Индийский эксперт назвал делегирование полномочий Президента зрелым шагом

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - Казахстан имеет прочную основу, благодаря которой он мог бы двигаться вперед к демократизации. В связи с чем, цели, поставленные Назарбаевым в Стратегии «Казахстан-2050», с целью пробиться в ряды топ-30 развитых стран, заслуживают внимания. 

Такое мнение выразил Мукеш Кумар Мишра, эксперт Центра исследований Центральной Азии Школы иследований международных отношений Университета им. Джавахарлала Неру в Нью Дели.

Согласно видению Главы государства, движение к топ-30 развитых стран должны проходить поэтапно: первый этап охватывает период до 2030 года, в ходе которого Казахстан должен будет сделать модернизационный прорыв, используя «окно возможностей» в 21-м веке. Это потребует от Казахстана добиться того, что развитые страны осуществили во время индустриального бума прошлого века. Казахстан должен обеспечить динамичный рост традиционных секторов и создать сильную обрабатывающую промышленность в течение трех этапов, показанных в таких программах, как Казахстан 2030 и 2050, а также 100 конкретных шагов.

Подходы, изложенные в «100 конкретных шагах по реализации пяти институциональных реформ», направлены не только на то, чтобы дать стране четкое представление о векторе развития, который проложен вновь избранным лидером, но и дать возможность мировому сообществу использовать их в качестве контрольного списка дел, обязательных к исполнению. «100 конкретных шагов» являются проводником к осуществлению глобальных и локальных планы нации на пути к вхождению в список 30-ти развитых стран в новых исторических условиях.

«100 конкретных шагов» дадут Казахстану запас прочности, что, безусловно, позволит ему пройти сложный путь к осуществлению стратегии «Казахстан- 2050» и укреплению казахской государственности. План, в действительности, подразумевает радикальные изменения в обществе и государстве посредствам проведения пяти институциональных реформ: формирование профессионального государственного аппарата; верховенство закона; индустриализация и экономический рост; идентичность и единство; формирование подотчетного правительства.

Теоретически, политический процесс развивается циклично. Конституционный процесс имеет свою собственную историю. Это не первый раз, когда были внесены изменения в Конституцию Казахстана. Первые поправки были внесены в 1998 году, с целью демократизации политической системы. Эти поправки дали возможность партиям участвовать в выборах в Мажилис. Однако было только 10 выделенных мест. Тем не менее, это был шаг в направлении демократизации. Кроме того, в 2007 году был принят новый, более фундаментальный набор поправок к Конституции.

С самого начала пути Казахстана как независимого государства Президент Нурсултан Назарбаев отмечал, что процветание и социальная стабильность должны быть базовыми приоритетами, и никто не должен сомневаться, что эти цели будут достигнуты, так как они показывают приверженность страны демократическим реформам. Согласно этой приверженности, предложение передать целую массу президентских полномочий Парламенту Республики Казахстан и его Правительству было явным признаком растущей зрелости Казахстана. Это заметный шаг, который, конечно, приведет Казахстан к более сбалансированной расстановкой сил между ветвями власти. Совершенно очевидно, что президент Назарбаев считает, что это правильный подход для Казахстана, так как он вступает на следующий этап своего развития.

В то же время, 25 января по национальному телевидению Президент Назарбаев предложил пакет предложений для проведения консультаций, которые осуществили перераспределение полномочий от главы государства к парламенту и исполнительной власти. Парламент, к примеру, будет иметь большую ответственность за назначение или освобождение от должности премьер-министра и правительства, а также будет иметь право на вотум недоверия.

Реформы, как сказал президент, направлены на укрепление, как парламента, так и правительство, а также на обеспечение новой меры ответственности. Это, в любом случае, значительные реформы, которые потребуют изменений в Конституцию. Это правильно, что они были предложены к более широкому обсуждению. Целью предлагаемых реформ является более эффективная, стабильная и устойчивая государственная система, адаптированная к более сложному и полному вызовов миру. Показательно также, что президент, отдает полномочия и ответственность добровольно.

Эти реформы, однако, подчеркивают, насколько амбициозным Казахстан был и останется на будущем. Это решимость опираться на все, что было достигнуто, для обеспечения возможностями и процветанием всей страны. Децентрализацией власти, разделяя ответственность и делая отчетность более прозрачной, будет обеспечено более чуткое реагирование на принятие решений, созданы более сильные институты и ускорены демократические реформы, точно так, как и было обещано. Казахстан готов сделать еще один решительный шаг в своем развитии, отмечает индийский эксперт.

Сейчас читают