Как отмечали Наурыз мейрамы в Торгае

None
None
КОСТАНАЙ. КАЗИНФОРМ - Наурыз мейрамы является символом весеннего обновления, торжества любви, плодородия и дружбы. О том, где встречали Наурыз жители Торгайского региона, корреспонденту МИА «Казинформ» рассказали представители старшего поколения, кто сохранил традиции этого великого праздника.

Своими воспоминаниями делится житель села Амантогай Амангельдинского района, заслуженный деятель района, исследователь истории Мухтар Ходенов. 

«Как вы знаете, празднование Наурыза запретили в конце 1920-х годов. И возобновили праздник лишь к концу 1980-х, началу 1990-х годов, когда страна обрела независимость. Но в отдаленных сёлах и аулах продолжали хранить традиции и в своём кругу отмечать Наурыз мейрамы»,- рассказывает Мухтар Ходенович. 
null 

Каждый аул, по словам аксакала, встречал весну по-своему. Например, в местностях Батпаккара, Жыланшык, Сарбас в Торгайском крае народ отмечал Наурыз сообща. 

«После 1990 годов жители Торгайского края начали отмечать Наурыз уже на Тойтобе, где разбивали праздничную площадку, юрты. Позже это место прозвали Наурыз аланы. А когда зима была холодная, приходилось праздновать Наурыз в классах местных школ. Каждый класс оборудовали под юрту, которая представляла одно из сел и аулов района, и из класса в класс (из юрты в юрту) народ гулял, чтобы отведать угощения, поздравить друг друга с весенним равноденствием и обновлением, а массовые гуляние и состязания, по традиции, проходили на улице», - вспоминает Мухтар ата. 

Своё особое место, где сразу несколько сел встречали приход Весны, было и у жителей ныне расформированного села Кустобе в Амангельдинском районе. Именно Кустобе в своё время был у казахов местом сбора и празднования Дня равноденствия  - Наурыза. И отмечали его, в первую очередь, организацией кокпара и массовыми гуляниями. 

«В Дни равноденствия жители собирались под чутким руководством аксакалов в местности Кустобе и проводили соревнования - кокпар и байгу. Именно с этими национальными играми напрямую связано традиционное празднование Наурыза у нас», - рассказывает одна из старейших жителей села Дамеш Әбдирахманкызы. 

Кокпар стартовал на холме Зертес в 3-4 километрах от поселения Кустобе, где и закидывали тушу козла, и по команде все участники состязания бросались к ней. Джигит, первым поднявший с земли тушу, должен был первым доскакать до Кустобе. 

Славился Наурыз в Торгайском регионе не только организацией состязаний, но и вкусными казахскими блюдами. 

Как рассказывает Дамеш аже, среди молочно-мясного казахского меню особое место занимал десерт - «жент». Несмотря на то, что многие уже забывают про такое казахское лакомство, Дамеш ажей помнит все до и мелочей. 
null 

«Жент казахские женщины готовили по одному традиционному рецепту, которое передавали из поколения в поколение. Переняв его от своей бабушки и мамы, я в своём время научила своих дочерей и внучек готовить жент. Некоторые называют его ещё «коспа». Пшеницу или просо промывали, сушили, толкли в ступах и на ветру отделяли от шелухи. Затем тары обжаривали и перемалывали в муку в диерменах. Диерманами казахи называли жернова»,- делится Дамеш аже. 

После диермена перемолотое просо, а по-казахски - талкан - смешивали с растопленным сливочным маслом, сахаром, или  творогом или иримшик. По желанию добавляли изюм и орехи. Получившуюся массу оставляли на холоде некоторое время. А при подаче разделяли на маленькие кусочки. 

«Время чаепития с жентом на дастархане превращалось в целый праздник. Хранили жент тоже с большим трепетом, закутав в чистую ткань и положив на дно сундука со сладостями», - вспоминает она. 

Стоит отметить, старшее поколение казахов сумело с трепетом сохранить и передать традиции празднования Наурыза следующим поколениям. Наурыз мейрамы сегодня вновь стал праздником труда и обновления, любви, дружбы и плодородия. 

Сейчас читают