Казахстан глазами азербайджанского журналиста

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - Азербайджанский журналист Исмаил Фаталиевопубликовал в информационном агентстве Vesti.az обширную статью о жизни в Казахстане и о красотах Астаны. При этом, обозреватель отметил, почему Казахстан всегда обособляли от остальных стран Средней Азии. «Спустя много лет я понял, что это так не только с точки зрения географии, но и места на международной арене и значимости в мире в целом».

Астана - город не из мира сего

Как пишет Исмаил Фаталиев, «признаюсь, мне довелось побывать в более чем 25 странах, но я впервые столкнулся с таким «стеклянным» и изящным городом как Астана. С другой стороны оно и не удивительно. Ведь само слово Астана означает порог, то есть место, где встречают гостя. А каким еще должен быть порог? Маленький провинциальный городок всего за каких-то десять лет превратился в ультрасовременную столицу. Отели высокого уровня, зеркальные небоскребы, такие как здание министерства транспорта и коммуникаций - «Транспорт Тауэр», как мне говорил местный таксист, в народе его называют «зажигалка», широкие проспекты и красивые набережные. Сама Астана, бывший Целиноград, разделена рекой Ишим. Стоя на набережной и наблюдая, как река делит город на новую и старую части, чувствуешь себя будто в портале времени. Сделав несколько шагов, путешественник из спальных районов старой Астаны переходит в зеркальную Новую Астану».
null

Легенда, переросшая в быль

Легенда, которая стоит за этим величественным памятником, раскрывает суть современного Казахстана и обойти ее вниманием просто невозможно, отмечает азербайджанский обозреватель. «По древнетюркскому преданию Байтерек - вечное дерево жизни, которое находится на берегу Мировой реки, протекающей на стыке миров. Он корнями удерживает землю, а кроной подпирает небо. Корни этого дерева, соответственно, находятся в подземном мире, само дерево, его ствол - земном, а крона - в небесном. Каждый год в кроне Дерева священная птица Самрук (у нас в Азербайджане мы ее Симургом зовем) откладывает яйцо - Солнце, которое проглатывает дракон Айдахар, живущий у подножия дерева жизни, что символически означает смену лета и зимы, дня и ночи, борьбу Добра и Зла. Весь символизм заключается в том, что «Байтерек» означает молодое, крепкое, растущее дерево, символизирует собой государство, сохранившее свои исторические корни, имеющее прочную опору и устремленность к будущему процветанию, т. е. олицетворяет сам Казахстан».

Потомки кыпчаков

Ныне населяющие эту страну люди впитали в себя богатое наследие восточной ветви тюрков - кыпчаков. Еще президент Казахстана Нурсултан Назарбаев говорил, что история страны не ограничивается только 550-летием Казахского ханства, но уходит вглубь истории и берет начало от саков, гуннов, сарматов, наконец тюрков-кыпчаков.

Ведущий научный сотрудник Института археологии и этнографии Национальной Академии Наук Азербайджана (НАНА), доктор наук Заур Гасанов считает, что история тюркских народов, в том числе кыпчаков преднамеренно искажалась в советской историографии.

«Если посмотреть на советскую историю можно увидеть, что история всех тюрок начинается в средние века. Была официальная установка не удревнять историю тюркских народов далее чем 6 в до н. э. В то время, как тюркская история начинает свое формирование в 3 и 4 тысячелетии до н. э. В советской науке говорилось, что в Казахстане жили иранцы-арийцы. Хотя скифско-сакский период наиболее важный период изучения тюркских племен, в том числе и предков современных казахов-кыпчаков».

null

В этом убежден и видный путешественник Казахстана, ученый Сапар Искаков. Недавно он во главе экспедиции гостил в Азербайджане и мне довелось с ним поговорить. Научная экспедиция казахстанских ученых-историков под названием "Бабалар ізімен" (По следам предков) имела целью отследить и изучить следы миграции казахов и тюрков в мире, а также знакомство с потомками древних гуннов, тюрков, кыпчаков. Сапар Искаков считает, что кыпчаки оставили свой след не только в истории Азии, но и Африки и Европы.

Синтез самобытности и мультикультурализма

Что касается культуры этого края, то более 100 этносов и 18 конфессий, представленных в Казахстане, не могли не оставить свой след и внести вклад в «кипящий котел» мультикультурализма, свойственного Дешт-и-Кипчак, Кипчакской степи, именно так казахстанцы называют свою Родину. Такие памятники мусульманского зодчества, как Мавзолеи Айша-биби и Ходжи Ахмета Яссави в Южном Казахстане включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В последние десятилетие страна взяла курс на популяризацию своей культуры на международном уровне. C 2005 года в Астане проводится международный фестиваль-конкурс этнических культур Spirit of Desht-I-Kipchak или Дух Дешт-И-Кипчак. С каждым годом число стран-участников этого мероприятия только увеличивается. Приуроченный к проведению специализированной международной выставки «Expo-2017» в столице Казахстана, на фестивале в этом году примут участие представители 32 стран. Цель фестиваля - объединение творческих людей из разных уголков земного шара, популяризация и сохранение идентичности национальной культуры, языка и истории. А это возможно сделать только через актуализацию этнической музыки, демонстрацию лучших композиций и произведений этнических групп, роста культурного развития.

Популяризацию к примеру, можно начать с казахских музыкальных инструментов, таких как Кобыз, Домбра, Жетыген. Например кобыз, который является прародительницей многих смычковых музыкальных инструментов типа скрипки. Он украшался перьями совы, кусочками зеркал. Аналогом кобыза в Азербайджане является каманча.

Казахстан на международной арене

Значимость Казахстана как игрока, с которым считаются на международной арене доказывает тот факт, что Казахстан был инициатором многих значимых интеграционных объединений, таких как Содружество Независимых Государств (СНГ), Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС), Совещание по мерам доверия в Азии и Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС). Казахстан впервые проводил в стране саммит ОБСЕ в этом веке и Организации исламского сотрудничества. Пожалуй, одним их главных внешнеполитических достижений Казахстана является его избрание непостоянным членом СБ ООН от азиатско-тихоокеанской группы государств на 2017-2018 годы. Во время голосования, которое прошло 28 июня 2016 года в Генеральной Ассамблее ООН, в Нью-Йорке кандидатуру Казахстана поддержали 138 государств из 193 государств-членов ООН, принявших участие в голосовании. Бесспорно то, чтоб получить поддержку такого большого количества стран была проведена плодотворная дипломатическая работа со времен объявления независимости страны. Таким образом, Казахстан стал первым государством Центральной Азии, избранным в состав наиболее важного политического органа ООН, на который уставом организации возложены полномочия по поддержанию глобального мира и безопасности.

null

Другим показателем значимости страны на международной арене и личного авторитета президента страны Нурсултана Назарбаева являются многораундовые переговоры по сирийскому урегулированию, которые проводятся в Астане и на деле оказываются более эффективными, чем Женевские переговоры под эгидой ООН, частью которых они являются. Знаменательны в этом отношении слова лидера КНР Си Цзиньпина во время недавнего саммита ШОС в Астане. В канун встречи глав государств организации лидер КНР, отметив стремительное развитие Казахстана, сказал: «За последние 20 лет Астана испытала огромные изменения, что открыло дорогу для прекрасного будущего Казахстана. Я убежден, что под руководством Нурсултана Назарбаева Казахстан достигнет новых успехов в плане национального возрождения и строительства государства».

Сейчас читают