Подписание «дорожной карты» состоялось вследствие правильно выстроенной внешней политики РК - эксперт
«Многие ожидали встречи новоизбранного Президента Кыргызстана Сооронбая Жээнбекова с Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. И эти ожидания, по большому счету, оправдались. Причем Казахстан в период тянувшейся в последние месяцы ситуации избрал правильную позицию. Казахстан не стал жертвовать двусторонними отношениями ради каких-то безответственных высказываний ушедшего Президента Кыргызстана», - сказал Жумабек Сарабеков в комментарии агентству.
При этом важную роль в нормализации взаимоотношении двух государств, по его словам, отводится именно доброй политической воле Нурсултана Назарбаева, а также, в целом, выверенному, дружелюбному настрою внешней политики Казахстана, что в очередной раз продемонстрировало верность выбранному пути.
«Акцент со стороны Астаны был поставлен правильный», - подчеркнул эксперт.
«Достижение соглашения на самом высшем политическом уровне свидетельствует о том, что Астана и Бишкек намерены решать, в том числе, накопившиеся вопросы на границе», - добавил Жумабек Сарабеков.
Со своей стороны он приветствует подписание Правительствами Казахстана и Кыргызстана «Дорожной карты» по вопросам двустороннего экономического сотрудничества. При этом принятие данного документа двумя странами без участия в этом процессе третьей стороны наглядно демонстрирует тот факт, что Казахстан и Кыргызстан способны урегулировать возникающие взаимные вопросы самостоятельно, подчеркивает эксперт.
Напомним, 2 декабря 2017 года в рамках визита правительственной делегации Кыргызской Республики в Астану первый заместитель Премьер-Министра РК Аскар Мамин и вице-премьер-министр КР Толкунбек Абдыгулов подписали «Дорожную карту» по вопросам двустороннего экономического сотрудничества.
По поручению Главы государства Нурсултана Назарбаева по итогам встречи в Минске с Президентом Кыргызстана, Правительство Казахстана провело переговоры с правительственной делегацией Кыргызстана, по итогам которого была подписана «Дорожная карта» по вопросам двустороннего экономического сотрудничества, в том числе по ситуации на границе.
«Дорожная карта» содержит 50 мероприятий по комплексному решению актуальных вопросов двустороннего сотрудничества, взаимодействия в сфере пограничного, транспортного, фитосанитарного и ветеринарного контроля, таможенного и налогового администрирования. Документ включает 16 мер оперативного характера, 5 краткосрочных и 29 системную меру. По словам Аскара Мамина, эти меры направлены на дальнейшую адаптацию кыргызской экономики к нормам и требованиям Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с целью обеспечения доступа кыргызских товаров на рынки ЕАЭС.
Как ожидается, после подписания «дорожной карты» Казахстан и Кыргызстан перейдут на новые подходы по совместному обеспечению мер таможенного, налогового, ветеринарного, фитосанитарного и санитарно-эпидемиологического контроля на внешних границах ЕАЭС и обеспечению экспортно-импортных и транзитных поставок через казахстанско-кыргызскую границу с участием представителей Евразийской экономической комиссии.
В свою очередь кыргызская сторона взяла на себя обязательства по осуществлению надлежащего контроля в выше указанных сферах в полном соответствии с требованиями ЕАЭС. По мнению Аскара Мамина, полноценное и своевременное выполнение мероприятий «дорожной карты» позволит сформировать общий рынок на принципах транспарентности, легитимности и взаимной выгоды, а также придаст стимул для усиления взаимовыгодных торгово-экономических связей в традиционном русле добрососедства и дружбы.
Первый заместитель премьер-министра РК сообщил о том, что будет проводиться совместная работа по соблюдению требований технических регламентов ЕАЭС, включая проведение сертификации кыргызских товаров в казахстанских органах по подтверждению соответствия.
По итогам подписания «дорожной карты», стороны договорились, что с 00 часов 00 минут 3 декабря 2017 года Пограничная служба Республики Казахстан на всех пунктах пропуска казахстанско-кыргызской границы перейдет с усиленного пограничного контроля к повседневному варианту охраны границы.