Необходимость скорейшего реформирования КТЖ отметил депутат

Поезд
Фото: пресс-служба КТЖ

Проблему удорожания ж/д экспортных перевозок поднял депутат Мажилиса Мукаш Искандиров, передает корреспондент агентства Kazinform.

— Наш депутатский запрос касается установления повышающих коэффициентов к тарифу магистральной железнодорожной сети (далее — МЖС) для экспортных перевозок. В своем Послании народу Казахстана Глава государства отметил, что «в условиях нарастающей глобальной конкуренции и переориентации товарных потоков, особое значение обретает сбытовая политика». Одной из мер стимулирования экспорта во всех странах является государственное регулирование тарифов на услуги грузовых железнодорожных перевозок, в том числе с применением льготных тарифов. В нашей же стране мы наблюдаем лишь только динамику повышения тарифов национальным перевозчиком АО «НК «Қазақстан темір жолы» (далее — КТЖ). С 2016 года железнодорожные тарифы на перевозки грузов в Казахстане выросли более чем в 2 раза, — сказал Мукаш Искандиров, озвучивая депутатский запрос на пленарном заседании палаты.

Мажилисмен добавил, что только в 2023 году железнодорожные тарифы на перевозки грузов повышались трижды (МЖС с 1.01.2023 на 5%, МЖС с 27.04.2023 на 28,4%, локомотивная тяга с 06.11.2023 на 11,4%). В 2024 году состоялось повышение на МЖС на 5%, дополнительно заявлено повышение тарифа на локомотивную тягу на 35%.

— Но поданная в Комитет по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики заявка КТЖ на рост ценовых пределов на услуги МЖС (повышающие коэффициенты к утвержденным тарифам) для экспортных перевозок — в 3,89 раза в 2024 году, и в 4,42 раза в 2025 году, вызывает глубокую обеспокоенность отечественных экспортеров и создает им высокие риски снижения конкурентоспособности, потери рынков сбыта и остановки их производств, что прямо противоречит задачам, которые озвучил Президент в своем Послании, — подчеркнул Мукаш Искандиров.

Он также указал на непрозрачность процессов КТЖ между перевозочными функциями и функциями Национального оператора инфраструктуры, бесконтрольное наращивание кредитной нагрузки, непрогнозируемое для бизнеса повышение тарифов, закрытость стратегических планов.

— Также запланированное на 2025 год ввод КТЖ на IPO усугубляют ситуацию с обеспечением экономики страны качественными железнодорожными услугами, повышают риски невывоза казахстанской продукции, дестимулируют привлечение инвесторов и новых грузопотоков на вновь создаваемые объекты инфраструктуры. В этой связи в очередной раз обращаем внимание Правительства на необходимость скорейшего реформирования КТЖ путем отделения функций национального перевозчика от функций Национального оператора инфраструктуры (МЖС) с передачей компетенции управления Национальным оператором инфраструктуры в ведение Министерство транспорта РК, — добавил Мукаш Искандиров.

Сейчас читают