Как отмечали Наурыз мейрамы в Торгае
Своими воспоминаниями делится житель села Амантогай Амангельдинского района, заслуженный деятель района, исследователь истории Мухтар Ходенов.
«Как вы знаете, празднование Наурыза запретили в конце 1920-х годов. И возобновили праздник лишь к концу 1980-х, началу 1990-х годов, когда страна обрела независимость. Но в отдаленных сёлах и аулах продолжали хранить традиции и в своём кругу отмечать Наурыз мейрамы»,- рассказывает Мухтар Ходенович.
Каждый аул, по словам аксакала, встречал весну по-своему. Например, в местностях Батпаккара, Жыланшык, Сарбас в Торгайском крае народ отмечал Наурыз сообща.
«После 1990 годов жители Торгайского края начали отмечать Наурыз уже на Тойтобе, где разбивали праздничную площадку, юрты. Позже это место прозвали Наурыз аланы. А когда зима была холодная, приходилось праздновать Наурыз в классах местных школ. Каждый класс оборудовали под юрту, которая представляла одно из сел и аулов района, и из класса в класс (из юрты в юрту) народ гулял, чтобы отведать угощения, поздравить друг друга с весенним равноденствием и обновлением, а массовые гуляние и состязания, по традиции, проходили на улице», - вспоминает Мухтар ата.
Своё особое место, где сразу несколько сел встречали приход Весны, было и у жителей ныне расформированного села Кустобе в Амангельдинском районе. Именно Кустобе в своё время был у казахов местом сбора и празднования Дня равноденствия - Наурыза. И отмечали его, в первую очередь, организацией кокпара и массовыми гуляниями.
«В Дни равноденствия жители собирались под чутким руководством аксакалов в местности Кустобе и проводили соревнования - кокпар и байгу. Именно с этими национальными играми напрямую связано традиционное празднование Наурыза у нас», - рассказывает одна из старейших жителей села Дамеш Әбдирахманкызы.
Кокпар стартовал на холме Зертес в 3-4 километрах от поселения Кустобе, где и закидывали тушу козла, и по команде все участники состязания бросались к ней. Джигит, первым поднявший с земли тушу, должен был первым доскакать до Кустобе.
Славился Наурыз в Торгайском регионе не только организацией состязаний, но и вкусными казахскими блюдами.
Как рассказывает Дамеш аже, среди молочно-мясного казахского меню особое место занимал десерт - «жент». Несмотря на то, что многие уже забывают про такое казахское лакомство, Дамеш ажей помнит все до и мелочей.
«Жент казахские женщины готовили по одному традиционному рецепту, которое передавали из поколения в поколение. Переняв его от своей бабушки и мамы, я в своём время научила своих дочерей и внучек готовить жент. Некоторые называют его ещё «коспа». Пшеницу или просо промывали, сушили, толкли в ступах и на ветру отделяли от шелухи. Затем тары обжаривали и перемалывали в муку в диерменах. Диерманами казахи называли жернова»,- делится Дамеш аже.
После диермена перемолотое просо, а по-казахски - талкан - смешивали с растопленным сливочным маслом, сахаром, или творогом или иримшик. По желанию добавляли изюм и орехи. Получившуюся массу оставляли на холоде некоторое время. А при подаче разделяли на маленькие кусочки.
«Время чаепития с жентом на дастархане превращалось в целый праздник. Хранили жент тоже с большим трепетом, закутав в чистую ткань и положив на дно сундука со сладостями», - вспоминает она.
Стоит отметить, старшее поколение казахов сумело с трепетом сохранить и передать традиции празднования Наурыза следующим поколениям. Наурыз мейрамы сегодня вновь стал праздником труда и обновления, любви, дружбы и плодородия.