Казахстан серьезно продвинулся в реформировании судебной системы
По его мнению, сейчас серьезным изменениям подвергается уголовное законодательство, с каждым разом становясь более гуманным и адекватным представлениям о справедливости и неотвратимости наказанию за правонарушения.
«Мы серьезно продвинулись в реформировании судебной системы, она способна быстро и эффективно реагировать на все вызовы времени, значительно сокращая дистанцию от времени подачи иска до судебного решения, от момента регистрации правонарушения до вынесения судебного вердикта», - отмечает спикер.
Тем не менее, по словам Жазбека Абдиева, уголовный процесс остается, как и прежде, громоздким, излишне зарегулированным, изобилуя формальными процедурами, которые участниками процессов по молчаливому согласию, зачастую просто игнорируются. Естественно, так далее продолжаться не может. И модернизация процессуальных основ правоохранительной деятельности, в рамках которой подвергается существенным изменениям уголовный процесс, является логическим продолжением правовой реформы.
Рабочая группа, созданная под эгидой Администрации Президента РК, в составе представителей Генеральной прокуратуры, Министерства юстиции, Верховного cуда и ряда других заинтересованных государственных органов провела большую работу в этом направлении, результатом которой стал законопроект, направленный в Парламент РК.
«Нововведения коснулись семи ключевых направлений отечественного уголовного судопроизводства - усиления защиты прав человека, бизнеса, повышения состязательности сторон, расширения судебного контроля, упрощения процедуры расследования, исключения дублирования и четкое распределение полномочий между органами следствия, прокуратурой и судом, введения электронного уголовного дела», - подчеркнул Абдиев.
В целях усиления защиты прав человека, исключается сбор доказательств, выходящих за пределы расследуемого события. Доказательства должны собираться только по зарегистрированному в ЕРДР заявлению, сообщению.
По словам секретаря Центрального Совета Республиканского общественного объединения Союза судей РК, нередки факты задержания лица по одному уголовному правонарушению, а впоследствии, по причине недоказанности, начинаются проводиться дополнительные обыски, выемки и другие процессуальные действия, преследующие одну цель - любым путем оправдать неправомерное действие правоохранительного органа.
«Во избежание этого, законопроект предусматривает, если в ходе сбора доказательств будет установлен факт совершения иного уголовно наказуемого деяния, сбор по нему доказательства возможен только после отдельной регистрации в ЕРДР», - отметил спикер.
Действующее уголовно-процессуальное законодательство позволяет, в случае принятия окончательного решения по уголовному делу, не уведомлять лицо, интересы которого затронуты, о проведенных в отношении него негласных следственных действий.
Отныне орган досудебного расследования не позднее шести месяцев, с момента вынесения итогового решения по уголовному делу, будет обязан уведомлять лиц о проведенных в отношении них негласных следственных действий.
В рамках соблюдения конституционных основ защиты прав человека, предусмотрено сокращение сроков задержания с 72 до 48 часов для совершеннолетних, а для несовершеннолетних до 24 часов.
«Правда, также предусмотрен перечень исключительных случаев, при которых срок задержания может длиться 72 часа - это совершение особо тяжкого, террористического или экстремистского преступления, преступлений в ходе массовых беспорядков, в составе преступной группы, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и их аналогов, против половой неприкосновенности несовершеннолетних. А также умышленных преступлений, повлекших смерть человека. Кроме того, при невозможности обеспечить своевременное доставление лица к следственному судье вследствие отдаленности или отсутствия надлежащих путей сообщения и в условиях чрезвычайного положения или чрезвычайной ситуации», - пояснил Абдиев.
Законопроектом предусмотрено уведомление собственника о временном ограничении на распоряжение имуществом и обязанность следователя по истечении 10 суток снять это ограничение, если он не обратился к следственному судье за санкцией на арест имущества. Это обеспечит защиту прав собственности не только подозреваемых и обвиняемых по уголовному делу, но и сторонних лиц, не вовлеченных в уголовных процесс.
Что касается, защиты бизнеса, законопроект предусмотрел запрет на содержание под стражей по экономическим преступлениям. Исключения составят преступления по таким составам как рейдерство, легализация имущества, полученного преступным путем, изготовление и сбыт поддельных денег, ценных бумаг, принуждение к совершению сделки, экономическая контрабанда, создание финансовых пирамид и организованных преступных групп, а также при попытках лица скрыться от следствия и суда.
Законопроектом расширены права и полномочия адвокатов, эти поправки направлены на повышение состязательности сторон. При их одобрении законодателем, к материалам уголовного дела будут приобщаться, в качестве доказательств, проведенные адвокатами опросы, для адвоката станет возможным через следственного судью обязать следователя проводить процессуальные действия, необходимые для осуществления защиты.
Стороны защиты и обвинения, перед направлением уголовного дела в суд, будут вправе обменяться собранными доказательствами, при этом доказательство, не предъявленное при обмене, не будет иметь доказательственной силы.
На расширение судебного контроля направлены поправки по передаче всех санкций, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом суду. В случае принятия этих поправок, орган досудебного расследования с ходатайством о санкции будет обращаться напрямую в суд, а прокурор будет уведомляться направлением копии такого ходатайства.
Только три санкции, ограничивающие свободу, предлагается получать через прокурора - это взятие под стражу, домашний и экстрадиционный аресты. Здесь прокурор выступит дополнительным фильтром против возможного нарушения прав лиц, в отношении которых возможно санкционирование ограничение свободы.
Отдельного внимания заслуживает инициатива по введению в уголовный процесс приказного производства по уголовным проступкам и преступлениям средней тяжести, санкция которых предусматривает штраф в виде обязательного наказания.
Такой ускоренный порядок рассмотрения дела предполагается применять при признании вины обвиняемым, наличии достаточных доказательств и согласии всех участников уголовного процесса к применению наказания в виде штрафа. Все производство по проступкам займет 6 суток.
Еще одно новшество - это электронное уголовное дело. Проектом предлагается возможность ведения уголовных дел в электронном формате, что позволит осуществлять постоянный электронный прокурорский и судебный контроль за ходом расследования.
Уверен, в случае принятия этого проекта закона Парламентом, он будет по достоинству оценен как гражданами, так и работниками правоохранительных органов.