Новые способы решить проблемы жильцов и КСК ищут в Казахстане

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - Сегодня в Мажилисе Парламента РК состоялся круглый стол по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, передает корреспондент МИА «Казинформ».

Участники встречи согласились с тем, что в Казахстане зачастую взаимодействие жильцов и обслуживающих организаций напоминает зону «конфликтов и горячих точек». И причина тому - отсутствие четких механизмов по их регулированию. Все согласились с тем, что существующую модель необходимо пересмотреть.

Депутат Серик Кусаинов потребовал от председателя Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства по инвестициям и развитию РК объяснить, почему существующий уже много лет вопрос поднимается только сейчас.

Мархабат Жайымбетов ответил, что ведомство решает проблему, и позицию Комитета представляет Казахстанский центр модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства.

Какие проблемы увидели власти Казахстана

Одной из главных проблем, по данным Казахстанского центра модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства, является непрозрачность деятельности органов управления. Отсюда вытекает недоверие собственников квартир, которые придерживаются позиции: «КСК не работает, поэтому не плачу».

Другой причиной низкого качества оказания услуг является то, что в стране нет пообъектного управления. Управляющая компания ориентируется на стандартный набор работ по содержанию дома и не стремится решать задачи перспективного планирования, не заинтересована в ресурсо- и энергосбережении, в проведении капитальных ремонтов. А собственники квартир не заинтересованы в накоплении средств на проведение капитального ремонта. В результате большая часть домов в стране имеет низкий класс энергоэффективности и высокий износ.

Многообразие форм управления также является одним из факторов. Жилищный фонд РК  насчитывает более 78 тысяч многоквартирных жилых домов. Управление домами предусматривает четыре формы. Первое - совместное управление всеми собственниками (если их количество не превышает 20-ти) - их насчитывается 5500, что составляет 43%. В Казахстане действуют 2984 кооперативов собственников квартир (КСК) - 23%. Третья форма - найм физических или юридических лиц - таких в стране 466 (3,6%). Иные формы, под которыми понимаются жилищно-строительные, производственные, потребительские кооперативы - их 4050 единиц (30,4%).

Такие формы управления как кооперативы стали многодомными. Например, в городе Алматы есть КСК, которое обслуживает 104 дома. «В итоге получается, что деньги, собранные на содержание одного дома, используются для других домов. И это неправильно. Деньги, которые собираются на содержание одного дома, должны использоваться исключительно на содержание этого дома», - сказал председатель правления Казцентра ЖКХ Марат Садуов.

Отсутствие в законе основных прав, обязанностей и ответственности органов управления приводит к тому, что они вместо того, чтобы осуществлять только функции управления, заключать договоры с сервисными компаниями по содержанию домов, содержат у себя в штате уборщиков, сантехников, дворников, бухгалтеров и другой персонал. Из-за этого основная доля собираемых средств расходуется на содержание штата. К примеру, как отметил руководитель Управления жилищной инспекции Астаны Алихан Куатбеков, на заработные платы уходит 60% средств, и только 40% - на общие нужды дома. А в Алматы, по данным руководителя Управления  жилья и жилищной инспекции Алматы Ануара Ускенбаева, есть КСК, у которых административные расходы достигают 90%.

Есть проблема того, что застройщики после завершения строительства домов, создают свои аффилированные компании по управлению ЖК без согласия собственников квартир. Они самовольно организуют кооперативы, сдают в аренду и продают общую собственность, в частности подвалы, чердаки, вплоть до помещений мусоропроводов, а значит - наживаются на гражданах.

При попытках сменить управляющую компанию владельцы квартир сталкиваются с серьезными сопротивлениями. Без поддержки госорганов сделать это просто невозможно.

Также существуют проблемы недостаточного объема полномочий государственных органов, низкого уровня регистрации объектов кондоминиума: из 78 тысяч многоквартирных жилых домов зарегистрирована только 21 тысяча, что составляет 27% от общего объема.

Председатель Общественного совета Астаны Сансызбай Есилов подчеркнул потребительское отношение владельцев квартир к общему имуществу: «Квартира за железными дверями его, а остальное - не его», а также низкий уровень квалификации работников в органах управления.

«Лет 17-18 назад мы столкнулись с проблемой некомпетентности председателей КСК. В сельском хозяйстве был развал, разваливались совхозы, специалисты переезжали в город, безработица, и председателями КСК часто работали и зоотехники, ветврачи, учителя, но не специалисты, которые понимают, что такое жилой дом», - отметил С.Есилов.

Что планируют принять для решения проблем

В Казцентр ЖКХ считают, что Казахстан может перенять такой международный опыт, когда в каждом многоквартирном доме в обязательном порядке образуется объединение собственников квартир. При покупке жилья собственник автоматически становится членом ОСК. Объединение осуществляет не только контрольно-надзорные функции, но и представляет интересы собственников квартир, основные вопросы решаются на собраниях. Каждое объединение открывает счет на текущее содержание, на будущий капитальный ремонт, заключает договоры с управляющей организацией.

«То есть действует по принципу: один дом, одно объединение, один счет. Считаем эту модель интересной и приемлемой для Казахстана», - сказал Марат Садуов.

Руководитель Управления жилищной инспекции Астаны Алихан Куатбеков назвал ОСК хорошей идеей, но усомнился в их целесообразности. По его словам, в городе уже существуют такие формы управления, но называются они не ОСК, а инициативные группы.

«К примеру, общая площадь пятиэтажного дома с 83 квартирами составляет 4 тыс квадратных метров, средний тариф 45 тенге. Нужно понимать, что председатель или бухгалтер не будет работать бесплатно. Если установить им зарплату по 70 тысяч, то из 180 тысяч останется  40 тысяч тенге. Вопрос: с какой сервисной компанией можно заключить договор на эти деньги?», - отметил он.

Для прозрачности работы органов управления Казцентр ЖКХ разрабатывает единую информационную систему. Портал е-КСК будет работать онлайн. Собственники квартир смогут голосовать о принятии каких-либо решений, получать сведения о поступлениях и расходах денежных средств, смотреть отчеты органов управления и ставить оценки. А органы управления смогут реагировать на жалобы, вопросы, проводить голосования, размещать данные о средствах, отчетах и информировать жильцов о собраниях. Госорганы смогут так проверять деятельность управляющих компаний, мониторить движение средств.

При этом председатель правления центра назвал "кустовыми" внедрение таких систем на местах. К примеру, проект е-КСК внедряется в Астане. Поэтому Марат Садуов попросил определить Казцентр ЖКХ единым оператором данной программы, что поможет решить задачи в комплексе.

Чтобы преодолеть потребительское отношение владельцев квартир к общему имуществу, по мнению депутата Серика Кусаинова, с жильцами нужно проводить разъяснительные работы.

«Мы должны объявить жителям и сказать, что регулирование жилищных отношений в многоквартирных домах должно быть новое. Это будет затратно, и мы должны людям четко сказать, что люди должны платить за это, это их собственность, и никакой инвестор и государство не должно его содержать. Все методы и механизмы, которые мы будем придумывать и организовывать, все равно будут на плечах жильцов», - резюмировал он.

Председатель общественного совета Астаны Сансызбай Есилов предложил предусмотреть механизм, чтобы председатели КСК проходили обучение и получали базовое представление о работе.

Завершая заседание, депутат Нуртай Сабильянов поблагодарил всех участников и сказал, что полученная информация будет учтена в законотворческой работе Комитета Палаты по экономической реформе и региональному развитию. 

Сейчас читают