Как могут изменить работу вузов в Казахстане - законопроект

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - В Казахстане планируют расширить академическую свободу вузов до 85 процентов. Об этом сообщил министр образования и науки РК Ерлан Сагадиев на пленарном заседании Мажилиса Парламента РК, передает корреспондент МИА «Казинформ».

На заседании был рассмотрен в первом чтении проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам расширения академической и управленческой самостоятельности высших учебных заведений».

«В целом, данные изменения регулируют три основных направления деятельности вузов. Первое - академическое, второе - управленческое, третье - финансовое. По академической самостоятельности. Академическая свобода - это наделение вузов полномочиями по самостоятельному определению содержания программ и повышению качества обучения. Это важно в условиях перехода к новой экономике, когда потребность в квалифицированных кадрах и новых профессиях все больше возрастает. Мы признаем, что сегодня высшее образование не всегда может оперативно реагировать на вызовы, диктуемые рынком труда. К примеру, нужно было открыть специальность «история-география для сельских школ». В соответствии с действующим законодательством на это потребовалось два года. Так как этот вопрос нужно обсудить на республиканском методическом совете, далее обратиться в Министерство по инвестициям и развитию для включения в классификатор, а затем утвердить типовой учебный план и получить лицензию», - сказал Е. Сагадиев.

Министр сообщил, что рынок труда меняется быстро, поэтому указанные факторы будут исключены путем внедрения новых положений, с учетом опыта Назарбаев Университета. Это международная практика. Например, в России, по инициативе Владимира Путина подготовка бакалавра по IT-специальностям возможна в течение 2,5 лет.

Затем Е. Сагадиев рассказал о содержании законопроекта. Так, предлагается расширить академическую свободу вузов от 65 процентов до 85 процентов. Для этого вузы наделяются полномочиями по самостоятельной разработке образовательных программ. Таким образом, вузовские программы по каждой специальности будут разрабатываться самостоятельно вузом с ориентиром на рынок труда, и оцениваться профессиональным сообществом. Для учета данных образовательных программ будет вестись реестр через Единую информационную систему образования.

Также предлагается изменить структуру классификатора. В нем свыше 600 специальностей, многие из которых на сегодняшний день являются неактуальными для рынка труда. Включение новых специальностей высшего и послевузовского образования занимает от 6 месяцев до 1 года. В этой связи вводится новый классификатор по направлениям подготовки кадров, в рамках которого вузы смогут разрабатывать новые программы.

Вместе с этими нововведениями меняется механизм лицензирования. Если раньше лицензировалась специальность, то в соответствии с новым классификатором будет лицензироваться направление подготовки кадров, в рамках которого вуз будет разрабатывать и реализовывать образовательные программы.

Также предлагается ввести поправки в части расширения сети аккредитационных агентств, признанных на европейском и азиатском континентах, чтобы совершенствовать институт аккредитации с учетом международных стандартов, в том числе стандартов европейского пространства высшего образования ICG. В данный момент в реестр аккредитационных организаций входит 8 агентств, из них 5 казахстанских и 3 зарубежных. Их регламенты разработаны на основе международных стандартов.

В рамках законопроекта в рамках расширения академической свободы обучающимся дается право на определение своей траектории обучения.

Фото: liter.kz

Сейчас читают