Мавзолей Айша-биби: Легенда о любви, запечатленная в камне

None
None
ТАРАЗ. КАЗИНФОРМ - В Казахстане и Центральной Азии нет другого такого памятника истории и архитектуры, как мавзолей Айша-биби, находящийся в Жамбылской области, в 18-ти километрах от Тараза, передает корреспондент МИА «Казинформ»

Жемчужиной средневекового зодчества его считают ученые историки, архитекторы, археологи, а также представители ЮНЕСКО, внесшие этот мавзолей в список особо ценных историко-архитектурных памятников человечества. Это единственный архитектурный памятник во всей Средней Азии, облицованный резной терракотой. Здание мавзолея Айша-биби отличается великолепием декоративного оформления терракотовыми плитками различной формы и неповторяющегося орнамента. Выполнялись плитки искусными мастерами вручную и насчитывали до 99 узорчатых композиций. В основе орнаментов использованы растительно-геометрические мотивы, в которых скрыта глубокая философия печальной легенды, сопровождающей историю появления мавзолея, о чем любят рассказывать посетителям здешние смотрители, обязательно расшифровывая при этом сохранившуюся надпись на западной колонне, выполненную арабской вязью: «Осень... Тучи... Земля прекрасна...».  
                                                                                               ***
За тысячу лет, с тех пор как возведено это уникальное творение неизвестного средневекового зодчего (датируется мавзолей XI - XII веками), до наших дней дошли в сохранности только часть западного фасада мавзолея с двумя угловыми колоннами и фрагменты северной и южной стен. С 80-х годов прошлого века мавзолей находился под стеклянным куполом во избежание дальнейшего разрушения. Здание мавзолея претерпело не одну реставрацию. Старинные кирпичи постоянно исчезали, так как люди уносили их, чтобы украсить свои дома. Вынутые из стен «родные» кирпичи реставраторы заменяли декоративными современными, которые быстро разрушались под дождем и солнцем.

null

По свидетельству аксакалов, когда-то в старину, если человек заходил внутрь мавзолея и говорил там вполголоса, его можно было слышать на улице на расстоянии 20 - 25 метров от здания. Звуки отдавались эхом, отражаясь от стен, и были разными по тональности и высоте. Если разложить кирпичи и ударять по ним металлическим предметом, как по ксилофону, то раздаются музыкальные звуки, составляющие гамму. Секрет «музыкальных» кирпичей мавзолея в том, что их изготавливали особым способом. Полностью восстановить секреты изготовления этих кирпичей сегодня не представляется возможным, они утеряны. Однако предполагают, что эти кирпичи в старину не обжигали, в глину добавляли медь, золото, животный жир. На сохранившихся старинных кирпичах мавзолея кое-где виднеется окислившаяся медь. Вероятно, это и играло определенную роль при создании звуковых эффектов. Только в 2005 году, благодаря государственной программе «Культурное наследие», зданию был возвращен первоначальный исторический облик.

По словам старшего научного сотрудника государственного историко-культурного заповедника-музея «Памятники Древнего Тараза» Анны Крокошевой, на реставрационные работы жемчужины средневекового зодчества - мавзолея Айша-биби в рамках этой программы было выделено 100 млн. тенге. Восстановительно-реставрационные работы проводили специалисты Туркестанского филиала РГП «Казреставрация». Для реставрационных работ использовалась только сауранская глина, сходная по составу с той, из которой изготавливали кирпичи мавзолея средневековые зодчие. Изразцовые плитки, которыми облицован мавзолей, изготавливались реставраторами, для сохранения исторической достоверности, как и много веков назад, вручную. Отреставрирован и находящийся рядом мавзолей Бабаджи-хатун, славный своим 16-ребристым зонтичным куполом, который не имеет аналогов в исторической и современной среднеазиатской архитектуре. Уникально и внутреннее убранство этого строения.

