиса Снежана Имашева напомнила министру о недавнем случае, когда жительница Алматы Анна Димитриевич сообщила о передаче ее личных данных стороннему лицу в одном из Центров обслуживания населения (ЦОН) города. Депутат попросила министра разъяснить, какие меры примет ведомство, чтобы не допустить таких случаев в будущем.

null

Министр ответил, что после общественного резонанса, вызванного этим случаем, в его ведомство поступило 60 жалоб о том, что «сотрудники ЦОНа получили доступ к персональным данным без разрешения». «Так они думали. То есть они приходят и говорят: «Дайте мне справку?». Сотрудник ЦОНа, с его ЭЦП заходит к персональным данным, сверяясь с удостоверением личности, получает справку и выдает. Все данные, которые мы проверили - не подтвердились. То есть люди просто забыли, что обращались и получали справку. То есть они видели в своем личном кабинете, что кто-то три месяца назад получал справку и говорят, что не заказывали ее. Но благодаря заявлениям, видеокамерам, мы все это выясняем. Если мы сейчас не пойдем на встречу гражданам, то в ЦОНах тогда опять будет очередь. Поэтому мы видим два пути - повышение навыков самих граждан и интеграция всех информационных систем , которые у нас имеются», - заключил министр. 

Спросили у министра и о зарплате операторов ЦОНа. По данным Даурена Абаева, в среднем, она составляет около 65 тысяч тенге. «Мы большую работу в этом направлении проводим. Будем ставить вопрос и через республиканский бюджет, и через корпоративное управление самой госкорпорации, чтобы они (правильно) управляли своими финансами. Раньше писали: 200 человек центрального аппарата и существует три дирекции, не расшифровывая, что в них находится. Когда мы начали проверять дирекции, оказалось, что в них совокупно работают 700 человек. Дирекция ЦОНа, дирекция земельного кадастра, дирекция по выплате пенсии - там находились по бухгалтеру и юристу. Они дублировали друг друга. Мы взяли это объединили. То есть, это так называемое корпоративное управление, благодаря которому сейчас центральный аппарат фактически сократился на 100 с лишним человек», - проинформировал министр.

«Когда мы сталкиваемся с непредвиденными ситуациями, нам всегда приводят в пример Грузию. Но там в работают 15 ЦОНов, а в Казахстане - 380, где трудятся 20 тысяч человек. Понятно, что с каждым обязательно, где-нибудь будет какой-то инцидент, но мы с каждым инцидентом в ситуационном центре работаем персонально», - заверил министр.

Депутаты в целом дали положительную оценку, а вице-спикер Мажилиса Парламента Владимир Божко даже попросил министра почаще выступать с такими хорошими новостями, благо, есть необходимые инструменты.

«Мы о хорошем говорим мало. У нас временами (пишут), кто за кого замуж вышел, кто с кем разошелся, устаешь читать просто - залазят в семейную жизнь. А вот о хороших делах: что делается у нас по росту государственных услуг, повышению качества, что гражданин стал меньше ходить по коридорам и получать инфаркты - мы как то об этом молчим. Товарищ министр (Даурен Абаев), у вас все карты в руках - и газеты, и электронное правительство, так что не стесняйтесь, говорите о своей хорошей работе громко и на всю страну», - завершил депутат работу правительственного часа.

Сейчас читают