Сегодня мавзолеи Айша-биби и Бабаджи-хатун стали не только популярным среди туристов историческим памятником жамбылского региона, но и местом паломничества людей из ближнего и дальнего зарубежья. Приезжают сюда государственные деятели, съемочные группы, туристы, целители. Сюда приходят за благословением в делах семейных, с просьбами о даровании детей. Паломники соблюдают доисламскую традицию - нужно обойти мавзолей вокруг по ходу солнца, прежде чем войти внутрь. Когда находишься рядом с этими мавзолеями, чувствуешь неземную легкость, душевное спокойствие, умиротворенность. И в то же время - величественность памятников. Старики утверждают, что это неспроста - ведь в мавзолеях покоятся святые духи.
                                                                                                   ***
Однако драгоценная жемчужина достойна должного обрамления. И в 2010 году жамбылская предпринимательница Жумагуль Омарова в рамках социальной ответственности бизнеса осуществила достойное оформление этих двух мавзолеев, создав парковую зону «Девичий сад» и вложив в благоустройство архитектурного комплекса не только порядка 115 млн. тенге, но и свою душу. По ее словам, стиль ландшафтного дизайна в этом проекте подчинен идее создания атмосферы уединенности и покоя. Цветовая гамма парковой зоны решена в неброских цветочных тонах, соответствующих нежному образу средневековой красавицы Айши-биби. «Мне захотелось создать такое оформление, чтобы человек, который сюда пришел помолиться, почитать, мог уединиться и побыть наедине с собой и Всевышним, чтобы ничто вокруг не отвлекало его от своих мыслей», - рассказывает Жумагуль Омарова. Оформление территории комплекса начинается еще на республиканской трассе Алматы - Ташкент, вблизи которой расположен комплекс. Здесь установлены огромные цветочные клумбы, при въезде в сам комплекс находится выложенная из камней и цветов огромная мозаика, изображающая «звезду Улугбека». Все малые архитектурные формы, тротуарная плитка вокруг мавзолеев сделаны из цельных кусков серого гранита и желтого мрамора. На территории архитектурного комплекса построен караван-сарай и здание с мраморной отделкой для омовений и туалета. 

«Сюда приезжает масса паломников, и для них нужно создать соответствующие условия, ведь по канонам перед молитвой необходимо совершить омовение по всем правилам. Никогда не надо забывать, что мы всего лишь гости в этом мире, и нужно успеть сделать как можно больше добра этому миру, людям. Мне бы хотелось, чтобы у людей, побывавших здесь, осталось такое впечатление, что, если бы спросили, что запомнилось из окружающей мавзолей территории, то человек сказал бы - не знаю, я видел только мавзолей Айши-биби...», - говорит Жумагуль Омарова.    
                                                                                                     ***
...А теперь - легенда. Истории печальней нет на свете - эти навеянные Шекспиром строки можно отнести и к героям этой легенды о красавице Айше-биби, ее верной служанке Бабаджи-хатун и могучем хане Карахане. История эта, за достоверность которой сегодня никто не может поручиться, имеет несколько разновидностей, а в Жамбылской области ее знает, пожалуй, каждый школьник. «Карахан, знатный человек, приехал однажды в гости к баю Айгоже, где и познакомился с его дочкой, красавицей Айшой, - гласит один из вариантов легенды. - Молодые приглянулись друг другу. Но Карахан вынужден был спешно покинуть Айшу-биби, узнав  о нападении врага на свою родину.  Известие о том, что молодые нравятся друг другу, разозлило Айгожу, и он запретил дочери видеться с возлюбленным. В конце концов, Айша-биби, не получив в условленное время известий от жениха, решила сама тайком поехать к Карахану в сопровождении верной нянюшки Бабаджи-хатун. Взбешенный отец красавицы тем временем отправил вдогонку прислужников со словами: «Если не возвратится, пусть уж лучше умрет». Утомившись долгим путешествием, на берегу реки Аса, которая и сейчас протекает в одноименном селе Жамбылского района, Айша останавливается отдохнуть. Тут подосланные джигиты уговаривают одну из подруг Айши спрятать в ее одежду змею - ради шутки. Искупавшись, Айша надевает головной убор, и ядовитая змея смертельно кусает красавицу. Узнав о случившейся трагедии, Карахан спешно прибывает к реке. Айша-биби умирает у него на руках. Над могилой Айши-биби хан Карахан воздвиг изумительной красоты кумбез».

null

По другой версии - дочь известного ученого и поэта XI века Хакима Сулеймена Бакыргани Айша-биби приглянулась правителю Тараза Карахану Мухаммеду. Он попросил ее руки, однако ее воспитатель, шейх Айкожы, не дал согласие. И далее аналогично...Мавзолей Айша-биби неразрывно связан с другим памятником среднеазиатской архитектуры в жамбылском регионе - мавзолеем хана Карахана. Он был построен позже, после смерти Карахана, на территории нынешнего Тараза, причем воздвигнут мавзолей на одной линии с мазаром Айши-биби. По замыслу авторов сооружения, можно было, находясь возле одного мавзолея, увидеть другой.

То ли сказка это, то ли быль,
Но спешит к любимому Айша-биби.
В нежный шелк затянут стройный стан.
Ждет давно невесту Карахан.

Не судьба им встретиться - сердце, плачь!
Безутешный вестник мчится вскачь.
Лучших мастеров позвал печальный хан,
Мавзолей узорчатый поставил там.
...И века промчались, как вода,
Строились и рушились города.
Мавзолей глядит вдаль - видеть бы...
Всё спешит к любимому Айша-биби.

Сейчас читают